ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль малого бизнеса в современной экономике.
Организационное планирование.
Современные формы создания субъектов малого (среднего) предпринимательства.
Налогообложение субъектов малого (среднего) бизнеса.
Франчайзинг как способ организации и развития малых (средних) фирм.
-
Роль малого бизнеса в современной экономике
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что это не побочная сфера экономики. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались в результате стремления отдельных граждан открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена в крупные производственные комплексы через контрактную и субконтрактную системы, а также через франчайзинг. Большие компании стали клиентами малых фирм, а последние – их поставщиками.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
• созданию новых рабочих мест;
• внедрению новых товаров и услуг на рынке;
• удовлетворению нужд крупных предприятий;
• обеспечению населения специализированными товарами и услугами.
Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, способствующий развитию малого бизнеса и стабилизации обстановки в обществе, так как обеспечивает средствами к существованию значительную часть населения. Так, более 7 млн малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.
Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, 50 % всей продукции и внедряет почти половину всех идей и нововведений.
Помимо того что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением. Так, автомобили известных фирм «Тойота» и «Хонда» собираются на крупных японских заводах, а большая часть деталей и узлов для них изготовляются на малых и средних предприятиях.
Большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть малых фирм предоставляет франшиза. Используя этот тип лицензии, можно продавать в определенном регионе товары или услуги, используя торговую марку крупной компании.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т. п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.
В странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство жизненно необходимо для ее нормального функционирования. Оно является источником того среднего класса, который и обеспечивает устойчивость всей экономической системы в целом. Малые предприятия действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Ежегодно разоряются сотни тысяч субъектов малого предпринимательства, но практически столько же их возникает вновь, и этот сектор экономики остается весьма стабильным. Непрерывный процесс обновления как раз и свидетельствует о его жизнеспособности и быстрой реакции на изменяющуюся конъюнктуру. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса должны делать его развитие существенным фактором и составной частью реформирования не только мировой экономики, но и экономики России.
-
Организационное планирование
В процессе организационного планирования определяются: организационная структура предприятия, направленная на установление четких взаимосвязей между отдельными его подразделениями; количество и размер цехов; их группировка по производственному принципу, организационное прикрепление; размеры и организационная структура обслуживания; перечень необходимых служб (маркетинга, материального обеспечения, сбыта и пр.), а также административные подразделения.
Организационные структуры, используемые в промышленности, зависят от множества факторов: размеров предприятия, объемов фондов, численности занятых, принципа работы, структуры рынка и пр. Организационная структура определяется также организационно-правовой формой предприятия, наличием филиалов и дочерних компаний и характером совместной деятельности с партнерами.
В чистом виде планирование изменения организационной структуры применяется редко, часто создается комиссия, рассматривающая вопросы совершенствования системы управления на предприятии: изменение организационной структуры или характера взаимоотношений между структурными подразделениями, открытие новых подразделений (филиалов, цехов, производственных участков) и пр. В работе комиссии, которую возглавляет один из руководителей предприятия (директор или его заместитель), принимают участие представители заинтересованных служб. Деятельность комиссии носит плановый характер и рассчитана на относительно продолжительный период. По завершении работы комиссия представляет отчет в виде предлагаемых организационно-технических мероприятий, который принимается (или не принимается) высшим руководством предприятия.
В процессе работы комиссии дается стоимостная оценка предприятия, которая необходима как до, так и после изменения его организационно-правовой структуры. Здесь важно учесть возможное изменение налогового статуса предприятия. Учет планировавшихся стоимостных воздействий и фактических изменений организационно-правовой структуры в большинстве случаев затруднен из-за сложности количественного выражения целей и эффектов. Поэтому в качестве вспомогательного инструмента для выбора вариантов часто применяется матрица принятия решений.
Организационное планирование предполагает также разработку плана развития персонала, который содержит:
· общую оценку спроса и предложения трудовых ресурсов в регионе;
· профессионально-квалификационный анализ рынка труда;
· регламентацию порядка найма и увольнения рабочей силы.
Кроме того, в плане развития персонала следует определить динамику уровня заработной платы и дополнительных выплат, количество смен, рабочих дней и пр.
Важнейшими исходными условиями при планировании организационно-правовой структуры предприятия являются намеченные на будущие периоды задачи предприятия, размер его ресурсов, потребности в капитале, существующие правовые нормы, государственная регламентация различных форм собственности и пр. Первичная цель для организационно-правового структурирования предприятия — его сохранение и успешное развитие. В качестве вторичных целевых критериев при выборе организационно-правовой формы предприятия могут рассматриваться: уровень ответственности перед вкладчиками капитала (ограниченная или неограниченная); масштаб управленческих полномочий; степень участия в прибылях и убытках; условия финансирования и налогообложения; затраты, связанные с соответствующей правовой формой; существующие системы отчетности о работе предприятия.
Если в будущем предполагается значительное изменение состояния внешней и внутренней среды, то большое значение приобретает такой целевой критерий, как гибкость, или способность организационно-правовой структуры приспосабливаться к меняющимся условиям. Различные организационно-правовые структуры предприятия, а также их комбинации, образуют множество альтернатив. При выборе правовой формы предприятия наиболее существенными альтернативами являются:
· индивидуальное (единоличное) частное предприятие;
· товарищество (объединение лиц), в частности, полное и коммандитное (на вере) товарищества;
· общество (объединение капиталов), в частности, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.
Кроме того, интерес представляют альтернативы как создания монопредприятия, так и более сложной структуры, состоящей из нескольких взаимосвязанных предприятий (типа концерна). Альтернативные организационно-правовые структуры оцениваются с точки зрения результата и других целей предприятия. Это предполагает оценку изменений денежных потоков, затрат и результатов при различных вариантах изменения организационно-правовой структуры подразделений и предприятия в целом.
-
Современные формы создания субъектов малого (среднего) предпринимательства
Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2021 году?
Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:
-
крестьянские (фермерские) хозяйства; -
производственные и сельскохозяйственные кооперативы; -
хозяйственные партнерства.
Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.
Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.
В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.
Государственный реестр субъектов МСП
С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.
В открытом доступе находится следующая обязательная информация:
-
наименование юридического лица или полное имя ИП; -
ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства); -
категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие); -
сведения о кодах деятельности по ОКВЭД; -
указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.