ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитрно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.03
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Дошкольная дефектология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 9
по учебному курсу «Специальная дошкольная педагогика»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Зольникова Ирина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-19б | |
| | |
Преподаватель | Сидякина Е. А. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022 г.
Практическое задание 4: Решите кейс-задачи:
Задача 1. Роль семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями трудно переоценить: родители и другие родственники ребенка могут стать союзниками профессионалов (врачей, педагогов, психологов), а могут сознательно или бессознательно препятствовать реабилитационному процессу. Как выбрать оптимальное направление работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и познакомить родителей с ее содержанием?
Ответ: Воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. Среди основных этапов следует выделить:
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).
Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- формирование математических представлений;
- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Задача 2. Педагог планирует организовать работу с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Какие задачи следует ставить в процессе работы с родителями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата? Какие следует предложить формы работы с семьей? Охарактеризуйте особенности семейного воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата? Назовите причины нарушения внутрисемейных отношений в семьях с проблемными детьми? Раскройте основные типы неправильного воспитания в семьях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сформулируйте направления психолого-педагогической помощи членам семьи больного ребенка.
Ответ: Задача педагога в данной ситуации наладить контакт не только с ребенком, но и с родителями в первую очередь.
Вся работа с родителями, имеющими особенного ребенка, строится на доверии и сотрудничестве. Педагогу необходимо изучить психологический климат семьи, особенности внутрисемейных отношений, принципы воспитания, культурный уровень развития родителей, трудности, с которыми сталкивается данная семья.
Одним из главных приоритетов в работе педагога является направление действий родителей в отношении ребенка в нужное русло, помочь выбрать правильную позицию к образовательному процессу, помощь в принятии адекватной оценки способностей и возможностей ребенка.
По данным литературы (Г.А. Мишиной и др.), наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:
- консультативно-рекомендательная;
- информационно-просветительская;
- практические занятия для родителей;
- организация «круглых столов»,
- родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
- психотерапия и психокоррекционная арттерапия.
Определив цели и задачи работы с семьей, необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества специалистов с родителями.
Как свидетельствует практика, наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. С первой консультации начинается активное сотрудничество специалистов и семьи.
Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей.
Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», родительских собраний, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.
А также индивидуальные занятия с семьей. На таких занятиях осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составления индивидуальной программы работы с семьей.
Наличие в семье ребенка с физическим дефектом формирует у родителей низкую самооценку, неуверенность, недоверие, чувство неполноценности, безнадежности и бесперспективности, что ведет их к изоляции, одиночеству, апатии, равнодушию и депрессии (В.В. Ткачева, 2005). Состояние страха формирует межличностные отношения либо по типу деспотичных и властных, либо по типу покорности и принижения.
Существуют различные классификации типов неправильного воспитания. Например: 1) Гипопротекция (безнадзорность); 2) Доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль); 3) Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»); 4) Эмоциональное отвержение; 5) Гиперопека и симбиоз; 6) Воспитание посредством нарочитого лишения любви; 7) Воспитание посредством вызова чувства вины. Все эти типы воспитания так или иначе деформируют личность ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию.
Таким образом, с учетом описанной социальной ситуации развития ребенка в семье, основные направления в работе специалистов с семьей ребенка с ДЦП представляются следующими:
* Гармонизация семейных взаимоотношений.
* Установление правильных детско-родительских отношений.
* Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).
* Помощь в решении личных проблем, связанных с появлением аномального ребенка (чувство неполноценности, вины).
* Обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенная тренировка, элементы игротерапии, сказкотерапии, игровые занятия по развитию психических функций и т.п.).
* Помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.
Задача 3. Дефектологу необходимо провести консультацию с воспитателями и родителями по вопросу «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Объясните, что включает понятие «психолого-педагогическое сопровождение семей»? Необходимо ли тематическое планирование совместной работы воспитателя, дефектолога и родителей по организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в семье?
Ответ: Психолого-педагогическое сопровождение семей - Это посещение семей с целью изучения условий воспитания и проживания детей, консультации родителей (законных представителей) и детей, социальная поддержка семей, проведение мероприятий по адаптации детей в образовательном пространстве, профилактике пагубных привычек, отклонений социального поведения, коррекционно-развивающая работа.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества, для этого нужно вести индвидуальный коррекционно-воспитательный план для родителей.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует
обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром.К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
1 Оставить нужное