Файл: Лабораторная работа 1 по учебному курсу Международное право (наименование учебного курса) Вариант (при наличии).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт Права
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Кафедра «Уголовное право и процесс»
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
40.30.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Уголовно-правовая
(направленность (профиль) / специализация)
лабораторная работа №1
по учебному курсу «Международное право»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | А.С. Плетухин | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ЮРб-2103а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
1. Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права
В конце XIX века в науке международного права впервые встал вопрос о проблеме соотношения международного и внутригосударственного права. В 1899 году вышла книга известного немецкого юриста Г. Трипеля "Международное и внутригосударственное право". Но еще раньше русские ученые Камаровский Л.А. и Мартене Ф.Ф. заметили неоспоримую связь и взаимное влияние норм международного и норм внутригосударственного права как основной критерий их взаимодействия. По вопросу соотношения международного и национального права изначально в науке международного права преобладало два основных направления: дуалистическое и монистическое. международное внутригосударственное право Согласно дуалистической теории между международным правом и внутригосударственным правом имеется существенное различие, заключающееся в разном предмете регулирования этих систем. Международное право регулирует отношения между суверенными государствами, а внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью. Монистическая же теория напротив исходит из слияния международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и только в зависимости от того, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают верховенство внутреннего права государства или верховенство международного. Таким образом, на сегодняшний день главенствующей теорией соотношения международного и внутригосударственного права является монистическая теория с приматом международного права. Безусловно, что государства, утверждая концепцию примата международного права, вовсе не умаляют значение внутригосударственной сферы международному праву, а напротив, обращают внимание на принципиально новую роль международного права в условиях регулирования межгосударственных отношений. Но в последнее время в российской юридической литературе все же имеют место и противоположные толкования современного содержания примата международного права.
2. Международно-правовое регулирование соотношения норм международного и внутригосударственного права
На сегодняшний день наблюдается интегрирование государств, их усиленное взаимодействие друг с другом. В свою очередь, это приводит к совместному решению глобальных проблем, а, следовательно, и к новому содержанию соотношения норм международного и национального права. Оно является многоуровневым, потому что нормативно-правовые акты каждой страны по-своему трактуют международные акты. Динамичное соотношение национального и международного права выражается в масштабном взаимодействии их правовых систем, а также во все большем применении международных принципов и норм во внутригосударственных правовых системах. В России, например, характер такого соотношения норм регламентируется положениями ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации. Среди норм международного права международные договоры получают наивысшую степень юридического оформления. В свою очередь, среди них есть и такие договоры, которые выступают в качестве базовых актов - принципов. Не меньшее значение отводится "общепризнанным принципам и нормам" как основополагающие стабилизаторы. В официальном порядке страна дает согласие на их действие. Наиболее сложным вопросом является определение границ их применения разным количеством государств с учетом их заинтересованности. Это объясняется тем, что не все государства признают те или иные нормы и реализуют их, не везде идентична правовая практика. По своей природе международное право является договорным и обращает свое внимание на порядок заключения и выполнения международных договоров. Это положение закреплено в Венских конвенциях о праве международных договоров. В России же, например, этот процесс регламентируется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации"от 15 июля 1995 года № 101. Присоединение государств к какому-либо международному договору влечет принятие ими на себя определенных обязательств. Согласно статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года государство-участник не может ссылаться на положения внутреннего права или отсутствие соответствующих положений для оправдания невыполнения определенных обязательств. Таким образом, государство-участник должно в своей деятельности руководствоваться не только внутригосударственным законодательством, но и нормами международного права, чтобы избежать нарушения взятых на себя обязательств. В качестве примера можно указать следующие международно-правовые документы. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод для каждой личностии обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека - это существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав - Европейского суда по правам человека (сокр. ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Исходя из этого положения, государства, при издании нормативно-правовых актов не должны нарушать положения данной конвенции, во избежание наступления ответственности. Еще, в качестве примера, можно указать Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года. Она закрепляет принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, принцип мирного разрешения международных споров, принципы суверенитета и независимости государств и другие принципы. Соответственно, государства-участники договора обязаны учитывать
вышеуказанные принципы в своей деятельности, при издании каких-либо внутригосударственных актов. Таким образом, на примере вышеуказанных международных актов, можно сказать, что государство должно строить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить выполнение предписанных международных обязательств. Мир и международный правопорядок могут быть обеспечены при условии, что в государствах утвердится демократическое правление, основанное на уважении прав человека и господстве права. Демократия и законность в международной жизни невозможны без демократии и законности внутри государств. Следует упомянуть также и о существовании особых случаев взаимодействия международного и национального права. К таковым относятся прежде всего интеграционные правовые системы. Наиболее развитой из них является система Европейского союза. Другим особым случаем могут быть мирные договоры. Данные мирные договоры 1947 года содержали целый ряд положений, обязывавших несшие ответственность за агрессию государства отменить антидемократическое законодательство и принять законы, необходимые для демократических преобразований.
3. Нормы национального законодательства государств о соотношении международного и внутригосударственного права
Помимо распространенных форм взаимодействия международного и внутригосударственного права в национальном законодательстве содержатся довольно нетипичные формы такого взаимодействия. Например, Конституция Мозамбика 1975 г. утверждала, что "Народная Республика Мозамбик признает Декларацию экономических прав и обязанностей государств, принятую XXIX сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций" (ст.8). Здесь мало сказать только об отсылке. Речь идет еще и о санкционировании внутренним правом государства юридической обязательности для него положений, закрепленных в международно-правовом акте, который относится к "мягкому праву", т.е. не обладает качествами императивности. Кроме этого, в результате таких предписаний национального правопорядка мозамбикское государство вменяет в обязанность своим органам и их должностным лицам соблюдение положения Декларации, осуществляя деятельность во внутригосударственной и внешней сферах. Это придает им юридическую силу. Также это ставит в известность международное сообщество обозначении
своей позиции в отношении данного документа, признающей его в качестве международно-правового акта. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что предписания Конституции в индивидуальном порядке закрепили юридическую действительность международного акта для страны. Это позволяет указать возможность существования двух форм трансформации норм международного права: общей (генеральной) и индивидуальной (конкретной, или специальной). В некоторых случаях приходится сталкиваться с рецепцией международного и национального права. Это происходит, когда внутригосударственный акт показывает содержание и формулировки международно-правовых документов. Например, английский Закон о договорах (применимом праве) 1990 г. базируется на Римской конвенции о праве, применимой к договорным обязательствам 1980 г., принятой странами - членами ЕЭС. Эта конвенция стала обязательной и для нее в результате членства Великобритании в Общем рынке. Ряд ученых использует термин "рецепция" для обозначения объема всех мероприятий по приведению государством своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Подобного рода отсылки отражаются в указанном акте национального права этой страны, а также в других международным соглашениям: Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г., регламентирующей алиментные обязательства супругов, а также родителей и детей, Конвенции о юрисдикции и применимом праве в отношении несовершеннолетних 1961 г., Конвенции о коллизиях законов в отношении формы завещательных распоряжений 1961 г. и др.
4. Роль внутригосударственного права в осуществлении норм международного права
Системы международного и внутригосударственного права взаимодействуют с учетом исторической объективности первоначального влияния внутригосударственного права на международное. Это влияние складывалось в процессе формирования его норм и последующего влияния уже существующих норм международного права на последующее развитие национального законодательства. Здесь необходимо подчеркнуть одну важную деталь, которая характеризует взаимодействие систем международного и внутригосударственного права. Оно состоит в том, что такое взаимодействие происходит посредством взаимного влияния друг на друга источников права каждой из систем. Изначально влияние внутригосударственного права на международное право сегодня неправильно понимать как признание примата внутригосударственного права над международным. Имеется ввидутот факт, что государства, по мере вступления в процесс формирования норм международного права, исходят из тех возможностей проявления своей воли,
которые даются им национальным законодательством, внутренними социально-экономическими и политическими основами государственного устройства и соответствующими национальными интересами. Принципы и нормы, сложившиеся во внутригосударственной сфере (преимущественно конституционные), влияют на международное право в процессе формирования международно-правовых норм и выступают в качестве наиболее яркой и типичной формы такого влияния. В качестве примера можно привести акты Великой французской буржуазной революции или первых революционных декретов России: Декрета о мире от 8 ноября 1917 г., Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., десяти принципов внешней политики в Конституции СССР 1977 г. и др. Развивающиеся страны включили в свои конституции и иные основополагающие акты положения о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами и богатствами при эффективной поддержке других государств. Этот факт обусловил создание и нормативное закрепление в международных договорах принципа международного экономического права. Важно упомянуть и такое направление влияния, как изменение, углубление и развитие содержания, а также расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм в результате воздействия национального права. Например, в международном праве закрепились принципы территориальной целостности и нерушимости государственных границ. В качестве гарантий неприкосновенности границы сопредельные государства устанавливают взаимно согласованный режим границы, который содержит вопросы прохождения и обозначения государственной границы, порядка пользования пограничными водами и коммуникациями, лесными, охотничьими, сельскохозяйственными и другими угодьями вблизи границы и т.д. Внутренние законодательства ряда таких сопредельных государств, а также их международные договоры учреждают некоторые специальные институты. Например, совместные комиссии по проверке границы и пограничные уполномоченные (комиссары). Такие комиссары разумно регулируют различные пограничные ситуации, которые возникают между сторонами, для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества граничащих друг с другом государств. Следовательно, права и обязанности государств, которые исполняют принцип уважения и неприкосновенности государственных границ, подразумевают под собой обязательное создание таких органов. Вместе с тем важно отметить, роль Советского Союза в реализации сотрудничества по поддержанию мирного режима границ с сопредельными государствами. СССР привнес много позитивных новшеств в развитие данного института. Это обусловливалось интересами укрепления добрососедства и безопасности с пограничными государствами, сделав его постоянным элементом в отношениях с сопредельными странами. Это подтверждают международные договоры СССР и