Файл: Билет 1 Пожарная тактика и ее задачи. Понятие основная задача.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 3.2. Классификация боевых действий подразделений пожарной охраны
Принципиальная схема классификации боевых действий на примере одного подразделения приведена на рис. Из рис. видно, что ликвидация горения является не только основным, но и общим видом боевых действий подразделений. В то же время обеспечение безопасности людей и животных (спасение, эвакуация или их защита различными средствами), хотя и относится к основному виду боевых действий подразделений, но является частным, так как выполняется не на всех пожарах. Отличительной особенностью общих боевых действий подразделения является то, что они выполняются в строгой последовательности, а поэтому носятся к последовательным процессам.

Частные боевые действия подразделения выполняются, как правило, параллельно с некоторыми общими, такими, как боевое развертывание и ликвидация горения. Совокупность общих и частных боевых действий подразделения в этом случае будет относиться к последовательно-параллельным процессам и может быть отображена в виде сетевой модели.

2. Тушение пожаров в детских дошкольных учреждениях. (Рассказать, в чем их опасность, пути распространения пожара, способы и приемы тушения)
 Для больниц, детских учреждений и школ характерны: наличие определенной категории людей (больные, малолетние дети и др.); особая планировка помещений, развитая система вентиляции и кондиционирования воздуха, наличие баллонов с газами и т.д.; оснащенность электрооборудованием;
При разведке пожара, кроме выполнения основных задач, необходимо установить:

- какие меры приняты персоналом по эвакуации детей из помещений, в которых им угрожает опасность;

- количество детей, подлежащих эвакуации, и их транспортабельность, пути и очередность эвакуации;

- кого из персонала можно привлечь к работе по эвакуации детей, и место их эвакуации;

- необходимость защиты путей эвакуации и возможность выпуска продуктов горения.
При пожаре возможны:

- панический испуг детей, неуправляемость или укрытие их в труднодоступных местах;

- наличие большого количества детей, не способных самостоятельно передвигаться (дети ясельного возраста, дети в лечебных изоляторах).

При ведении боевых действий необходимо:

- установить связь с обслуживающим персоналом учреждения;

- выяснить меры, принятые персоналом по эвакуации детей из опасных помещений;

- назначить конкретное лицо из обслуживающего персонала учреждения, ответственного за учет эвакуируемых детей;

- уточнить количество и возраст детей, места их вероятного нахождения;

- организовать совместно с педагогами, обслуживающим персоналом эвакуацию детей, в первую очередь младшего возраста, обеспечив защиту путей эвакуации;

- определить места сбора эвакуированных детей;

- проверить тщательно наличие детей: в игровых и спальных комнатах, подсобных помещениях, шкафах, на кроватях и под ними, за занавесками и различной мебелью;

- потребовать после эвакуации от руководителей учреждения проведения проверки наличия детей.

При тушении пожара в школе РТП обязан:

- выяснить количество и возраст учащихся;

- организовать совместно с педагогами планомерную и быструю эвакуацию детей, в первую очередь детей младшего возраста;

- обеспечить защиту или эвакуацию ценного оборудования;

- после эвакуации потребовать от руководителей школы провести перекличку учащихся и тщательный осмотр всех помещений школы, особенно задымленных.
При тушении пожара в детском учреждении РТП обязан:

- провести эвакуацию детей совместно с обслуживающим персоналом;

- тщательно, проверить, не остались ли дети в игровых и спальных комнатах, подсобных помещениях, нет ли детей в шкафах, на кроватях и под ними, за занавесками и различной мебелью.

Билет № 8.
1. Понятие о пожаре и его развитии. Опасные факторы пожара. Зоны и классы пожаров.
Пожар возникает при наличии функционально обусловленной или вследствие аварии, или нарушения правил пожарной безопасности горючей среды и при появлении в этой среде источника зажигания, способного зажечь эту среду.
К горючим средам относятся:

- мебель, одежда, книги и другие предметы быта, а также функциональное (технологическое) оборудование и предметы труда, выполненные из горючих материалов;

- горючие материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и их пары, горючие дисперсные среды (пыли), горючие газы, применяемые или обращающиеся в функциональном (технологическом) процессе;


- строительные конструкции, их облицовка и отделка, а также элементы инженерного оборудования объектов (трубопроводы, воздуховоды, кабели и т.п.), выполненные из или с применением горючих материалов.
К основным источникам зажигания относятся:

- бытовые источники огня (спички, зажигалки, свечи, сигареты и др.);

- аварийный режим работы электротехнических изделий;

- технологические процессы, связанные с применением или образованием источников повышенных температур, открытого огня и пламени;

- разряды статического или атмосферного электричества.
Горение – сложный физико-химический процесс превращения горючих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождается интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением, структурными изменениями, в основе которых лежат быстротекущие химические реакции окисления в атмосфере кислорода в воздухе.

Горение — главный и основной процесс на пожаре.
Фазы пожара:

1. возникновение горения, активное нарастание параметров пожара (вялотекущее горение) = 10 мин.

2. бурное нарастание всех параметров пожара (доступ кислорода)

3. стабилизация процесса развития пожара (выгорание пожарной нагрузки)

4. снижение активности горения, прекращение горения.
Параметры пожара: скорость выгорания, температура, площадь пожара, пожарная нагрузка.
Явления массо- и теплообмена называют общими явлениями, характерными для любого пожара независимо от его размеров и места возникновения.
Общие явления могут привести к возникновению частных явлений. К ним относят: взрывы, деформацию и обрушение строительных конструкций, вскипание и выброс нефтепродуктов из резервуаров и т.д.
Возникновение и протекание частных явлений возможно лишь при создании на пожарах определенных благоприятных для этого условий. Так, деформация или обрушение строительных конструкций происходят чаще при большой продолжительности пожаров; вскипание и выброс нефтепродуктов при горении темных и обводненных нефтепродуктов или при наличии подтоварной воды и т.д.
Под опасным фактором пожара понимают фактор пожара, воздействие которого приводит к травмам, отравлению или гибели человека, а также к уничтожению (повреждению) материальных ценностей.
Опасными  факторами  пожара
(ОФП), воздействующими на людей, являются:

- открытый огонь и искры;

- повышенная температура окружающей среды, предметов и т. п.;

- токсичные продукты горения, дым;

- пониженная концентрация кислорода;

- падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок и т.п.
Зоны пожара:

1. Зона горения (пламенное, беспламенное)

2. Зона теплового воздействия (опасная температура 70С)

3. Зона задымления (самая непредсказуемая и опасная)
Пространство, в котором развивается пожар, условно подразделяется на три зоны: горения, теплового воздействия и задымления.

         Зоной горения называется часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения или испарения горючих веществ и материалов (твердых, жидких, газов, паров) в объеме диффузионного факела пламени. Горение может быть пламенным (гомогенным) и беспламенным (гетерогенным). При пламенном горении границами зоны горения являются поверхность горящего материала и тонкий светящийся слой пламени (зона реакции окисления), при беспламенном – раскаленная поверхность горящего вещества.

         Примером беспламенного горения может служить горение кокса, древесного угля, тление, например, войлока, торфа, хлопка и т. д.

         Зона теплового воздействия примыкает к границам зоны горения. В этой части пространства протекают процессы теплообмена между поверхностью пламени, окружающими ограждающими конструкциями и горючими материалами. Передача теплоты в окружающую среду осуществляется рассмотренными ранее способами: конвекцией, излучением, теплопроводностью. Границы зоны проходят там, где тепловое воздействие приводит к заметному изменению состояния материалов, конструкций и создает невозможные условия для пребывания людей без тепловой защиты.

         Под зоной задымления понимается часть пространства, примыкающего к зоне горения, в котором невозможно пребывание людей без защиты органов дыхания и в котором затрудняются боевые действия подразделений противопожарной службы из-за недостатка видимости.

         При пожарах в зданиях и сооружениях опасные факторы пожара являются основным препятствием для успешного выполнения боевой работы личным составом, создают опасность для жизни и здоровья людей, оказавшихся в зоне задымления. Особый отпечаток зона задымления накладывает на обстановку пожара в зданиях повышенной этажности и на объектах с массовым пребыванием людей. Кроме того, работа личного состава в задымленных помещениях требует определенных умений и навыков,
высокой физической, морально-волевой и психологической подготовки.

         Зона задымления может включать в себя всю зону теплового воздействия и значительно превышать ее.

         Границами зоны задымления считаются места, где плотность дыма, видимость предметов, концентрация кислорода в дыме и токсичность газов не представляет опасности для людей, находящихся без средств защиты органов дыхания.

         Практически установить границы зон при пожаре не представляется возможным, так как происходит их непрерывное изменение, и можно говорить лишь об условном их расположении.
С целью детального изучения пожаров и разработки тактики борьбы с ними все пожары классифицируются по группам, классам и видам. Классификация их производится на основе распределения по признакам сходства и различия.
Пожары бывают:

- на открытом пространстве

- в ограждениях

- распространяющиеся

- нераспространяющиеся
По условиям массо- и теплообмена с окружающей средой все пожары разделены на две большие группы – на открытом пространстве и в ограждениях.

По признаку изменения площади горения пожары разделяются на распространяющиеся и нераспространяющиеся.

В зависимости от вида горящих материалов и веществ пожары разделены на классы:

А – твердые вещества

В – жидкие и плавящиеся в-ва

С – газы

D – металлы (ТС горения свыше 1700. При этом вода не испаряется, а разлагается.)

Е – установки под напряжением

F – горение ядерных материалов и радиоактивных отходов
ФЗ 123 убрал подклассы