Файл: Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология безопасности
Группа 21П111в
Студент
Е. В. Калашникова
МОСКВА 2022
Практические задания
Задание 1. Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических
процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др). На основе классификации всех психических процессов составить и обосновать перечень наиболее значимых для психологической безопасности познавательных и эмоционально-волевых процессов.
Ощущение | Психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом. |
Восприятие | Одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. |
Эмоции | Протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. |
Сознание | Состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события. |
Речь | Это психический познавательный процесс, способ существования и проявления сознания и форма общения посредством языка. |
Память | Обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. |
Воображение | Способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств. |
Чувства | Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. |
Воля | Это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. |
Познавательные ПП | Эмоциональные ПП | Волевые ПП |
Восприятие | Чувства | Воля |
Память | Эмоции | Постановка цели |
Внимание | Аффекты | Принятие решения |
Мышление | Стресс | |
Ощущение | | |
Воображение | | |
Представление | | |
Сознание | | |
Речь | | |
*наиболее значимые психические процессы для психологической безопасности выделены красным цветом
Задание 5. Дайте определения следующих понятий, при необходимости
обращаясь к словарю: депривация, дистресс, ригидность, сопротивляемость,
конформность, эмпатия, фрустрация, психологический ресурс личности.
Депривация - психологическое состояние, при котором привычная жизнь человека меняется. Обычно это происходит из-за невозможности удовлетворить свои желания или же в связи с изменившимися обстоятельствами. По мнению ученых депривация происходит лишь тогда, когда потребности не удовлетворяются на протяжении длительного времени.
Дистресс - состояние страдания, при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и вызванному ими стрессу и демонстрирует дезадаптивное поведение. Это может быть очевидным при наличии различных проявлений, таких как неадекватное социальное взаимодействие (например, агрессия, пассивность или отстранённость).
Ригидность - это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения.
Сопротивляемость - это реакция психики на глубинные внутренние изменения и значимые события. Оно соотносится с понятием психологической защиты с одной разницей: защита чаще срабатывает в ситуации стресса, а сопротивление — в ситуациях внутренней трансформации. Проще говоря, все мы сопротивляемся внутренним изменениям.
Конформность - изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Эмпатия - это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание.
Фрустрация – психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.
Психологический ресурс личности - это система взаимосвязанных компонентов индивидуально-средового характера, использование которых может эффективно влиять на преодоление кризисных ситуаций. Любая черта характера личности есть отражение индивидуального и социального пространства, которое наполняет человека и создает среду его существования.
Задание 7. Упражнение «Пять моих главных стрессоров» Написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время (1 месяц). Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы. Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности? Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается? Оно поддается контролю или нет?
Болит спина - жизненно важно; уже произошло; не поддается контролю.
На меня кричит родитель – обычная неприятность; уже произошло; не поддается контролю.
Переживания из-за обучения – жизненно важно; уже произошло и ожидается; поддается контролю.
Страх не получить деньги- жизненно важно, уже произошло и ожидается; поддается контролю.
Страх за родного человека – жизненно важно; уже произошло; поддается контролю.
Задание 8. Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс»
Необходимо описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для
этой цели необходимо заполнить таблицу.
Ситуация, когда я узнала, что мой близкий человек заболел.
Таблица
Интуиция | Мысли | Чувства | Действия | Поведение |
Необходимо приступать к каким-то действиям, которые помогут выйти человеку из этой ситуации | Почему с ним это произошло? Что бы он мог сделать, чтобы это не случилось? Как я могу ему помочь? | Внутренний страх, что человек может умереть, беспокойство, тревожность, чувство вины | Начинаю разносторонним образом помогать человеку облегчить его боль, поддерживаю его. | Стараюсь вести себя максимально спокойно, чтобы не травмировать уже больного человека. Сопереживаю и поддерживаю его. |
Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее
правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.
1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение
душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: а) более
выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: а) качание
головой из стороны в сторону; б) кивок головы вверх-вниз; в) когда морщат нос;
г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда
подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г)
плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б)
глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в
первую очередь на: а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его:
а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г)
сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все
ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: а)
злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
9. Большинство используемых жестов и поз: а) передаются из поколения в
поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и
заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
Ответы:
1) а
2) б
3) ж
4) в
5) б
6) в
7) а
8) к
9) а