Файл: Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере они сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в реальном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное профессиональное образовательное учреждение

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Эссе


по

«ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ»

дисциплине


Тема:

Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в реальном мире. Как вы считаете, Платон прав или это художественное преувеличение?










тема работы





Выполнил(а) студент(ка)


Суслина Виктория Александровна










фамилия имя отчество

Идентификационный номер:

909-0800-251































Пермь 2023

В знаменитом диалоге Платона "Государство" изложен миф о пещере, который, несмотря на свою внешнюю незамысловатость, является квинтэссенцией всей платоновской философии. Он полон глубокой символики.

Если кратко, то есть некая подземная пещера, в которой сидят прикованные узники, они видят только стену перед собой. А за их спиной горит костер. Люди, которые ходят за стенкой, носят разные вещи, и на стенах пещеры возникают их тени. Узники могут судить о мире только по этим теням. Из пещеры есть выход, куда могут пройти свободные люди. А там - светлый мир, светит Солнце.


Что же все это означает?

ПеДж. Реале и Д. Антисери в своей замечательной книге «Западная философия от истоков до наших дней» (всегда рекомендую ее студентам) интерпретируют этот миф в четырех аспектах - онтологическом, гносеологическом, мистическом и политическом. Поскольку мне близок их подход, то изложу свой взгляд по тем же аспектам.

В онтологическом смысле миф показывает, что мир существует в двух реальностях - чувственном и сверхчувственном, идеальном. Притом идеальный мир - истинный, настоящий, а материальный (чувственный) мир - всего лишь его отражение, он второстепенный. Это выражение позиции объективного идеализма, адептом которого Платон, собственно, и был. Солнце же олицетворяет идею Блага.

Теперь гносеологический аспект. Обычно именно в этом аспекте прежде всего принято рассматривать миф о пещере. Тени на стенах - это то знание, которое люди могут иметь, исходя из чувственного познания. Полного представления о предмете это не дает. Чтобы получить истинное знание, люди должны освободиться от пут и выбраться из пещеры. Истина - там, а идеальном мире.

Однако у людей есть душа, которая изначально обитала в мире идей и знала там истину. Оказавшись с теле человека, она о ней забыла. Но в процессе познания душа потихоньку вспоминает истину. Первый толчок к воспоминанию дает чувственное познание, эти самые тени. Но вспомнить истину полностью можно только на рациональном и интуитивном уровне, вырвавшись на свет.

Мистический аспект мифа связан с процессом восхождения к божественному, образ которого выражен в Солнце. Если выбраться из пещеры и созерцать идею Блага, это будет означать приобщение к истине, к высшей ценности. То есть, по Платону, жить в свете правды и жить в духе - это одно и то же. Речь идет о возвращении души на родину, в мир идей (эйдосов). Это происходит после смерти, а если при жизни - то только мистическим образом или (на короткое время) благодаря любви.



И, наконец, социальный аспект. Платон показывает два состояния человека - в несвободе и в свободе. Узник может освободиться и выйти из пещеры, и это мечта любого человека. То есть стремление к свободе присуще людям изначально (душа-то помнит!). И тут есть такой момент - освободившийся может вернуться обратно в пещеру, чтобы помочь другим узникам обрести свободу.

То есть, достигнув Блага, такой человек готов оторваться от него и вновь погрузиться в темноту пещеры, чтобы помочь другим. Платон считал, что "настоящий политик — не тот, кто любит власть и все с ней связанное, но кто, используя власть, занят лишь воплощением Блага". Но поймут ли его прикованные? Захотят ли освободиться, идти за ним? Не факт. И это очень большая проблема в политике. Люди инертны, трусливы. боятся изменений... Жертвуя собой ради других, надо быть готовым принести эту жертву впустую.

Но если человек знает Благо, он готов идти на это, потому что видит в помощи людям свой долг.