Файл: Лекция Контроль скважин. Управление скважиной при газонефтеводопроявлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уплотнительной манжетой 7.

 Рис.42. Рис.43.

Клапаны обратные тарельчатого типа (рис.42) применяются в компановках бурильных и обсадных труб для воспрепятствования обратного движения флюида по трубному каналу.

В компоновках бурильных труб они чаще всего устанавливаются под ведущей трубой с целью недопущения. газопроявлений или аварийного фонтанирования через бурильный инструмент. В компоновках обсадных труб они чаше всего устанавяиваются у "башмака" с целью облегчения работы грузоподъемных механизмов буровой установки при спуске обсадной колонны и недопущения поступления флюида в трубный канал в случае начавшегося проявления из вскрытых пластов.

Тарельчатый обратный клапан состоит из корпуса 5 с муфтовыми резьбами по ГОСТ 632–80, седла 4, тарелки 3, штока 2 и пружины 1.

Тарельчатый обратный клапан для обсадных колонн: 1 – пружина; 2 – шток; 3 – тарелка; 4 – седло; 5 – корпус.

В собранном виде клапан подвергается пробному давлению водой, равному 1,5 кгс/см2 в течение 10 мин. Течь между тарелкой и седлом не допускается. При использовании клапанов тарельчатого типа время спуска обсадной колонны несколько увеличивается из-за необходимости ее периодического заполнения промывочной жидкостью.

Конструктивное исполнение клапанов может быть разное. Так на рис.. изображен обратный тарельчатым клапан, вмонтированный в патрубок-переводник. Муфтовая и ниппельная


часть патрубка-переводника имеют замковую резьбу под сочленяемые трубы по : ГОСТ 5286-58 и ГОСТ 633-63.

Торец нижней части патрубка расточен и обработан под седло для тарелки клапана (2). Прижатие тарелки клапана (2) к седлу достигается за счет: Пружины (3), насаженной на шток (4) клапана., Пружина одним своим концом ( в Рис.44. верхней части) упирается в шайбу (5) и гайку (6), а вторым концом в основание направляющей (7) Усилие прижатия тарелки клапана (2) к седлу регулируется гайкой (5), перемещаемой на

резьбе штока и возможного давления флюида на тарелку клапана снизу. Шток (4) к тарелке (2) крепится на резьбе и прихватываетсяэлектросваркой, чтобы предотвратить отворачивание тарелки от штока в процессе эксплуатации.

Направляющая (7) ввернута в трехладковый упор (8), а упор упирается на плечики специальной проточки в патрубке переводника (1). Таким образом, давление пружины с одной стороны через основание направляющей и упор передается на корпус патрубка, а с другой стороны через шайбу и гайку на подвижный шток и тарелку клапана, прижимая последнюю к седлу. При наличии в компоновке труб тарельчатого обратного клапана движение флюида по трубам возможно только в одном направлении и при условии, что давление флюида на тарелку клапана ( по направлению открытия клапана) будет больше давления, создаваемого пружиной для прижатия тарелки к седлу. При необходимости движения флюида по трубам в обоих направлениях и при установленном клапане в компоновке труб находящихся под давлением, надо отжать тарелку клапана от седла, что возможно при использовании специального приспособления описание которого дано ниже.

Рис. 45. Разновидности тарельчатых клапанов.



Рис.46.

Разновидности конусных обратных клапанов..

Приспособление для открытия обратного клапана.

 Приспособление для открытия обратного клапана применяется в случаях, когда для ликвидации газонефтепроявлений необходимо перейти на обратную промывку с одновременной заменой промывочной жидкости или снижения



давление в бурильных трубах. Необходимость установки клапана при

аварийном фонтанировании. Необходимость замера давления за клапаном.

Приспособление состоит из корпуса 3, в котором имеются отводы 11 с кранами высокого Рис.66.

давления 10; нажимного винта 15 со штурвалом 16 и сальникового уплотнения 13, установленного между нажимной втулкой 14 и кольцом 12; при использовании оно навинчивается на обратный клапан. Обратный клапан открывается за счет вращения штурвала 16. Рис.47.

При этом нажимной винт, перемещаясь, открывает обратный клапан.



Рис.48. Рис.49.

Разновидностью приспособления для отжатия тарелки обратного клапана от седла является устройство, изображенное на рис.48. При вворачивании переводника (2) (по трапепендальной резьбе (ГОСТ 9484-60) в переводник (1) происходит надавливаниеголовкой (5) упорного штока (4) на шток обратного клапана и отжатие тарелки клапана от седла. Для предотвращения разъедания трапецеидальной резьбы между переводниками (1 и 2), продуктом движущимся по каналу труб, между ниппелем переводника и внутренней стенкой корпуса переводника (I) установлено резиновое уплотнительное кольцо (7).

Установка клапана обратного тарельчатого типа в трубы, через которые идет фонтанирование, возможна только при открытом клапане, т.к. в этом случае фонтанная струя продолжает свое течение через канал и мы незначительно изменяем ее параметры.

Эта операция выполняется в сборке клапана с рассматриваемым приспособлением, как это показано на рис.49 .

Шаровые краны.

Краны шаровые предназначены для перекрытия проходного сечения бурильного инструмента с целью предупреждения возникновения выброса жидкости или газа при бурении скважины и в процессе ликвидации открытых фонтанов.

Краны шаровые верхние и нижние типа КШВ и КШИ. При бурении скважин краны типа КШН (с правой присоединительной резьбой) устанавливают под ведущей трубой, типа КШВ (с левой присоединительной резьбой) — монтируют под вертлюгом.

Краны (рис. 1.19) состоят из верхнего 1 и нижнего 10 корпусов, между которыми расположен запорный узел, включающий шаровую пробку 6, втулку 4 управления шаровой пробкой 6, седло 9 и тарельчатые пружины 2. Герметизация запорного узла достигается при помощи уплотнительных резиновых колец 3, 5, 7, 8.


Рис.50. Кран шаровой типа КШН и КШВ

Кран шаровой с опорными цапфами типа КШЦ устанавливается под ведущей трубой. Отличительной особенностью этой конструкции является то, что шаровая пробка установлена на цапфах и уплотнительные прокладки выполнены из фторопласта. Это позволяет уменьшить усилие открытия крана при одностороннем давлении.

Кран состоит из корпуса 10, шаровой пробки 9, двух плавающих седел 1 с фторопластовыми уплотнительными кольцами 4, .Рис.51.

поджатых тарельчатыми пружинами 2, двух стаканов — верхнего 13 и нижнего 5, фиксирующих положение шаровой пробки, гайки 11, узла управления шаровой пробкой 6, упора 12 и резиновых уплотнительных колец 3, 7, 8.

Краны можно применять при рабочих давлениях до 35 МПа.

Краны на бурильный инструмент устанавливают в открытом положении. После закрепления машинным ключом при необходимости закрывается. Закрытие производится специальным ключом. Если открытие крана при одностороннем давлении затруднено, необходимо создать противодавление

Требования к аварийной трубе и аварийной сборке.

Аварийная труба.

При проведение работ по строительству скважин, для управления скважиной в случае возникновения ГНВП, когда используется разноразмерная компоновка бурильного инструмента для бурения, на мостках необходимо иметь специальную опрессованную стальную трубу с прочностными характеристиками, соответствующими верхней секции используемой бурильной колонны.

Специальная труба должна быть окрашена в красный цвет и иметь метку, нанесенную белой масляной краской, при совмещении которой со столом ротора замок трубы будет находиться на 300–400 мм ниже плашек превентора.

Длина специальной трубы должна быть 6–9 м, диаметр должен соответствовать диаметру плашек превентора. На специальную трубу должны быть навернуты от руки переводники на другие диаметры труб, применяемые в компоновке. На муфту трубы должен быть навернут и закреплен машинными ключами шаровой кран, при необходимости возможна установка обратного клапана.

Доступ к трубе должен быть свободным. Резьбовые соединения очищены от грязи, снега, льда. Шаровой кран и обратный клапан должны быть в открытом состоянии.

Аварийная сборка (запорная компановка).

Запорная компоновка предназначена для перекрытия канала насосно-компрессорных и бурильных труб при использовании в качестве ПВО
малогабаритного превентора в процессе освоения, текущего и капитального ремонта скважин.

Запорная компоновка является универсальной и состоит из подъемного патрубка изготовленного из НКТ О89, О73 мм, пробкового проходного крана КППС-65x140xл, рабочей трубы (О73мм, О89мм) с длиной гладкой части не менее 1500мм, переводника под  диаметр применяемых насосоно-компрессорных или бурильных труб. Длина переводника не регламентируется, фланцы и шпильки для крепления необходимо изготавливать из стали марки 45xí или 45xа. Наличие сварных соединений между патрубками НКТ и фланцами не допускается.

Применение рабочей трубы (73мм, 89мм) обусловлено необходимостью избежать смены плашек превентора в процессе работы с комбинированным лифтом НКТ.

При работе, на скважине, запорная компоновка должна находиться на приемных мостках или рабочей площадке, кран должен находиться в открытом положении. В процессе работы должен быть установлен переводник под диаметр применяемых труб, а в случае комбинированного лифта рядом находится дополнительный переводник, под диаметр следующей ступени лифта. При смене диаметра поднимаемых из скважины труб необходимо Рис.52.

произвести смену переводника.

При работе, на скважине, запорная компоновка должна находиться на приемных мостках или рабочей площадке, кран должен находиться в открытом положении. В процессе работы должен быть установлен переводник под диаметр применяемых труб, а в случае комбинированного лифта рядом находится дополнительный переводник, под диаметр следующей ступени лифта. При смене диаметра поднимаемых из скважины труб необходимо произвести смену переводника.

Верхняя часть запорной компоновки (подъемный патрубок, КППС) должны быть окрашены в красный цвет. Окраска рабочей трубы не допускается. На запорной компоновке должен быть выбит номер, который указывается в паспорте.

Перед сдачей запорной компоновки в бригады освоения и ремонта скважин изделие должно быть подвергнуто испытанию опрессовкой на величину пробного давления пробкового крана КППС-65x140хл. Время испытания не менее 10 мин. Результаты испытания заносятся в паспорт на изделие.

Периодически, не реже одного раза в квартал, запорная компоновка совместно с превентором проходит испытания, с занесением в паспорт проверок.

При перерывах в работе, связанных с оставлением устья скважины, запорная компоновка должна быть навернута на трубы находящиеся в скважине, разгружена на элеватор устанавливаемый под верхнюю муфту рабочего патрубка запорной компоновки. После этого должны быть закрыты превентор и кран КППС с запорной компоновки.