Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель доктор технических наук, профессор Абрамович Б. Н. СанктПетербург 199.doc
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
AHB, которые в соответствии с [9] устанавливаются на BJ1 всех типов напряжением свыше 1 кВ.
Для МТЗ с электромеханическими реле при наличии АПВ:
(3.18)
С учетом реальных параметров электромеханических реле:
<в2 = 2[(0,5 +1,0) + 0,1 + (0,05 + 0,2)] = (1,3 + 2,б) С.
Такие значения ^ = могут являться существенным ограничивающим фактором применения изолированных проводов. Снижение величины ^ может быть достигнуто путем применения цифровых реле за счет ускорения отключения к.з. благодаря их более высокой точности работы и наличию ускорения действия защиты (УДЗ) после АПВ линии (последнее невозможно при использовании электромеханических реле типов РТ-80 и РТВ) [73]. В этом случае величина ^ определяется по формуле:
(3.19)
где: 1р.з.уСК - время срабатывания защиты после АПВ с учетом УДЗ.
При использовании в системе цифровых реле можно принимать ступень селективности Д1 = 0,15+0,2 с. Поэтому:
/„з -(0,154-0,2) + 0,05 + 2(0,05^0,2) = (о,3+ 0,65) с<Хп1.
На режимы работы системы электроснабжения в целом оказывают существенное влияние синхронные и асинхронные двигатели напряжением свыше 1 кВ. Наличие указанных двигателей в узлах нагрузки предприятий является причиной повышенных термических воздействий на провода ВЛИ 6(10) кВ и их влияние должно учитываться при определении импульса квадратичного тока к.з.
При к.з. в системах электроснабжения синхронные (СД) и асинхронные (АД) двигатели являются источниками подпитки точки к.з. (т.к.з.). В соответствии с руководящими указаниями по расчету токов к.з. [71] при определении теплового импульса к.з. в сетях промышленных предприятий напряжением выше 1 кВ должно учитываться влияние двигательной нагрузки в случае, если двигатели связаны с местом к.з. непосредственно линиями электропередачи, токопроводами или через линейные реакторы. В реальных системах электроснабжения номинальная мощность приводных двигателей часто превышает необходимую мощность на валу агрегатов. При использовании СД в режиме компенсатора реактивной мощности ток подпитки т.к.з. от синхронной двигательной нагрузки возрастает с увеличением загрузки СД по реактивной мощности
ад = Од , где Од и Одн - фактическая и номинальная генерируемые реактивные мощности СД.
Таким образом, для правильного выбора вида и уставок защиты, обеспечивающей отключение ВЛИ при к.з. необходимо разработать хметодику параметров к.з. с учетом влияния двигательной нагрузки.
3.3. Оценка термической стойкости изолированных проводов ВЛИ 10 кВ с учетом двигательной нагрузки
Расчет тока к.з. с учетом двигательной нагрузки производится методом наложения в соответствии с расчетной схемой на рис.3.1.
При учете подпитки т.к.з. от СД на расчетной схеме замещения он представляется как источник э.д.с., равной сверхпереходной э.д.с. Е/7, с сопротив
-
1сд ^^
1ад
АД
Рис.3.1. Расчетная схема для определения импульса квадратичного тока к.з. с учетом подпитки от электродвигателей.
U,
Ял
Хс Хл
лением, равным сверхпереходному сопротивлению по продольной оси х7 а. В этом случае начальное значение периодической составляющей тока к.з. двигателя, равное переходной составляющей тока внезапного симметричного, трехфазного к.з. 1(3)д определяется из выражения ¡¿} = Е' '/хд . Для СД напряжением свыше 1 кВ величина Е/; принимается равной 1,1 o.e. В качестве базисной величины используется номинальное напряжение двигателя. Однако найденный таким образом ток может значительно отличаться от фактического максимального значения в предельном режиме использования двигателя.
тО) 1Д
Для учета влияния фактического режима работы комплекса СД-СВ на величину тока подпитки т.к.з., 1(3)д определим по выражению:
(3.20)
где: Ео равно в соответствии с [19]:
xä*q
U
U2 +
Еп
=
(3.21)
lU2 +2адхйОт -f
где: и - фактическое напряжение на статоре СД;
х<1 и - синхронные индуктивные сопротивления по продольной и поперечной оси;
Рд - Рд1Р№ _ коэффициент загрузки двигателя по активной мощности; Тогда начальное значение периодической составляющей тока к.з. от двигателя с учетом (3.21) определится как :U
/О) 1Д
(ßjPM+<*lQ2m)'-
U2
(3.22)
U2 +2 ацхчОт
При учете подпитки т.к.з. от АД э.д.с. Е11 принимается равной 0,9 o.e., а индуктивное сопротивление х;/а = 1/кга, где кщ - кратность пускового тока АД.
При наличии нескольких двигателей в соответствии с [71] рекомендуется эквивалентировать различные электродвигатели, расположенные вблизи места к.з., отдельным источником с периодической составляющей тока к.з. 1(3)дэ, экспоненциально затухающей с постоянной времени Тдэ.
Начальное значение периодической составляющей тока к.з. от эквивалентного источника питания определяется как:
(3.23)
Для случая, если двигатели подключены непосредственно к шинам, на которых произошло к.з.:
¿ад
е., =
3 п
Ъг, > (3.24
)
где: n - количество двигателеи;
Y, = l/x'J
■ величина, обратно пропорциональная сверхпереходному сопротивлению ¿-того двигателя;
Е0; - э.д.с., индуктируемая основным магнитным потоком, определяемая по формуле (3.21) для ¿-того двигателя;
*э = /|Ж (3.25)
Если двигатели подключены к линии, на которой произошло к.з. посредством кабельной линии (КЛ), ВЛ или через линейные реакторы, то необходимо учесть сопротивления линий 2кл, 2вл и реактора х
р. Тогда:
E^^z
ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЕМ 6(10) кВ С ИЗОЛИРОВАННЫМИ ПРОВОДАМИ 1
гв 48
7(/)Д/ ' 54
да; 64
ток 1(3) к.макс.нн фигурирует В формуле (3): 1К 3. = 1(3)к.макс нн- 71
(3.3): 74
Хс Хл 82
где: = + 2/««/»>7i(l - ) + 0,5(/f )2 fd(\ - ). (3.30) 97
I? - l/Zz, (3.34) 102
йГ. (3.47) 152
а) б) 275
£ = 4^2,44^. (4.13) 312
в=л+пк 2,44*-'-™*. (4.14) 313
550 369
0,86/£> 2012 К,ртв=-1— = — < 15, 412
¿UL d1Дг
т =
1 ДЭ
(3.27)
у7(3) La1 Дг 1 = 1
У т /(3)
La 1 а1 Д
х
/ = 1
Т -
1 аЭ
(3.28)
Для МТЗ с электромеханическими реле при наличии АПВ:
(3.18)
С учетом реальных параметров электромеханических реле:
<в2 = 2[(0,5 +1,0) + 0,1 + (0,05 + 0,2)] = (1,3 + 2,б) С.
Такие значения ^ = могут являться существенным ограничивающим фактором применения изолированных проводов. Снижение величины ^ может быть достигнуто путем применения цифровых реле за счет ускорения отключения к.з. благодаря их более высокой точности работы и наличию ускорения действия защиты (УДЗ) после АПВ линии (последнее невозможно при использовании электромеханических реле типов РТ-80 и РТВ) [73]. В этом случае величина ^ определяется по формуле:
(3.19)
где: 1р.з.уСК - время срабатывания защиты после АПВ с учетом УДЗ.
При использовании в системе цифровых реле можно принимать ступень селективности Д1 = 0,15+0,2 с. Поэтому:
/„з -(0,154-0,2) + 0,05 + 2(0,05^0,2) = (о,3+ 0,65) с<Хп1.
На режимы работы системы электроснабжения в целом оказывают существенное влияние синхронные и асинхронные двигатели напряжением свыше 1 кВ. Наличие указанных двигателей в узлах нагрузки предприятий является причиной повышенных термических воздействий на провода ВЛИ 6(10) кВ и их влияние должно учитываться при определении импульса квадратичного тока к.з.
При к.з. в системах электроснабжения синхронные (СД) и асинхронные (АД) двигатели являются источниками подпитки точки к.з. (т.к.з.). В соответствии с руководящими указаниями по расчету токов к.з. [71] при определении теплового импульса к.з. в сетях промышленных предприятий напряжением выше 1 кВ должно учитываться влияние двигательной нагрузки в случае, если двигатели связаны с местом к.з. непосредственно линиями электропередачи, токопроводами или через линейные реакторы. В реальных системах электроснабжения номинальная мощность приводных двигателей часто превышает необходимую мощность на валу агрегатов. При использовании СД в режиме компенсатора реактивной мощности ток подпитки т.к.з. от синхронной двигательной нагрузки возрастает с увеличением загрузки СД по реактивной мощности
ад = Од , где Од и Одн - фактическая и номинальная генерируемые реактивные мощности СД.
Таким образом, для правильного выбора вида и уставок защиты, обеспечивающей отключение ВЛИ при к.з. необходимо разработать хметодику параметров к.з. с учетом влияния двигательной нагрузки.
3.3. Оценка термической стойкости изолированных проводов ВЛИ 10 кВ с учетом двигательной нагрузки
Расчет тока к.з. с учетом двигательной нагрузки производится методом наложения в соответствии с расчетной схемой на рис.3.1.
При учете подпитки т.к.з. от СД на расчетной схеме замещения он представляется как источник э.д.с., равной сверхпереходной э.д.с. Е/7, с сопротив
-
1сд ^^
1ад
АД
Рис.3.1. Расчетная схема для определения импульса квадратичного тока к.з. с учетом подпитки от электродвигателей.
U,
Ял
Хс Хл
лением, равным сверхпереходному сопротивлению по продольной оси х7 а. В этом случае начальное значение периодической составляющей тока к.з. двигателя, равное переходной составляющей тока внезапного симметричного, трехфазного к.з. 1(3)д определяется из выражения ¡¿} = Е' '/хд . Для СД напряжением свыше 1 кВ величина Е/; принимается равной 1,1 o.e. В качестве базисной величины используется номинальное напряжение двигателя. Однако найденный таким образом ток может значительно отличаться от фактического максимального значения в предельном режиме использования двигателя.
тО) 1Д
Для учета влияния фактического режима работы комплекса СД-СВ на величину тока подпитки т.к.з., 1(3)д определим по выражению:
(3.20)
где: Ео равно в соответствии с [19]:
xä*q
U
U2 +
Еп
=
(3.21)
lU2 +2адхйОт -f
где: и - фактическое напряжение на статоре СД;
х<1 и - синхронные индуктивные сопротивления по продольной и поперечной оси;
Рд - Рд1Р№ _ коэффициент загрузки двигателя по активной мощности; Тогда начальное значение периодической составляющей тока к.з. от двигателя с учетом (3.21) определится как :U
/О) 1Д
(ßjPM+<*lQ2m)'-
U2
(3.22)
U2 +2 ацхчОт
При учете подпитки т.к.з. от АД э.д.с. Е11 принимается равной 0,9 o.e., а индуктивное сопротивление х;/а = 1/кга, где кщ - кратность пускового тока АД.
При наличии нескольких двигателей в соответствии с [71] рекомендуется эквивалентировать различные электродвигатели, расположенные вблизи места к.з., отдельным источником с периодической составляющей тока к.з. 1(3)дэ, экспоненциально затухающей с постоянной времени Тдэ.
Начальное значение периодической составляющей тока к.з. от эквивалентного источника питания определяется как:
(3.23)
Для случая, если двигатели подключены непосредственно к шинам, на которых произошло к.з.:
¿ад
е., =
3 п
Ъг, > (3.24
)
где: n - количество двигателеи;
Y, = l/x'J
■ величина, обратно пропорциональная сверхпереходному сопротивлению ¿-того двигателя;
Е0; - э.д.с., индуктируемая основным магнитным потоком, определяемая по формуле (3.21) для ¿-того двигателя;
*э = /|Ж (3.25)
Если двигатели подключены к линии, на которой произошло к.з. посредством кабельной линии (КЛ), ВЛ или через линейные реакторы, то необходимо учесть сопротивления линий 2кл, 2вл и реактора х
р. Тогда:
E^^z
ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЕМ 6(10) кВ С ИЗОЛИРОВАННЫМИ ПРОВОДАМИ 1
гв 48
7(/)Д/ ' 54
да; 64
ток 1(3) к.макс.нн фигурирует В формуле (3): 1К 3. = 1(3)к.макс нн- 71
(3.3): 74
Хс Хл 82
где: = + 2/««/»>7i(l - ) + 0,5(/f )2 fd(\ - ). (3.30) 97
I? - l/Zz, (3.34) 102
йГ. (3.47) 152
а) б) 275
£ = 4^2,44^. (4.13) 312
в=л+пк 2,44*-'-™*. (4.14) 313
550 369
0,86/£> 2012 К,ртв=-1— = — < 15, 412
¿UL d1Дг
т =
1 ДЭ
(3.27)
у7(3) La1 Дг 1 = 1
У т /(3)
La 1 а1 Д
х
/ = 1
Т -
1 аЭ
(3.28)
1>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 14
Z/
j-1
где: T^i и Tai - постоянные времени затухания переходной составляющей тока статора по продольной оси и апериодической составляющей тока статора для i-того двигателя;
1(3)д1 - начальный периодический ток к.з. для i-того двигателя. При проверке проводов ВЛИ на термическую стойкость тепловой импульс трехфазного симметричного к.з. (или импульс квадратичного тока) находится по формуле:
о
Т.к. аналитически взять интеграл часто не представляется возможным, его заменяют суммой периодической и апериодической составляющих:
Я. = + (3-29)
где: = + 2/««/»>7i(l - ) + 0,5(/f )2 fd(\ - ). (3.30)
(3.31)
(3) №
1(3)с - периодический ток трехфазного к.з. от системы; 1(3)д - начальное значение периодической составляющей тока к.з. двигателя
;
Т^ - постоянная времени затухания переходной составляющей тока статора по продольной оси;
(3.32)
Та.сх - обобщенная постоянная времени затухания апериодической составляющей результирующего тока к.з. от системы и двигателя:
(3)
т _ с а.с Т 1 д I аМ •
1 а.сх - т(3) 7(3)
1с Чг1Д
Т,о Та.д - постоянные времени затухания апериодической составляющей тока к.з., соответственно, от системы и от двигателя. В случае подключения к точке к.з. нескольких СД, в выражения (3.30) и (3.31). подставляются соответствующие значения для эквивалентного источника питания (двигателя) 1(3)дэ, Тдэ и Та.э-
Апериодическую составляющую тока к.з. можно представить в виде одной экспоненциальной функции с постоянной времени:
(3.33)
Т
а.Э
т( Ъ)Т +г(3) т 1 с la.c ^ 1 ДЭ 1 а.ДЭ
+ /(3
)
Периодический ток к.з. 1(3)с от остальных источников системы считается неизменным и определяется по известной формуле:
I? - l/Zz, (3.34)
где: Zv - суммарное полное сопротивление цепи от системы до точки к.з., приведенное к ступени трансформации, на которой произошло к.з., и выраженное в o.e.
После подстановки значений 1(3)с, 1(3)дэ, Тдэ, Тад найденным по (3.34), (3.23), (3.27) и (3.33), в выражение (3.29) с учетом (3.30) и (3.31), получим формулу позволяющую вычислить тепловой импульс тока к.з. от системы
и
эквивалентированного источника при определении параметров которого учтены фактическая загрузка по активной и реактивной мощности и фактическое напряжение на статоре для каждого двигателя:
В. = (7^)4 + 21^1% Тдэ(1 - е-'«4» ) + 0,5(/Й2 Тю (] - )
(3.35)
Для определения влияния изменения тока к.з. при подпитке от двигателей на тепловой импульс к.з. выражение (3.35) может быть записано в виде,
2 = /(/) =/<3> +/(3)
соответствующем неизменному периодическому току к.з. * с
введением поправки на реальное изменение тока во времени 1(1):
2Ы''02('п« + гв.э); или
(3.36)
В.. =
/х)2(1яа + Та3)
где: х = /-Д/Г+/Й =
ДЯ,
а = 1ИЧ' (3-37)
где: АВК - погрешность в определении теплового импульса от неучета затухания периодической составляющей тока к.з. эквивалентного двигателя.
Как показано в [19], а = /{*п/Тдэ ^дэ/1"), т.е. определяется соотношением длительности процесса к.з. ^ и эквивалентной постоянной времени Тдэ затухания периодической составляющей тока подпитки, а также в зависимостью доли участия тока 1(3)дэ в результирующем токе 17/ в начальный момен
т
к.з. Зависимость а - /(х,у), где х = 1^/1" и у = , представлена таблично как функция от двух переменных (см. табл.3.5).
Таблица 3.5
х\у
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1,0
0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1
0,93
0,86
0,79
0,73
0,675
0,62
0,565
0,52
0,475
0,43
2
0,89
0,78
0,68
0,60
0,52
0,45
0,385
0,325
0,275
0,24
3
0,87
0,74
0,63
0,53
0,445
0,37
0,30
0,245
0,20
0,165
4
0,855
0,72
0,605
0,50
0,405
0,32
0,25
0,20
0,155
0,125
5
0,845
0,705
0,58
0,47
0,37
0,28
0,22
0,17
0,13
0,10
6
0,835
0,69
0,57
0,45
0,35
0,265
0,20
0,145
0,105
0,08
7
0,83
0,68
0,555
0,43
0,34
0,25
0,18
0,13
0,09
0,07
8
0,83
0,68
0,54
0,425
0,325
0,24
0,17
0,12
0,08
0,06
9
0,83
0,675
0,535
0,42
0,32
0,23
0,16
0,11
0,07
0,05
10
0,825
0,67
0,53
0,42
0,32
0,225
0,15
0,10
0,07
0,05
11
0,825
0,67
0,53
0,415
0,31
0,22
0,15
0,10
0,065
0,045
12
0,825
0,67
0,53
0,41
0,305
0,22
0,14
0,09
0,06
0,04
По данным табл. 3.5 произведена аппроксимация зависимостей а от ^ Тдэ, 1(3)дэ, 1/; методом наименьших квадратов.
В результате анализа полученных при аппроксимации аналитических выражений и полученных при этом погрешностей [45], к применению рекомендуется выражение со степенями аппроксимирующего полинома, равными по переменной х -1, по переменной у - 4:
а = [1,05055 - 1,215- КГ1* - 1,683 ■ КГ1^ - 3,567 -\0] ху + 5,025- 10"2_у2 + + 5,575-10"2хуг -6-10"зу -3,17-10"3ху3 + 2,38-КГ4/ +4,58-\05 ху4\. (3.38)
Величина а в предложенной формуле берется по модулю. При этом относительная погрешность вычисления а не превышает 11,3%, а импульса квадратичного тока - 5%.
Таким образом, с использованием (3.36) и (3.38) получено аналитическое выражение для определения теплового импульса к.з. с учетом подпитки т.к.з. от двигателей напряжением свыше 1 кВ в виде:
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14
Z/
j-1
где: T^i и Tai - постоянные времени затухания переходной составляющей тока статора по продольной оси и апериодической составляющей тока статора для i-того двигателя;
1(3)д1 - начальный периодический ток к.з. для i-того двигателя. При проверке проводов ВЛИ на термическую стойкость тепловой импульс трехфазного симметричного к.з. (или импульс квадратичного тока) находится по формуле:
о
Т.к. аналитически взять интеграл часто не представляется возможным, его заменяют суммой периодической и апериодической составляющих:
Я. = + (3-29)
где: = + 2/««/»>7i(l - ) + 0,5(/f )2 fd(\ - ). (3.30)
(3.31)
(3) №
1(3)с - периодический ток трехфазного к.з. от системы; 1(3)д - начальное значение периодической составляющей тока к.з. двигателя
;
Т^ - постоянная времени затухания переходной составляющей тока статора по продольной оси;
(3.32)
Та.сх - обобщенная постоянная времени затухания апериодической составляющей результирующего тока к.з. от системы и двигателя:
(3)
т _ с а.с Т 1 д I аМ •
1 а.сх - т(3) 7(3)
1с Чг1Д
Т,о Та.д - постоянные времени затухания апериодической составляющей тока к.з., соответственно, от системы и от двигателя. В случае подключения к точке к.з. нескольких СД, в выражения (3.30) и (3.31). подставляются соответствующие значения для эквивалентного источника питания (двигателя) 1(3)дэ, Тдэ и Та.э-
Апериодическую составляющую тока к.з. можно представить в виде одной экспоненциальной функции с постоянной времени:
(3.33)
Т
а.Э
т( Ъ)Т +г(3) т 1 с la.c ^ 1 ДЭ 1 а.ДЭ
+ /(3
)
Периодический ток к.з. 1(3)с от остальных источников системы считается неизменным и определяется по известной формуле:
I? - l/Zz, (3.34)
где: Zv - суммарное полное сопротивление цепи от системы до точки к.з., приведенное к ступени трансформации, на которой произошло к.з., и выраженное в o.e.
После подстановки значений 1(3)с, 1(3)дэ, Тдэ, Тад найденным по (3.34), (3.23), (3.27) и (3.33), в выражение (3.29) с учетом (3.30) и (3.31), получим формулу позволяющую вычислить тепловой импульс тока к.з. от системы
и
эквивалентированного источника при определении параметров которого учтены фактическая загрузка по активной и реактивной мощности и фактическое напряжение на статоре для каждого двигателя:
В. = (7^)4 + 21^1% Тдэ(1 - е-'«4» ) + 0,5(/Й2 Тю (] - )
(3.35)
Для определения влияния изменения тока к.з. при подпитке от двигателей на тепловой импульс к.з. выражение (3.35) может быть записано в виде,
2 = /(/) =/<3> +/(3)
соответствующем неизменному периодическому току к.з. * с
введением поправки на реальное изменение тока во времени 1(1):
2Ы''02('п« + гв.э); или
(3.36)
В.. =
/х)2(1яа + Та3)
где: х = /-Д/Г+/Й =
ДЯ,
а = 1ИЧ' (3-37)
где: АВК - погрешность в определении теплового импульса от неучета затухания периодической составляющей тока к.з. эквивалентного двигателя.
Как показано в [19], а = /{*п/Тдэ ^дэ/1"), т.е. определяется соотношением длительности процесса к.з. ^ и эквивалентной постоянной времени Тдэ затухания периодической составляющей тока подпитки, а также в зависимостью доли участия тока 1(3)дэ в результирующем токе 17/ в начальный момен
т
к.з. Зависимость а - /(х,у), где х = 1^/1" и у = , представлена таблично как функция от двух переменных (см. табл.3.5).
Таблица 3.5
х\у
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1,0
0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1
0,93
0,86
0,79
0,73
0,675
0,62
0,565
0,52
0,475
0,43
2
0,89
0,78
0,68
0,60
0,52
0,45
0,385
0,325
0,275
0,24
3
0,87
0,74
0,63
0,53
0,445
0,37
0,30
0,245
0,20
0,165
4
0,855
0,72
0,605
0,50
0,405
0,32
0,25
0,20
0,155
0,125
5
0,845
0,705
0,58
0,47
0,37
0,28
0,22
0,17
0,13
0,10
6
0,835
0,69
0,57
0,45
0,35
0,265
0,20
0,145
0,105
0,08
7
0,83
0,68
0,555
0,43
0,34
0,25
0,18
0,13
0,09
0,07
8
0,83
0,68
0,54
0,425
0,325
0,24
0,17
0,12
0,08
0,06
9
0,83
0,675
0,535
0,42
0,32
0,23
0,16
0,11
0,07
0,05
10
0,825
0,67
0,53
0,42
0,32
0,225
0,15
0,10
0,07
0,05
11
0,825
0,67
0,53
0,415
0,31
0,22
0,15
0,10
0,065
0,045
12
0,825
0,67
0,53
0,41
0,305
0,22
0,14
0,09
0,06
0,04
По данным табл. 3.5 произведена аппроксимация зависимостей а от ^ Тдэ, 1(3)дэ, 1/; методом наименьших квадратов.
В результате анализа полученных при аппроксимации аналитических выражений и полученных при этом погрешностей [45], к применению рекомендуется выражение со степенями аппроксимирующего полинома, равными по переменной х -1, по переменной у - 4:
а = [1,05055 - 1,215- КГ1* - 1,683 ■ КГ1^ - 3,567 -\0] ху + 5,025- 10"2_у2 + + 5,575-10"2хуг -6-10"зу -3,17-10"3ху3 + 2,38-КГ4/ +4,58-\05 ху4\. (3.38)
Величина а в предложенной формуле берется по модулю. При этом относительная погрешность вычисления а не превышает 11,3%, а импульса квадратичного тока - 5%.
Таким образом, с использованием (3.36) и (3.38) получено аналитическое выражение для определения теплового импульса к.з. с учетом подпитки т.к.з. от двигателей напряжением свыше 1 кВ в виде:
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14
;
Т^ - постоянная времени затухания переходной составляющей тока статора по продольной оси;
(3.32)
Та.сх - обобщенная постоянная времени затухания апериодической составляющей результирующего тока к.з. от системы и двигателя:
(3)
т _ с а.с Т 1 д I аМ •
1 а.сх - т(3) 7(3)
1с Чг1Д
Т,о Та.д - постоянные времени затухания апериодической составляющей тока к.з., соответственно, от системы и от двигателя. В случае подключения к точке к.з. нескольких СД, в выражения (3.30) и (3.31). подставляются соответствующие значения для эквивалентного источника питания (двигателя) 1(3)дэ, Тдэ и Та.э-
Апериодическую составляющую тока к.з. можно представить в виде одной экспоненциальной функции с постоянной времени:
(3.33)
Т
а.Э
т( Ъ)Т +г(3) т 1 с la.c ^ 1 ДЭ 1 а.ДЭ
+ /(3
)
Периодический ток к.з. 1(3)с от остальных источников системы считается неизменным и определяется по известной формуле:
I? - l/Zz, (3.34)
где: Zv - суммарное полное сопротивление цепи от системы до точки к.з., приведенное к ступени трансформации, на которой произошло к.з., и выраженное в o.e.
После подстановки значений 1(3)с, 1(3)дэ, Тдэ, Тад найденным по (3.34), (3.23), (3.27) и (3.33), в выражение (3.29) с учетом (3.30) и (3.31), получим формулу позволяющую вычислить тепловой импульс тока к.з. от системы
и
эквивалентированного источника при определении параметров которого учтены фактическая загрузка по активной и реактивной мощности и фактическое напряжение на статоре для каждого двигателя:
В. = (7^)4 + 21^1% Тдэ(1 - е-'«4» ) + 0,5(/Й2 Тю (] - )
(3.35)
Для определения влияния изменения тока к.з. при подпитке от двигателей на тепловой импульс к.з. выражение (3.35) может быть записано в виде,
2 = /(/) =/<3> +/(3)
соответствующем неизменному периодическому току к.з. * с
введением поправки на реальное изменение тока во времени 1(1):
2Ы''02('п« + гв.э); или
(3.36)
В.. =
/х)2(1яа + Та3)
где: х = /-Д/Г+/Й =
ДЯ,
а = 1ИЧ' (3-37)
где: АВК - погрешность в определении теплового импульса от неучета затухания периодической составляющей тока к.з. эквивалентного двигателя.
Как показано в [19], а = /{*п/Тдэ ^дэ/1"), т.е. определяется соотношением длительности процесса к.з. ^ и эквивалентной постоянной времени Тдэ затухания периодической составляющей тока подпитки, а также в зависимостью доли участия тока 1(3)дэ в результирующем токе 17/ в начальный момен
т
к.з. Зависимость а - /(х,у), где х = 1^/1" и у = , представлена таблично как функция от двух переменных (см. табл.3.5).
Таблица 3.5 х\у | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
1 | 0,93 | 0,86 | 0,79 | 0,73 | 0,675 | 0,62 | 0,565 | 0,52 | 0,475 | 0,43 |
2 | 0,89 | 0,78 | 0,68 | 0,60 | 0,52 | 0,45 | 0,385 | 0,325 | 0,275 | 0,24 |
3 | 0,87 | 0,74 | 0,63 | 0,53 | 0,445 | 0,37 | 0,30 | 0,245 | 0,20 | 0,165 |
4 | 0,855 | 0,72 | 0,605 | 0,50 | 0,405 | 0,32 | 0,25 | 0,20 | 0,155 | 0,125 |
5 | 0,845 | 0,705 | 0,58 | 0,47 | 0,37 | 0,28 | 0,22 | 0,17 | 0,13 | 0,10 |
6 | 0,835 | 0,69 | 0,57 | 0,45 | 0,35 | 0,265 | 0,20 | 0,145 | 0,105 | 0,08 |
7 | 0,83 | 0,68 | 0,555 | 0,43 | 0,34 | 0,25 | 0,18 | 0,13 | 0,09 | 0,07 |
8 | 0,83 | 0,68 | 0,54 | 0,425 | 0,325 | 0,24 | 0,17 | 0,12 | 0,08 | 0,06 |
9 | 0,83 | 0,675 | 0,535 | 0,42 | 0,32 | 0,23 | 0,16 | 0,11 | 0,07 | 0,05 |
10 | 0,825 | 0,67 | 0,53 | 0,42 | 0,32 | 0,225 | 0,15 | 0,10 | 0,07 | 0,05 |
11 | 0,825 | 0,67 | 0,53 | 0,415 | 0,31 | 0,22 | 0,15 | 0,10 | 0,065 | 0,045 |
12 | 0,825 | 0,67 | 0,53 | 0,41 | 0,305 | 0,22 | 0,14 | 0,09 | 0,06 | 0,04 |
По данным табл. 3.5 произведена аппроксимация зависимостей а от ^ Тдэ, 1(3)дэ, 1/; методом наименьших квадратов.
В результате анализа полученных при аппроксимации аналитических выражений и полученных при этом погрешностей [45], к применению рекомендуется выражение со степенями аппроксимирующего полинома, равными по переменной х -1, по переменной у - 4:
а = [1,05055 - 1,215- КГ1* - 1,683 ■ КГ1^ - 3,567 -\0] ху + 5,025- 10"2_у2 + + 5,575-10"2хуг -6-10"зу -3,17-10"3ху3 + 2,38-КГ4/ +4,58-\05 ху4\. (3.38)
Величина а в предложенной формуле берется по модулю. При этом относительная погрешность вычисления а не превышает 11,3%, а импульса квадратичного тока - 5%.
Таким образом, с использованием (3.36) и (3.38) получено аналитическое выражение для определения теплового импульса к.з. с учетом подпитки т.к.з. от двигателей напряжением свыше 1 кВ в виде:
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14