Файл: Роль малого бизнеса в современной экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль малого бизнеса в современной экономике.

Организационное планирование.

Современные формы создания субъектов малого (среднего) предпринимательства.

Налогообложение субъектов малого (среднего) бизнеса.

Франчайзинг как способ организации и развития малых (средних) фирм.

  1. Роль малого бизнеса в современной экономике


Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что это не побочная сфера экономики. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались в результате стремления отдельных граждан открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена в крупные производственные комплексы через контрактную и субконтрактную системы, а также через франчайзинг. Большие компании стали клиентами малых фирм, а последние – их поставщиками.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

• созданию новых рабочих мест;

• внедрению новых товаров и услуг на рынке;

• удовлетворению нужд крупных предприятий;

• обеспечению населения специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, способствующий развитию малого бизнеса и стабилизации обстановки в обществе, так как обеспечивает средствами к существованию значительную часть населения. Так, более 7 млн малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, 50 % всей продукции и внедряет почти половину всех идей и нововведений.


Помимо того что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением. Так, автомобили известных фирм «Тойота» и «Хонда» собираются на крупных японских заводах, а большая часть деталей и узлов для них изготовляются на малых и средних предприятиях.

Большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть малых фирм предоставляет франшиза. Используя этот тип лицензии, можно продавать в определенном регионе товары или услуги, используя торговую марку крупной компании.

Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т. п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

В странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство жизненно необходимо для ее нормального функционирования. Оно является источником того среднего класса, который и обеспечивает устойчивость всей экономической системы в целом. Малые предприятия действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Ежегодно разоряются сотни тысяч субъектов малого предпринимательства, но практически столько же их возникает вновь, и этот сектор экономики остается весьма стабильным. Непрерывный процесс обновления как раз и свидетельствует о его жизнеспособности и быстрой реакции на изменяющуюся конъюнктуру. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса должны делать его развитие существенным фактором и составной частью реформирования не только мировой экономики, но и экономики России.  





  1. Организационное планирование


В процессе организационного планирования определяются: ор­ганизационная структура предприятия, направленная на установ­ление четких взаимосвязей между отдельными его подразделения­ми; количество и размер цехов; их группировка по производствен­ному принципу, организационное прикрепление; размеры и организационная структура обслуживания; перечень необходимых служб (маркетинга, материального обеспечения, сбыта и пр.), а также административные подразделения.

Организационные структуры, используемые в промышленно­сти, зависят от множества факторов: размеров предприятия, объе­мов фондов, численности занятых, принципа работы, структуры рынка и пр. Организационная структура определяется также орга­низационно-правовой формой предприятия, наличием филиалов и дочерних компаний и характером совместной деятельности с парт­нерами.

В чистом виде планирование изменения организационной структуры применяется  редко, часто создается комис­сия, рассматривающая вопросы совершенствования системы управления на предприятии: изменение организационной структу­ры или характера взаимоотношений между структурными подраз­делениями, открытие новых подразделений (филиалов, цехов, про­изводственных участков) и пр. В работе комиссии, которую воз­главляет один из руководителей предприятия (директор или его заместитель), принимают участие представители заинтересованных служб. Деятельность комиссии носит плановый характер и рассчи­тана на относительно продолжительный период. По завершении работы комиссия представляет отчет в виде предлагаемых органи­зационно-технических мероприятий, который принимается (или не принима­ется) высшим руководством предприятия.

В процессе работы комиссии дается стоимостная оценка пред­приятия, которая необходима как до, так и после изменения его организационно-правовой структуры. Здесь важно учесть возможное изменение налогового статуса предприятия. Учет планировавшихся стоимостных воздействий и фактиче­ских изменений организационно-правовой структуры в большин­стве случаев затруднен из-за сложности количественного выражения целей и эффектов. Поэтому в качестве вспомогательного инст­румента для выбора вариантов часто применяется матрица принятия решений.


Организационное планирование предполагает также разработку плана развития персонала, который содержит:

· общую оценку спроса и предложения трудовых ресурсов в регионе;

· профессионально-квалификационный анализ рынка труда;

· регламентацию порядка найма и увольнения рабочей силы.

Кроме того, в плане развития персонала следует определить ди­намику уровня заработной платы и дополнительных выплат, коли­чество смен, рабочих дней и пр.

Важнейшими исходными условиями при планировании орга­низационно-правовой структуры предприятия являются намечен­ные на будущие периоды задачи предприятия, размер его ресурсов, потребности в капитале, существующие правовые нормы, государ­ственная регламентация различных форм собственности и пр. Первичная цель для организационно-правового структурирова­ния предприятия — его сохранение и успешное развитие. В каче­стве вторичных целевых критериев при выборе организационно-правовой формы предприятия могут рассматриваться: уровень от­ветственности перед вкладчиками капитала (ограниченная или неограниченная); масштаб управленческих полномочий; степень участия в прибылях и убытках; условия финансирования и налого­обложения; затраты, связанные с соответствующей правовой фор­мой; существующие системы отчетности о работе предприятия.

Если в будущем предполагается значительное изменение со­стояния внешней и внутренней среды, то большое значение приобре­тает такой целевой критерий, как гибкость, или способность орга­низационно-правовой структуры приспосабливаться к меняющим­ся условиям. Различные организационно-правовые структуры предприятия, а также их комбинации, образуют множество альтернатив. При выборе правовой формы предприятия наиболее существенными альтернативами являются:

· индивидуальное (единоличное) частное предприятие;

· товарищество (объединение лиц), в частности, полное и ком­мандитное (на вере) товарищества;

· общество (объединение капиталов), в частности, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

Кроме того, интерес представляют альтернативы как создания мо­нопредприятия, так и более сложной структуры, состоящей из не­скольких взаимосвязанных предприятий (типа концерна). Альтернативные организационно-правовые структуры оценива­ются с точки зрения результата и других целей предприятия. Это предполагает оценку изменений денежных потоков, затрат и ре­зультатов при различных вариантах изменения организационно-правовой структуры подразделений и предприятия в целом.



  1. Современные формы создания субъектов малого (среднего) предпринимательства


Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2021 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;

  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;

  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.



В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;

  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);

  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);

  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;

  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.