Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского выпускная квалификационная работа (дипломный проект).docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако только внешних признаков недостаточно для отнесения семьи к категории малоимущих. Профессионал в социально-реабилитационной работе может различить проблему даже без очевидных проявлений бедности, просто наблюдая за поведенческими реакциями ребёнка в коллективе. Низкий социальный статус семьи вызывает социальную апатию, приводит к развитию агрессивности. Негативное отношение родителей к сложившимся обстоятельствам передаётся детям, а они, в свою очередь, выплескивают негатив в среде сверстников. Грубят демонстративно взрослым, испытывают раздражение и даже ненависть ко всему коллективному. Возможно и противоположное по характеру поведение: замкнутость, избегание любых форм общественной работы, стремление быть незаметными, чтобы не было даже малейшего повода для сравнения их с более состоятельными одноклассниками. Включённое наблюдение за поведением и душевным состоянием детей, за их внешним видом в сочетании с анализом формальных документов, имеющихся в школе, позволяет специалисту по социальной работе выявить среди всего контингента подопечных детей «группу риска» по признаку малоимущности.
Далее необходимо определиться с формами социально-реабилитационной поддержки, не забывая о том, что малоимущие семьи, при всей схожести жизненных обстоятельств, очень не похожи друг на друга и требуют индивидуального подхода.
Неиссякаемым источником для поддержки нуждающихся семей было, есть и будет местное сообщество, которое может организовать не только денежное или вещевое «вспомоществование», но и располагает уникальными нематериальными ресурсами. Добрососедские отношения; сочувствие к тем, кто трудится; смелость призвать к совести ленивых и безответственных; способность к примирению враждующих; готовность принять на себя заботу о чужих детях — эти традиционные ценности выручали даже тогда, когда бедность была уделом большинства. Задача специалиста по социальной работе - перевести эти ресурсы из возможностей в действительность.
1.3 Организация анималотерапии как формы социально-реабилитационной работы с малоимущими семьями с детьми
Анималотерапия (в переводе с латинского «лечение животными») - это разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются животные. Применяются не только непосредственные контакты человека с животными, но и опосредованные - с изображениями, образами, сказочными героями и т.д. Невозможно отследить, когда именно возникла анималотерапия:
древний человек жил в единении с природой, в том числе в постоянном взаимодействии с одомашненными животными. Позднее, с возникновением медицины, появились соответствующие рекомендации по излечению различных болезней, например, при неврозах наряду с обливанием холодной водой и ходьбой босиком, советовали ездить на лошади. В частности, известно, что в 5 веке до н.э. древнегреческий врач Гиппократ рекомендовал практиковать лечебную верховую езду. Кроме лошадей, в древности в качестве анималотерапии использовались и другие животные - собаки в Греции, кошки в Египте, певчие птицы в Индии и т.д.
Среди примеров анималотерапии более близких к нашему времени, можно отметить успешный опыт лечения душевных заболеваний в конце 17-го века в Йорке (Англия). Но только во второй половине 20-го века анималотерапия получила глубокое научное обоснование и была признана медицинским сообществом как самостоятельный метод лечения. Большую роль в этом процессе сыграл американский психиатр Б. Левинсон, который привлёк свою собаку к участию в терапевтических сессиях для детей.
На сегодняшний день анималотерапия, благодаря множеству положительных примеров излечения, стала общепризнанной методикой в мировом масштабе. В ряде стран, таких как США, Британия, Канада и Франция, есть специализированные медицинские ассоциации, которые проводят конференции, семинары и исследования, посвящённые актуальным вопросам применения данной методики.
Статистические исследования свидетельствуют, что даже обычное общение с животными, не использующее специальных терапевтических методик, положительно влияет на здоровье-хозяева домашних любимцев менее подвержены стрессам и, как следствие, живут дольше.
Чем же ещё полезна анималотерапия? Принято рассматривать эффективность данной методики с точки зрения ряда функций:
- психофизиологическая функция заключается в снятии стресса, а также нормализации работы нервной системы и психики в целом;
- психотерапевтическая функция проявляется в том, что, контактируя с животными, человек получает навыки, которые способствуют и
гармонизации межличностных отношений с другими людьми, повышают уровень социализации;
- реабилитационная функция - общение с животными способствует психической, а также социальной реабилитации;
- другие функции: самореализации, общения и т.п.
Согласно общепринятой классификации анималотерапия подразделяется на ненаправленную и направленную. В первом случае речь идёт об обычном общении с домашними животными без акцента на терапевтическом значении. В противоположность этому - направленная анималотерапия предполагает взаимодействие с животными на основе специальных медицинских программ с чётким пониманием цели лечения. Если в первом виде речь, как правило, идёт об общении человека со своими питомцами, то во втором - для лечения пациента используются только специально обученные животные.
В зависимости от того, какие животные участвуют в анималотерапии, различают иппотерапию (лечение лошадьми), дельфинотерапию, канистерапию (лечение собаками), фелинотерапию (лечение кошками) и многие другие. Например, американское анималотерапевтическое общество «Дельта» использует в своей работе более 2000 различных животных, в том числе морских свинок, кроликов, кур, лам, коз, осликов, попугаев и других одомашненных животных. Африканские племена лечатся слонами и крокодилами, австралийцы проводят сеансы кенгуротерапии.
Общение с каждым из видов животных несёт особый лечебный эффект. Например, одна из самых распространённых методик - иппотерапия используется в качестве лечебной физкультуры при ряде психических и неврологических недугов, а также нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости.
Дельфинотерапия показана больным аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна. Интересно, что общение с дельфинами позволяет человеку развить свои творческие способности, открыть новые возможности для решения различных жизненных ситуаций посредством нестандартного мышления.
Собаку, совершенно справедливо называют «другом человека». Взаимодействие с собаками позволяет не только решить проблему дефицита общения, но и способствует снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Воздействие кошек на организм человека уникально. Они не только нормализуют артериальное давление, но и гармонизируют энергетическое поле пациента, что способствует общему оздоровлению организма.
Общаясь с животными, человек получает наряду с положительными эмоциями лечебный эффект посредством прикосновения и поглаживания животных, звуков их голосов, например, мяуканье кошек. Иногда, подобные практики не связаны напрямую с общением с братьями нашими меньшими. Это может быть прослушивание звуков, издаваемых морскими млекопитающими, птицами, насекомыми, а также просмотр документальных фильмов о животных.
Нужно отметить, что наряду с множеством позитивных эффектов анималотерапии, есть и негативные стороны, которые важно учитывать для безопасного использования данной методики, в частности речь идёт об аллергических и паразитарных заболеваниях, а также риске столкнуться с агрессивным поведением животных.
Жизнь в современном обществе для многих людей сопряжена с дефицитом бескорыстного общения. Именно взаимодействие с животными зачастую заполняет образовавшуюся нишу, неся положительные эмоции и придавая жизни дополнительный смысл. В качестве примеров можно привести и одиноких пенсионеров, для которых домашние питомцы заменяют семью, и детей, предоставленных дома телевизору и компьютерным играм, показ взрослые находятся на работе. Анималотерапия позволяет на научной основе использовать тысячелетний опыт человечества по взаимодействию с животными, в мягкой форме избавиться от заболеваний, и избегать негативных последствий стрессов.
В рамках нашего исследования мы видим большие реабилитационные эффекты в работе с малоимущими семьями, поскольку разрешение ситуации социального и детского неблагополучия данной категории семей возможна благодаря включению семей с детьми в работу с животными, находящимися в условиях питомников. Забота о них, общение с ними позволяют снимать психоэмоциональную напряженность, формировать чувство ответственности, сострадания.
Сегодня широкую практику имеют развитие контактных зоопарков. Контактные зоопарки создают комфортные и безопасные условия для психологической разгрузки, общения с животными. Анималотерапия учит видеть в животных не объекты, которых можно схватить, потрогать, пощупать, а субъекты взаимодействия. А для этого нужно исходить из признания выбора животного: идти на контакт или нет. Ребенок воспринимает животных иначе, чем взрослый. Животное ведет себя непосредственно и естественно. Тем самым оно ближе ребенку, чем пока загадочный для него взрослый.
В этом одна из причин благотворного влияния общения с животным на ребенка: оно оказывает большое влияние на формирование его эмоциональной сферы и помогает выстроить здоровый контакт со своими чувствами.
Учитывая все вышеизложенное, нами был разработан социальный проект на основе особенностей и возможностей анималотерапии с детьми и семьями, находящимися в ситуации социального неблагополучия.
Глава 2. Разработка социального проекта «Парк реабилитации для малоимущих семей с детьми»
2.1. Социологическое исследование «Парк реабилитации для малоимущих семей с детьми»
Разработку проекта предваряло социологическое исследование. В данном параграфе представлен анализ результатов социологического исследования социального проекта социальной помощи «Парк реабилитации для малоимущих семей с детьми».
Цель социологического исследования: обоснование необходимости разработки социального проекта парка реабилитации.
Задачи социологического исследования:
-
Подобрать диагностический инструментарий для проведения социологического исследования -
Определить уровень социальной заинтересованности общественности в разрабатываемом проекте -
Дать оценку готовности участия целевой группы в разрабатываемом проекте -
Проанализировать результаты проведенного исследования для разработки проекта с учетом предпочтений и ожиданий целевой группы, а также общественного мнения
Организация и результаты социологического опроса жителей города Соликамск. Социологический опрос был проведен в социальной сети ВКонтакте. Количество опрошенных составило 18 (100%) человек в возрасте от 18 до 35 лет, из них мужчин -5 (28%), женщины – 13 (72%). Участникам опроса предлагалось ответить на 7 вопросов о целесообразности разработки и реализации проекта.
1. Как вы считаете по какой причине животные остаются на улице ?
Данная диаграма показывает,что у большинства людей нет чувства ответственности, в следствии чего, животные убегают из-за плохого отношения, это требует решения в рамках проекта.
2. Как вы думаете, актуальна ли тема помощи нуждающимся?
По результатам, представленным в данной диаграмме мы видим, что практически все респонденты считают необходимым, оказание специальной помощи семьям, оказавшимся в ситуации социального неблагополучия.
3. Помогали ли вы малоимущим семьям?
Данная диаграма показывает,что большинство людей не сталкивались с такой ситуацией, в которой могли бы оказать помощь малоимущим семьям.
4. Если бы малоимущие семьи помогали бездомным животным, мир бы стал лучше?