Файл: Занятие по теме Франция в новое время Анализ Декларации прав человека и гражданина 1789 г..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Декларация подчеркивала значение права на собственность: помимо ст. 2, относившей ее к естественным правам человека, ей была целиком посвящена ст. 17, объявлявшая право на собственность неприкосновенным и священным. Но игнорирование принципиального различия между отдельными видами собственности создавало видимость равной защиты имущественных интересов всех — буржуа и рабочего, крупного землевладельца и батрака.
Наиболее четко сформулированная Руссо идея о суверенитете, полностью и безраздельно принадлежащем народу, нашла воплощение в ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Декларировалось право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в создании закона (ст. 6), который объявлялся выражением общей воли.
Выводы Монтескье, видевшего обеспечение свободы и безопасности граждан в организационно независимых друг от друга и взаимоуравновешивающих ветвях государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), получили в ст. 16 категорическую формулировку: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Провозглашались и другие не менее важные принципы. Так, в ст. 7 декларировалась неприкосновенность личности. «Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом... Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию».
Провозглашались принцип «нет преступления без указания о том в законе» (ст. 7, 8) и презумпция (предположение) невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ст. 9).
Стремление положить конец фискально-административному произволу монархии сыграло не последнюю роль в провозглашении права всех граждан устанавливать самим или через своих представителей размеры государственного обложения, порядок и продолжительность их взимания (ст. 14). Должностные лица обязывались давать отчет обществу по вверенной им части управления (ст. 15).
Декларация произвела огромное впечатление на современников как во Франции, так и за ее пределами. У многих она изменила миропонимание эпохи, стимулировала их борьбу с абсолютистским строем за становление демократии.

Вместе с тем положения Декларации, звучавшие как утверждение справедливости, даруемой всем, были весьма абстрактны. Это давало возможность придать им определенное конкретно-историческое толкование. Во время революции провозглашение прав человека и гражданина в Декларации 1789 г. было воспринято крестьянами и многими рабочими как обещание уничтожить феодальный гнет, разделить дворянские земли, предоставить им право собственности на них. (Немало рабочих еще не порвали связи с деревней, мечтали стать самостоятельными хозяевами.) Ожидались уменьшение безработицы, снижение цен на продукты питания, наделение рядовых граждан правами, провозглашенными в Декларации. Однако действительность разбила эти иллюзии.
Пришедшая к власти буржуазия, заботясь о своих интересах, дала Декларации свое, по существу обязательное для всей страны толкование. Законодатели, отстаивавшие в Учредительном собрании право на свободу, в силу ряда исторических причин не могли полностью осознать глубинные мотивы своей позиции. Борьба за свободу, как, впрочем, и за другие права, воспринималась ими в свете идей Просвещения. Но вместе с тем право на свободу мыслилось ими прежде всего как максимально возможная независимость в сфере производства, которое государство должно было охранять, по возможности не вмешиваясь в него.
- Историческая судьба:
Декларация до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией 4 октября 1958 года. 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности.

В 2003 году ЮНЕСКО включила декларацию в реестр «Память мира»[2].

  1. Дайте сравнительную характеристику двух выдающихся документов Великой Французской революции - «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г.» и «Декларации прав человека и гражданина» 1793 г.» Какие общие конституционные принципы закреплены в них? Выявите, от каких положений Декларации 1789 г. якобинцы отказались в своей Декларации и чем это было обусловлено.






В Декларации прав человека и гражданина 1789 года естественными правами провозглашаются:
1) свобода (перестающая быть таковой с момента затрагивания свободы другого человека);
2) собственность;
3) безопасность;
4) сопротивление угнетению.

Естественными (на самом деле общественными) = индивидуальными, независимыми ни от государственной власти, ни от общества. Поскольку текст будущей конституции предполагался писанный, то было важно продемонстрировать гражданам, что никто не смеет диктовать им перечень их естественных прав. Оправдание неловкое, но показавшее себя достаточным для французов того времени.

Источником власти в Декларации 1789 года служит такая абстрактная общность как нация. Принцип национального суверенитета затрагивает представительную демократию. Не смотря на созидательное начало, доктрина прав человека, объявив всеобщее равенство, автоматически свела сословное общество в могилу как в юридическом, так и в политическом смысле.

Декларация жирондистов 1789 года объявляет переход к конституционной монархии, но затем монархию упразднят, а юлианский календарь заменят на республиканский: «Мы живём не в 4-й год свободы, а в 1-й год республики».

Конституция умеренного периода рухнула, когда Национальный Конвент взял на себя функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти, т.е. в результате переворота в ночь с 9 на 10 сентября 1792 года.

; В Декларации прав человека и гражданина 1793 года естественными правами провозглашаются:
1) равенство;
2) свобода (возможность делать то, что не причиняет вред другому);
3) безопасность;
4) собственность.

Источником власти служил народ как совокупность конкретных людей. Непосредственная демократия, которую обеспечивал принцип народного суверенитета, по мнению дорвавшихся до власти якобинских радикалов больше соответствовала чрезвычайному положению, вызванному военной интервенцией. Однако, не смотря на все отличия (как и сходство в принципе разделения и даже взаимного обособления властей), верховная власть по-прежнему была сосредоточена в Конвенте.


И умеренно революционная Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, и её монтаньярский ремейк 1793 года, — это знаки символьной системы революции, и потому НЕЛЬЗЯ рассматривать их как инструменты для стабилизации обстановки, вызванной взрывом голодного негодования горожан и провинциалов в результате укола одним неурожайным годом шарика народного возмущения (событиями далёкого XIV века).
Нельзя хотя бы потому, что, независимо от степени умеренности своих идеологических порывов, якобинцы брали в расчёт исторический опыт революционной Англии, и тот фрагментарно (например, идею народного суверенитета). Казалось бы, в их положении разумней было воспользоваться успешным, готовым опытом американцев по созданию искусственного государства на виду у выронившего поводок короля, но что сделано, то сделано, и конституции 1791/1793 годов, при всех их различиях, обезоружили монархическую тиранию, удвоив арсенал власти законодательной, что привело к той же старушке тирании. Скорее всего, революционерам было не до аналитики (вот почему отцы-основатели США очень смущались темы революции).

Кстати, Декларация прав человека и гражданина от 1793-го выглядит как заявка с мистическим оттенком: «Да, мы успешно бурлим в эгрегоре Великой Мясорубки, а вам таки завидно?». Там по-прежнему присутствуют исключительно жертвенные, необходимые для поддержания революционного настроя установки: «27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами» — что и случилось в принятый историками за формальный момент завершения Французской революции — 27 июля 1794 год, объявленного аутло Робеспьера доставили в ратушу, стравили на него толпы предварительно сагитированных парижан (спички у французов только при Наполеоне появились, так что приходилось жечь гражданским негодованием), выстрелом дробанули Робеспьеру челюсть, отважно спасли, а на следующий день обезглавили. Но это не так важно, как считают историки. Весьма наивно полагать, будто революцию легко можно остановить, подбросив очередную голову в её топку.

Декларации традиционно предваряли конституции, и потому немудрено, что революцию, по мнению проф. Томсинова, завершило скорее заседание Национального конвента 22 августа 1795 года, когда умы нации решились, наконец, признать наличие затяжной проблемы французского государства, и приняли Декларацию прав и (!)обязанностей(!) человека и гражданина, чем освидетельствовали переход к устойчивой идеологии развитого политического сообщества, способной обеспечить опору принятой тогда же «конституции III года».











  1. Проанализируйте историю разработки Конституции 1791 г. Франции. Охарактеризуйте форму правления, форму государственного устройства и систему высших органов государственной власти, закреплённые Конституцией. Используйте текст источника и подтверждайте свои выводы ссылками на конкретные статьи Конституции. Дайте историко-правовую оценку Конституции Франции 1791 г.


9 июля 1789 года Национальное собрание, принявшее название учредительного, приступило к рассмотрению вопросов относительно будущей конституции и слушало мемуары Мунье о её основах.

Несмотря на то, что большинство членов было на стороне конституционной монархии, выработанная собранием конституция лишь по форме была монархической, по существу же — республиканской: тогдашние политические теории (Руссо и Мабли), недоверие к королевской власти, неуверенность в окончательном уходе абсолютизма заставляли учредительное собрание всячески урезать монаршьи полномочия. Большое влияние в этом смысле оказало также бегство короля Людовика XVI, побудив собрание внести в конституцию статьи, в силу которых король в некоторых случаях должен был считаться отказавшимся от престола.

Учредительное собрание приступило к выработке Конституции почти одновременно с составлением Декларации. Уже к концу 1798 г. оно обсудило и утвердило основные конституционные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы. Но острая политическая борьба в стране постоянно переключала внимание Собрания на решение других неотложных дел, конституционная работа утратила необходимую последовательность. Отдельные положения Конституции принимались в виде законов, не всегда согласованных друг с другом. Это побудило Собрание создать особую комиссию по отбору и систематизации конституционных актов. Составленный комиссией свод конституционных законов лег в основу конституционного проекта, который 3 сентября 1791 г. был утвержден Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность Конституции.  Королевская подпись и присяга придали новому строю видимость легальной преемственности, к чему стремились отцы Конституции. Но и они не переоценивали значения преемственности, прекрасно понимая, что вопрос о том, быть или не быть Конституции, уже не зависит от монархии. Это они подчеркнули, указав официальную дату принятия Конституции — 3 сентября, т. е. время утверждения ее Собранием.