Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского выпускная квалификационная работа (дипломный проект).docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский социально-педагогический колледж
имени А.П. Раменского»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)
по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми
ПМ.04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование и др.)
ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС
Тема: Особенности социально-реабилитационной работы с малоимущими семьями с детьми
Выполнила: Лукач Кристина Андреевна С-42
фамилия имя отчество группа
39.02.01 Социальная работа
наименование специальности
Руководитель: Митюшев Андрей Юрьевич, преподаватель колледжа
фамилия имя отчество, должность
Защита состоялась: «___»____ 2020г.
Оценка: ____(___________________)
Соликамск, 2020
Введение……………………………………………………………………. | 33 |
Глава 1. Теоретические основы организации социально-реабилитационной работы с малоимущими семьями с детьми ……. | 110 |
1.1 Характеристика социально-психологического статуса малоимущих семей с детьми …………………………………………………………….. | 110 |
1.2 Содержание социально-реабилитационной работы с малоимущими семьями с детьми ……………………………………………....................... | 116 |
1.3 Организация анималотерапии как формы социально-реабилитационной работы с малоимущими семьями с детьми ………… | 118 |
Глава 2. Разработка социального проекта парка реабилитации малоимущих семей с детьми «Cat&Dog» ……………………………… | 23 |
2.1 Социологическое исследование востребованности социального проекта «Парк реабилитации малоимущих семей с детьми «Cat&Dog» . | 23 |
2.2 Социальный проект «Парк реабилитации малоимущих семей с детьми «Cat&Dog»………………………………………………………….. | 226 |
Заключение…………………………………………………………………. | 30 |
Список литературы……………………………………………………….. | 34 |
Приложение…………………………………………………………………. | 38 |
Содержание
Введение
Кто и как будет жить и работать в 21 веке – зависит от социального самочувствия современной семьи, от того, каких детей семья производит на свет и как она растит их духовно и физически.
Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек один вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей. Семья - это и малая ячейка общества, осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.
В семье протекает воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений – составная часть и отражение общей культуры общества. Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление – назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране.
В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что огромное количество семей и детей нуждаются в эффективной реализации государственной семейной политики. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи (всего один трудовой доход), семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее.
У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе. Есть различные проблемы у семьи и их необходимо решать в форме государственной помощи семьям:
- денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);
- трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
- социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг, консультативной помощи и других видов помощи).
Нельзя выделить точную дату возникновения интереса к семье и семейной терапии, но можно отметить, что уже в 20-е годы ХХ века психиатрами, клиническими и социальными психологами начали проводиться систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали как процесс воспитания, так и структуру семьи, взаимосвязь между ее членами, лидерство, семейные конфликты и пути их разрешения. Терапевты в это время скорее еще занимались просвещением, «семейным образованием», чем семейной терапией в современном понимании этого слова. Но все же во все времена семья находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. Это не удивительно. Как видно из определений, семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Малоимущей считается семья, в которой средний доход на каждого члена семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в регионе. К членам такой семьи относят родителей, родных и усыновленных детей, бабушек и дедушек. Учитываются мачехи, отчимы, падчерицы и пасынки. Также присвоить этот статус могут матери или отцу-одиночке.
Существуют дополнительные условия, при которых семья признается малоимущей. Так, члены семьи должны вести совместное хозяйство и жить вместе. Под совместным хозяйством определение подразумевает покупку продуктов и вещей общего пользования, совместный отдых, оплату счетов – все, что можно подтвердить документально (например, чеками, справками или билетами) или по показаниям свидетелей. Взрослые в семье также должны быть трудоустроены или стоять на учете по безработице. Однако это правило не касается матерей, находящихся в декретном отпуске.
Проблемы малообеспеченных семей рассматриваются в работах Холостовой Е.И., Фирсова М.В., Павленка П.Д., Гусловой М.Н. и других авторов.
Социальная поддержка малообеспеченных граждан может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи; предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова; оказания медицинской, юридической, психологической помощи; покровительства, опекунства, усыновления. При этом учитывается материальное и социальное положение индивида.
Не существует людей, свободных от потребностей и желаний. Любой человек нуждается в чем-то, в тех или иных благах и услугах. И естественно, далеко не все свои потребности человек может удовлетворить, учитывая как материальные, так и социальные, психологические факторы. В этой связи можно говорить об уровне нуждаемости и как следствие малообеспеченности.
Однако в контексте социальной работы как направления реализации социальной политики, прежде всего, должны решаться задачи преодоления различных вариантов материальной нуждаемости (малообеспеченности), недостаточности удовлетворения таких потребностей человека (в пище, одежде, ночлеге, лечении), которые непосредственно связаны с перспективами его существования. Именно это входит в первоочередные, непосредственные задачи социальной защиты.
Особенность социальной работы с малообеспеченными в том, что ее эффективность зависит от степени помощи именно тем, кто попал под ситуацию социально-экономического риска. Для определения уровня материальной необеспеченности важным является оценить возможности наступления риска, то есть определить вероятности причинения вреда, тяжести последствий. Он производится путем выявления факторов риска наступления малообеспеченности, их интенсивностью, величиной ущерба.
Нормативно-правовые акты, регулирующих вопросы социальной поддержки семей с детьми(Федеральные):
-Конституция Российской Федерации;
-Гражданский кодекс Российской Федерации;
-Семейный кодекс Российской Федерации;
-Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
-Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;
-Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
-Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
;
-Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
-Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
-Указ Президента РФ от 26.12.2003 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;
-Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации»;
-Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
-Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
-Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;
-Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»;
-Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2014 № 500-н «Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг», а также регионально-нормативные акты и нормативно-правовые акты Министерства социальной защиты населения.
Существуют различные направления социальной помощи: социальная защита инвалидов, пожилых граждан и т.д. Отдельным направлением в данной работе является социальная реабилитация малоимущих семей с детьми.
Социальная реабилитация предоставляется при заключении социального контракта (соглашение, которое заключено между гражданином и управлением социальной политики по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии, с которым управление социальной политики обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации).
Исходя из всего вышеизложенного, темой выпускной квалификационной работы является «Особенности социально-реабилитационной работы с малоимущими семьями и детьми»