Файл: Лекция Контроль скважин. Управление скважиной при газонефтеводопроявлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис.61.
Рис.62.
Дроссель относится к ремонтируемым изделиям и для дросселя, не работавшего в условиях открытого фонтанирования средний срок до списания составляет 7 лет, средний ресурс до капитального ремонта — 4,5 года, средняя наработка на отказ— 1000 ч.
Площадь сечения штуцера регулируют вращением маховика вручную, при этом шпиндель с наконечником, вращаясь по трапецеидальной резьбе крышки, изменяет степень открытия отверстия в насадке.
Ручное управление штуцером требует непосредственного участия работающего персонала и занимает определенное время. Более совершенная конструкция регулируемого штуцера с гидравлическим дистанционным управлением ШР.
Конструктивно штуцер с гидроприводом отличается от штуцера с регулируемым управлением наличием резинового регулятора, который деформируется под действием давления жидкости, поступающей под поршень из гидропривода. Для регулирования давления в гидропривод штуцера подается масло и поршень получает поступательное движение.
Специальной втулкой поршень давит на резиновый элемент, уменьшая его проходное отверстие. ШР устанавливают между задвижкой и отбойной камерой.
Быстросменный штуцер устанавливают в конце рабочих струн.
Регулируемые штуцера испытывают на прочность гидравлическим давлением (пробное); при этом Ппроб = 2 раб. Время нахождения штуцера под пробным давлением 6 мин, не считая времени, необходимого для осмотра. Гидравлическое давление подается в одну из горловин корпуса при заглушённых остальных горловинах.
Допускается падение давления в течение первых двух минут, составляющее 3% от пробного давления.
Испытание на герметичность производится при Рпроб = Рраб.
Гидравлическое давление подается в одну из полостей корпуса дросселя при заглушённой второй полоске, и установившееся давление выдерживают в течение 5 мин. Среда испытания — водный раствор с ингибитором коррозии. После испытания дроссель продувают воздухом и подвергают консервации.
Дроссели, выдержавшие гидравлические испытания, должны проходить периодические испытания в составе манифольда противовыбросового оборудования.
Разработаны нерегулируемые дроссели трех типов, а выпускаются двух типов: быстросменный корпусный штуцер и нерегулируемый сменный штуцер-насадка «сураханского» типа. Конструкция быстросменного корпусного нерегулируемого штуцера приведена на рис.
Быстросменный дроссель предназначен для ступенчатого регулирования противодавления на устье методом установки насадок различного диаметра — 5, 10, 15, 20 и 30 мм.
Для смены насадки вывинчивают крышку и вместе с рым-болтом извлекают обойму с насадкой.
Нерегулируемый сменный штуцер-насадка «сураханского» типа устанавливается в манифольдах МПП1Р-100Х210, МГ1П2Г-100Х210 и др.
Штуцер-насадка состоит из корпуса, сменных насадок разного диаметра и прокладок.
Усовершенствованый дроссель «сураханского» типа, и дроссель быстросменный выпускается под шифром ДБ80Х350. Для смены насадки штуцера требуется закрыть прямоточную задвижку с гидроуправлением на манифольде и задвижку на крестовине дросселя, а затем разобрать фланцевые соединения выкида манифольда. В штуцере «сураханского» типа резиновые прокладки недолговечны при гидроабразивном потоке из скважины. Скорость потока в штуцере весьма высока, поэтому возможно разъедание тела штуцера даже в том случае, если фонтанирующая смесь не несет с собой большого количества твердых частиц (песка). Для повышения износостойкости материал, из которого изготовляется штуцер, постоянно совершенствуется. В настоящее время выпускаются штуцера из термически обработанной стали и керамики.
Разработан быстросменный штуцер типа ШБМ-80Х700А. Штуцер предназначен для ступенчатого регулирования противодавления на забой скважины. Внутри литого корпуса штуцера между седлами расположен шибер. В шибере имеется коническое отверстие, в которое закладывается насадка из стали марки IIIX15 с необходимым отверстием. Каждый штуцер комплектуется семью насадками с отверстиями диаметрами 5, 8, 10, 15, 20, 25 и 30 мм.
Насадки меняются без отсоединения штуцера от линии манифольда путем отвинчивания крышки штуцера и извлечения шибера с помощью прикрепленного к нему кронштейна. Между крышкой и корпусом имеется уплотнительное металлическое кольцо.
Освоено производство пультов управления регулируемыми штуцерами. Пульт управления снабжен манометрами, показывающими давление перед штуцером и в гидросистеме: винтовым рычагом, регулирующим клапан; дросселем для отключения регулируемого штуцера.
Рис.63. Пульт дистанционного управления дросселем с гидроприводом
Пульт дистанционного управления дросселем с гидроприводом включает: 1-2 – Приборы, показывающие давление в бурильных трубах и в затрубном пространстве скважины. 3 – Цифровой индикатор скорости подачи насосов в ходах в минуту. 4 – Цифровой индикатор общего числа ходов насосов и кнопка “Сброс”. 5 – Рычаг управления гидроуправляемым дросселем. 6 – Часы. 7 – Цифровой индикатор масштаба времени и кнопки увеличения / уменьшения масштаба. 8 – Цифровой индикатор степени открытия дросселя в %. 9 – Кнопка выбора и световой индикатор выбранного дросселя (правый/левый). 10 – Кнопка выбора и световой индикатор чувствительности дросселя.
Оборудование для дегазации бурового раствора.
Ряд месторождений характеризуется сложным строением, аномальными пластовыми давлениями, вследствие чего увеличивается поступление газа в буровой раствор. Роль дегазационной системы, которая должна включать и устройства по определению содержания газа в буровом растворе как в циркуляционной системе, так и в выкидной линии противовыбросового оборудования, значительно повышается. Управлять и контролировать состояние бурового раствора фактически невозможно при отсутствии дегазационного устройства в противовыбросовом комплексе буровой.
Существуют различные конструкции и средства дегазации, которые по способу выполнения делятся на механический, термический, физико-химический и вакуумный. Механический способ дегазации основан на разрушении структуры и снижении начала текучести бурового раствора. Из растворов, не имеющих структуры, легко удаляются пузырьки газа.
Дегазатор - технологическая установка для дегазации бурового раствора, выполняющая следующие функции:
- восстановление удельного веса буровых промывочных растворов после их грубой очистки от выбуренной породы
- выделение из бурового раствора попутных газов и направление их в газовоздушную линию
- использование либо в качестве первой ступени очистки раствора от газа, либо в качестве второй ступени после газового сепаратора (в случае метода бурения при равновесном и несбалансированном давлении в скважине)
В конструктивном и технологическом плане дегазаторы делятся на:
- вакуумные;
- центробежно-вакуумные;
- атмосферные.
Наиболее эффективным средством дегазации раствора является применение штуцеров и трапов.
Трап-дегазатор входит в комплект противовыбросового оборудования и присоединяется к выкидной линии крестовины при помощи специальной обвязки. Она позволяет подавать струю в дегазатор из затрубного пространства скважины и при помощи штуцеров создавать противодавление и регулировать расход жидкости через трап. Через боковой отвод трапа дегазированная жидкость выбрасывается в циркуляционную систему.
На буровых предприятиях страны нашел применение вакуумный дегазатор, степень дегазации глинистого раствора в котором выше
, чем в трапах. Буровой раствор непрерывным потоком проходит через специальный вакуум-аппарат, в котором при помощи
Рис.64. вакуумного насоса создается разрежение, в результате чего из раствора извлекается газ. При вакууме 0,017—0,04 МПа из глинистого раствора извлекается почти весь газ. Вследствие этого значительно снижается вязкость раствора н восстанавливается его первоначальная плотность. Вакуумный дегазатор заметно улучшает качество раствора. Дегазатор, выполненный по сифонной схеме с отсосом жидкости в прием бурового насоса, имеет высокий коэффициент полезного действия и не требует установки дополнительного насоса.
Промышленностью выпускаются отбойные камеры-дегазаторы трех типов: трубчатая вертикальная, отбойная камера дегазатора и фланцевая.
Трубчатая вертикальная отбойная камера. Ее конструкция проста, она состоит из сварного цилиндра — корпуса с двумя отводами, к которым присоединяются трубопроводы от регулируемых штуцеров. На рис. приведена трубчатая вертикальная отбойная камера.
Газоводонефтяной поток или буровой раствор из штуцера поступает в отбойную камеру, происходит удар о защитную накладку и трубчатый цилиндр заполняется раствором и газом. Поток растворов поднимается вверх и изливается через лоток в очистную систему.
Отбойная камера-дегазатор мало отличается от трубчатой вертикальной камеры. Энергия потока при изливе из штуцеров имеет значительную ударную силу и для гашения энергии потока, и частичной дегазации бурового раствора манифольды комплектуют отбойными камерами-дегазаторами.
Отбойную камеру-дегазатор устанавливают на блочном основании манифольда и закрепляют болтами. Буровой раствор по патрубкам поступает в отбойник и изливается вниз. При изливе отделяется газ, который поднимается вверх, как в газоотделителе (трап).
В нижней части камеры-дегазатора предусмотрен люк для периодической очистки корпуса от шлама. Кроме того, к корпусу подведены два патрубка: один — для подвода бурового раствора от регулируемых штуцеров, второй — для отвода выделившегося из бурового раствора газа.
В корпусе дегазатора предусмотрен пробковый кран для слива жидкости.
Фланцевая отбойная камера. Многие манифольды предусмотрены с фланцевой отбойной камерой. Камера представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух патрубков — наружного и внутреннего. Межтрубное пространство разделено ребрами. Во внутреннем патрубке установлены подушки и донышки. После удара потока струи о подушки жидкость перетекает через прорезы в патрубке в две закрытые снизу полости между патрубками.