Файл: Т. А. Бобович должность, уч степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГУАП
КАФЕДРА №32
ОТЧЕТ
ЗАЩИЩЕН С ОЦЕНКОЙ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ассистент
Т.А.Бобович должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Практическое задание №5
Подходы к решению управленческих проблем в энергетике по дисциплине:
Менеджмент в электро- и теплоэнергетике
СТУДЕНТ ГР. № 3926
Жабин Б.И. номер группы подпись, дата инициалы, фамилия
Санкт-Петербург 2022

1. Выявление и описание проблемы
Проблемы управления.
Формирование системы управления развитием электроэнергетики происходит в определенной мере стихийно, в отсутствие целевого видения путей ее создания. Это приводит к возникновению проблем при ее функционировании и в конечном счете к снижению эффективности управления развитием электроэнергетической отрасли в целом.

Среди проблем следует выделить неэффективное управление и регулирование развития со стороны министерств, ведомств, госкомпаний. Причинами возникновения этой проблемы стали вертикальная и горизонтальная дезинтеграция электроэнергетики
(В электроэнергетике вертикальная дезинтеграция означала
полное
поэтапное
разделение
естественно-монопольных
(передача и диспетчеризация) и потенциально конкурентных
видов деятельности (производство, сбыт)), приватизация производственных мощностей и возникновение множества субъектов хозяйствования и управления в отрасли.

Имеет место несовершенство тарифной политики в РФ и отсутствие эффективной системы контроля за целевым использованием инвестиционной составляющей тарифов, что во многом определяет повышенную стоимость (от 20 до 70%) инвестиционных проектов в электроэнергетике.

числу насущных проблем также следует отнести крайне недостаточное инновационное развитие электроэнергетики.
Система управления, в частности механизмы развития генерирующих мощностей, фактически не стимулируют модернизации и внедрения инновационных технологий в отрасли. С каждым годом возрастает доля энергооборудования
генерирующих и электросетевых компаний, эксплуатируемого за пределами нормативного срока службы, что в целом снижает и безопасность и надежность как при производстве, так и при передаче и распределении электроэнергии (мощности)
2. Совершенствование системы управления.
Основная цель совершенствованиясистемы управления развитием электроэнергетики России состоит в том, чтобы обеспечить согласованное оптимальное (с точки зрения общественной эффективности) развитие всех звеньев электроэнергетической отрасли, включая электростанции разных типов, электрические сети различных напряжений, системы диспетчерского и технологического управления на всех территориально-технологических уровнях и по всем временным горизонтам, во взаимосвязи с рыночными интересами собственников энергетических объектов, потребителей энергии, производителей топлива, энергетического оборудования и др.
Требуется корректировка механизмов развития, прежде всего ДРМ, рассматриваемого на перспективу, как основной. Уже сейчас выдвигаются предложения по совершенствованию ДРМ (Долгосрочный рынок мощности).
В частности, предлагается изменить роль и функции главного элемента ДРМ
– конкурсного отбора мощности. Разработчики нововведений считают, что за
КОМ нужно оставить только функции планирования и формирования обязательств поставщиков, что позволит заранее выявить угрозы дефицита мощности и принять меры по его предотвращению. При этом предполагается, что цены будут определяться в рамках свободных договоров на продажу электроэнергии и мощности, которые должны стать основным способом торговли на электроэнергетическом рынке.


Представляется целесообразным существенно расширить перспективу, на которую проводится конкурсный отбор мощности и заключаются договора, в том числе свободные.
Так, энергосбытовые компании должны заключать долгосрочные контракты с учетом потребности в новой мощности в полном объеме. Эти контракты (со стороны поставщиков) должны быть защищены гарантиями достаточности в форме сертификатов гарантированной выработки электроэнергии. Таким образом, гарантируется как потребление, так и поставка электроэнергии на рассматриваемую перспективу.
Система управления развитием электроэнергетики должна обеспечивать ускоренную модернизацию отрасли на основе масштабного внедрения инноваций.
В связи с этим необходимо обеспечить ее увязку (как в прямом, так и в обратном направлении) с национальной инновационной системой России.
Требуется также совершенствовать регулирование (в частности, ценовое, инвестиционное, налоговое), как представляется, с расширением его роли; а также организационную структуру электроэнергетического рынка в целом.
Для этого необходимо разработать специальные математические модели, позволяющие проводить сравнительные исследования различных форм организации электроэнергетического рынка. Такие модели, подробно учитывающие аспекты функционирования и развития и технические особенности
ЭЭС, а также основные черты российского электроэнергетического рынка.
Входящие в систему управления развитием механизмы ДПМ (ДПМ — договоры о предоставлении мощностей, заключенные между электрогенерирующими компаниями и крупными потребителями), МГИ и
ДРМ взаимно дополняют друг друга как по времени действия, так и по объемам требуемых вводов генерирующих мощностей. Предполагается, что в условиях нормального функционирования кредитно-финансовой и
банковской систем (в отсутствие финансово-экономического кризиса) данная совокупность механизмов в основном способна обеспечить требуемые по балансу вводы генерирующих мощностей.
Первоочередной задачей исследований является более глубокая детализация анализа системы управления развитием электроэнергетики с выделением государственных органов власти, регулирования и контроля, отраслевых министерств и ведомств, рыночных участников, в ведении которых находятся вопросы развития отрасли. На следующих этапах исследований должны быть проанализированы решения по развитию, принимаемые указанными субъектами на разных иерархических уровнях системы управления, и предложены меры по улучшению координации, повышению эффективности и инновационной направленности этих решений.
При этом необходимо проведение углубленных исследований организационных структур и механизмов развития отрасли и электроэнергетического рынка с использованием математического моделирования.
Литература


1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г.
Утверждена распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.
2. Системный подход при управлении развитием электроэнергетики / Л.С.
Беляев, Г.В. Войцеховская, В.А. Савельев и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1980.
3. Интервью директора Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Д.А. Аскинадзе. Договоры о предоставлении мощности на энергорынок учитывают все основ- ные замечания «стратегов»
4. Постановление Правительства РФ № 738 от 07.12.2005 «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности».