Файл: Задание Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите для обследования какого компонента речи оно используется, какова цель задания. Для удобства ответа заполните таблицу пп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 504
Скачиваний: 42
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:
- для обследования какого компонента речи оно используется,
- какова цель задания.
Для удобства ответа заполните таблицу:
п/п | Содержание задания | Обследуемый компонент речи | Цель |
1. | Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово | Фонематический | Обследование состояния фонематического анализа |
2. | Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ. | Связная речь | Формировать связную речь, расширить представления ребенка о природных и прочих явлениях, научить составлять рассказ |
3. | Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку: — кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко) — свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко) — коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко) — корова — теленок му (низко) му (высоко) | Фонематический слух | Определение силы, тембра, высоты голоса |
4. | Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п. | Артикуляционная моторика | Оценивается артикуляционный аппарат: нормальный или с дефектами |
Задание 2.
Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:
п/п | Параметры | Содержание |
1. | Речевое нарушение | Ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатом-физиологическими дефектами речевого аппарата. |
2. | Виды (формы) | открытая форма: - функционально открытая, - органическая открытая, - закрытая форма: - органическая закрытая - функциональная закрытая, |
3. | Причины возникновения | Ринолалия может быть приобретенной или врожденной. Причиной врожденной ринолалии обычно являются: расщелина мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба, деформации носа, верхней челюсти. Такие дефекты могут быть вызваны последствиями заболевания беременной женщиной краснухой, токсоплазмозом, а также в результате употребления ею алкоголя, наркотиков. Курение также может стать причиной врожденных дефектов. Определенную роль играет и наследственный фактор: если хотя бы у одного из родителей имеется подобный дефект, то это увеличивает риск появления дефекта у ребенка. Приобретенная ринолалия имеет причиной различного рода травмы (нос, лицо, голова), опухоли полипы носа, удаление аденоидов и т.д. |
4. | Механизм возникновения | Органическая открытая ринолалия может быть вызвана врожденными дефектами или приобретаться позже вследствие травм и опухолей. Функциональная открытая ринолалия вызвана гипофункцией мягкого неба при низком тонусе мышц, что усложняет воспроизведение звуков, а также последствиями перенесенных заболеваний носоглотки. Особенно страдает произношение гласных. Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков (м), (мь), (н), (нь), (м) меняется на (б), (н) на (д). Данная преграда устраняется с помощью операции. Функциональная закрытая ринолалия обусловлена гиперфункцией мягкого неба , в результате чего поток воздуха направляется через рот. |
5. | Симптоматика | При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Особенно заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость наиболее сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, т.к. ротовая полость широко раскрыта. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. Взрывные согласные звучат неясно, ринофонически звучат л и р. При закрытой форме ринолалии нарушается произношение носовых звуков: м, м̛, н, н҆ л: они звучат как ротовые б, бˈ̓, д, д҆. Гласные приобретают неестественный оттенок. |
6. | Направления логопедической работы | -нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи, - выработка правильной артикуляции всех звуков, -устранение назального оттенка голоса, -воспитание навыков дифференциации звуков, -нормализация просодических компонентов речи, - автоматизация полученных речевых навыков в общении. |
Задание 3.
Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.
№ аудиофайла | Вид речевого нарушения | Обоснование |
№ 1 | Заикание | Заметно нарушение темно-ритмической организации речи. Проявляются остановки в момент высказывания, слышны повторениях отдельных слогов и звуков. |
№ 2 | Ринолалия | С большим трудом можно определить ринолалию по легкому назальному оттенку звуков. (Р) то произносится, то нет. Невнятны отдельные слова, но не речь в целом. |
№ 3 | Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи: речь невнятная, «смазанная», язычок кажется «пельмешком», что наводит на мысль о нарушении иннервации речевого аппарата. |
Задание 4.
Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:
Дети с нарушением зрения | Дети с умственной отсталостью | Дети с ДЦП |
1.Большое значение придается природной наглядности (в целях формирования представления о многообразии предметного мира.) 2. Основное внимание обращается на работу: -по совершенствованию фонематической стороны речи, -на расширение словарного запаса, - на правильность соотнесения слова с образом предмета, - на формирование обобщающих понятий, - на формирование грамматического строя и связной речи. 3. В связи с тем, что у детей с нарушением зрения страдает формирование речедвигательных образов применяется механический способ постановки звуков, сравнение артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения, элементы занимательности. 3. Особое внимание уделяется уточнению значений слов, формированию правильного звукопроизношения и навыкам фонематического анализа и синтеза. 4.Работа над совершенствованием речедвигательных навыков, координации, ориентировке в пространстве, связанные с формированием соответствующих представлений и понятий. 5.Требуется развитие слухового внимания. 6.При коррекционной работе используется опора на сохранные анализаторы, сохранные компоненты речевой деятельности | 1.Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности. 2. Большое внимание уделяется: - развитию общей и речевой моторики, -воспитанию слухового восприятия, внимания и памяти, т.к. данные факторы лежат в основе нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей. 3. Работа по преодолению недостатков звукопроизношения. 4. Расширение словаря. 5. Работа над уточнением значения слова. 6.Формирование операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. 6.Работа над грамматическими формами | 1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата) . 2. Развитие речевого дыхания и голоса; Формирование продолжительности, звонкости, управлявшей голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции. 3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи) . 4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. 5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа. 6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи при умеренном, сложном речевом расстройстве, являющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи. |