Файл: Сборник всех семинаров от 5 до 14 Семинар 5 Вопрос 1 Записывали в тетради Вопрос 2 Вассальноленные отношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.
Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.
Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.
Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого - по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская - только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.
Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.
Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.
Особенности архитектуры Древней Руси
Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили греческие мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.
Византийские зодчие имели за своими плечами огромный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев требовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это заставляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
Таким образом, своеобразие задания, наличие или отсутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.
Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.
Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:
· Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
· Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.
Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого. Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.
Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.
Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.).
Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.
К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».
Семинар 6
Вопрос 2
Внешняя политика Владимиро–Суздальского княжества (позднее великого княжества Владимирского) после татаро–монгольского нашествия и разгрома Северо–Восточной Руси строилась с учетом постоянного давления со стороны Золотой Орды. В этой политике переплетались как интересы самой Владимиро–Суздальской земли, особенно на сохранившихся для нее внешнеполитических направлениях (отношения с Литвой, Тевтонским орденом и Швецией), так и внешнеполитические задачи Орды: противостояние Литве и Ордену и поддержание определенного баланса сил в самой Северо–Восточной Руси, с тем чтобы предотвратить появление в этом регионе сильного и объединенного княжества в качестве соперника.
На пространствах Поднепровья, верховьях Дона и среднего течения Оки (южная граница Владимиро–Суздальской земли) существовала буферная зона, нейтральная полоса. Эти земли были выведены из–под юрисдикции Руси и возглавлялись администрацией, зависимой от Орды. Но это не были ордынские территории. Порой эта зона доходила до Коломны, и первая задача владимирских, а позднее московских князей состояла в том, чтобы, используя складывавшуюся ситуацию, как можно дальше отодвинуть эту зону на юг, что одновременно означало расширение границ русских княжеств и постепенное изменение баланса сил в пользу Руси.
В таких условиях Владимир, а позднее Москва, делали все, чтобы сохранить стабильные отношения с Ордой для укрепления своих позиций среди русских земель и для продвижения внешнеполит. интересов Руси на остававшихся в ее ведении западном и северо–западном направлениях. Первыми это блестяще продемонстрировали Ярослав Всеволодович и Александр Невский, проводившие осторожную, дальновидную и хитрую политику по отношению к Орде. Видимо их действия разгадали и в Сарае, и в Каракоруме. Ярослава вызвали в Каракорум в 1246г. и там отравили. Затем в Каракорум вызвали Александра Невского, который не выполнил приказ и остался в Новгороде ждать тела отца. На похороны Ярослава во Владимир Александр прибыл во главе сильного отряда, показав, кто на Руси является подлинным хозяином. И только после этого он отправился в Орду к Батыю, чтобы с его помощью занять великокняжеский стол. Батый защитил Александра от Каракорума, понимая, что пока у власти на Руси стоит такой человек, лояльный к Орде, можно не опасаться за порядок и поступление дани.
В Монголию Александр прибыл лишь тогда, когда от власти отошли люди, отравившие его отца. После возвращения Александр номинально оставался великим князем и княжил в Новгороде, а Владимирский престол занял его брат Андрей. Так монгольские правители противопоставили братьев друг другу и устранили Александра от влияния на общерусские дела.
1252г. стал решающим для внешней политики Северо–Восточной Руси. Александр не пошел войной на Андрея, а обвинил его в том, что он отдает Орде не всю дань. Андрей с братом Ярославом подняли восстание против Орды, которое было жестоко подавлено. Александр же вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение Владимирское.
Затем Александр начал восстановление разрушенных Неврюем русских городов. Кроме того, доставшуюся ему власть Александр использовал для укрепления своих позиций в Новгороде и для обороны новгородских границ от немцев, литовцев и шведов. Его внешняя политика и военные предприятия носили абсолютно независимый от Орды характер, хотя он и имел за спиной поддержку Батыя. Александр даже после возвращения Батыя из Каракорума отстранился от слишком близкой связи с Ордой, не бывал там более при жизни хана, проводил внутреннюю политику без оглядки на Сарай и давал междоусобицам ослабить русские земли.
В 1255г. умер Батый, но и тогда Александр не поехал туда, как другие русские князья на интронизацию (возведение в сан) нового хана – малолетнего Улагчи. Только 1257г. Александр побывал в Орде вместе с братом Андреем и выпросил для него в Сарае прощение, чем крепил русскую политическую власть.
В 1257г. в связи с восстанием Новгорода против введенной татарами переписи населения Александру пришлось ввести туда войска для восстановления порядка. Этот шаг был для князя необходим, чтобы татары не отправили на Русь очередную карательную экспедицию. Сын Александра Василий, возглавивший мятеж, был снят с престола и отправлен в другую волость. Через год Александр вновь помещал волнениям в городе, который не хотел проводить перепись.
А в начале 60‑х гг. Александр тайно поддержал взрыв возмущения в ряде русских городов против сборщиков дани. Один неверный шаг мог стоить князю жизни. Видимо в 1262г. князь совершил такой шаг, отказав хану Берке дать русские полки для похода против иранского правителя Хулагу. Свои рати он отправил в Прибалтику под Юрьев. Александр же с богатыми дарами поехал к хану, пробыл в Орде несколько месяцев и умер в ноябре 1263г. в Городце на Волге.