Файл: Задание Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите для обследования какого компонента речи оно используется, какова цель задания. Для удобства ответа заполните таблицу пп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 504

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.
Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:

- для обследования какого компонента речи оно используется,

- какова цель задания.
Для удобства ответа заполните таблицу:


 п/п

Содержание задания

Обследуемый компонент речи

Цель

1.

Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово

Фонематический


Обследование состояния фонематического анализа

2.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ.

Связная речь

Формировать связную речь, расширить представления ребенка о природных и прочих явлениях, научить составлять рассказ 

3.

Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку:

— кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко)

— свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)

— коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко)

— корова — теленок му (низко) му (высоко)

 Фонематический слух

 Определение силы, тембра, высоты голоса


4.

Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п.

 Артикуляционная моторика

 Оценивается артикуляционный аппарат: нормальный или с дефектами


Задание 2.
Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:


п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение

 Ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатом-физиологическими дефектами речевого аппарата.

2.

Виды (формы)

  открытая форма:

- функционально открытая,

- органическая открытая,

- закрытая форма:

- органическая закрытая

- функциональная закрытая,


3.

Причины возникновения

 Ринолалия может быть приобретенной или врожденной.

Причиной врожденной ринолалии обычно являются: расщелина мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба, деформации носа, верхней челюсти. Такие дефекты могут быть вызваны последствиями заболевания беременной женщиной краснухой, токсоплазмозом, а также в результате употребления ею алкоголя, наркотиков. Курение также может стать причиной врожденных дефектов.

Определенную роль играет и наследственный фактор: если хотя бы у одного из родителей имеется подобный дефект, то это увеличивает риск появления дефекта у ребенка.

Приобретенная ринолалия имеет причиной различного рода травмы (нос, лицо, голова), опухоли полипы носа, удаление аденоидов и т.д.



4.

Механизм возникновения

 Органическая открытая ринолалия может быть вызвана врожденными дефектами или приобретаться позже вследствие травм и опухолей. Функциональная открытая ринолалия вызвана гипофункцией мягкого неба при низком тонусе мышц, что усложняет воспроизведение звуков, а также последствиями перенесенных заболеваний носоглотки. Особенно страдает произношение гласных.

Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков (м), (мь), (н), (нь), (м) меняется на (б), (н) на (д). Данная преграда устраняется с помощью операции.

Функциональная закрытая ринолалия обусловлена гиперфункцией мягкого неба , в результате чего поток воздуха направляется через рот.

5.

Симптоматика

 При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Особенно заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость наиболее сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, т.к. ротовая полость широко раскрыта. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. Взрывные согласные звучат неясно, ринофонически звучат л и р.

При закрытой форме ринолалии нарушается произношение носовых звуков: м, м̛, н, н҆ л: они звучат как ротовые б, бˈ̓, д, д҆. Гласные приобретают неестественный оттенок.

6.

Направления логопедической работы

-нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи,

- выработка правильной артикуляции всех звуков,

-устранение назального оттенка голоса,

-воспитание навыков дифференциации звуков,

-нормализация просодических компонентов речи,

- автоматизация полученных речевых навыков в общении.



Задание 3.
Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.


аудиофайла

Вид речевого нарушения

Обоснование

№ 1

 Заикание

 Заметно нарушение темно-ритмической организации речи. Проявляются остановки в момент высказывания, слышны повторениях отдельных слогов и звуков.

№ 2

 Ринолалия

С большим трудом можно определить ринолалию по легкому назальному оттенку звуков. (Р) то произносится, то нет. Невнятны отдельные слова, но не речь в целом.

№ 3

 Дизартрия

Нарушение произносительной стороны речи: речь невнятная, «смазанная», язычок кажется «пельмешком», что наводит на мысль о нарушении иннервации речевого аппарата.


Задание 4.
Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:


Дети с нарушением зрения

Дети с умственной отсталостью

Дети с ДЦП

1.Большое значение придается природной наглядности (в целях формирования представления о многообразии предметного мира.)

2. Основное внимание обращается на работу:

-по совершенствованию фонематической стороны речи,

-на расширение словарного запаса,

- на правильность соотнесения слова с образом предмета,

- на формирование обобщающих понятий,

- на формирование грамматического строя и связной речи.

3. В связи с тем, что у детей с нарушением зрения страдает формирование речедвигательных образов применяется механический способ постановки звуков, сравнение артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения, элементы занимательности.

3. Особое внимание уделяется уточнению значений слов, формированию правильного звукопроизношения и навыкам фонематического анализа и синтеза.

4.Работа над совершенствованием речедвигательных навыков, координации, ориентировке в пространстве, связанные с формированием соответствующих представлений и понятий.

5.Требуется развитие слухового внимания.

6.При коррекционной работе используется опора на сохранные анализаторы, сохранные компоненты речевой деятельности

1.Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности.

2. Большое внимание уделяется:

- развитию общей и речевой моторики,

-воспитанию слухового восприятия, внимания и памяти, т.к. данные факторы лежат в основе нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей.

3. Работа по преодолению недостатков звукопроизношения.

4. Расширение словаря.

5. Работа над уточнением значения слова.

6.Формирование операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

6.Работа над грамматическими формами

1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата) .
2. Развитие речевого дыхания и голоса; Формирование продолжительности, звонкости, управлявшей голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи) .
4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи при умеренном, сложном речевом расстройстве, являющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи.