Файл: Эмоции и чувств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психическое состояние человека зависит от его предшествующих психических состояний.
За психическим состоянием напряжения обычно следует состояние разрядки. Выдержавший экзамен, который требовал волнения и напряжения, ученик, как говорится, облегченно вздыхает. Многие люди, много и напряженно работающие, предпочитают проводить досуг так, чтобы он не был занят чем-либо серьезным. Эти люди испытывают потребность снять то напряжение, которое было на работе.
Связь между данным психическим состоянием и тем, которое ему непосредственно предшествует, может быть различной. Выше были приведены примеры, когда за одним психическим состоянием следует ему противоположное, но бывают случаи, когда между предшествующим и последующим психическим состоянием имеется отношение не противоположности, а сходства. Человек встал в хорошем, бодром настроении, он получил с утра такую не только физическую, но и психическую зарядку, что в продолжение дня его хорошее настроение только усиливалось. Подобным образом некоторые люди, почему-либо расстроившись, далее впадают в мрачный пессимизм. Существует некоторая закономерность констелляции психических состояний, которые в своей динамике расширяются, подобно снежному кому. Когда человек переживает сильную радость, ему все кажется милым; он становится мало восприимчивым к неприятностям. Так же первоначально сравнительно легкое чувство озлобления может перерасти в более глобальную озлобленность. На данном психическом состоянии могут отозваться не только состояния, непосредственно ему предшествующие, но и более отдаленные, когда они вспоминаются. Приятно посетить родные места, где проведено раннее детство, но, когда среди нахлынувших воспоминаний будут и те, которые связаны с образами умерших родителей, человек начинает чувствовать грусть. На психические состояния действует пример. Иногда, находясь в обществе, человек, слыша веселый смех, «присоединяется» к веселью, не отдавая себе отчета, чем оно вызвано. Известно, как заразительна скука. Начинает зевать один, за ним следуют другие.
И грает свою роль в генезисе психических состояний привычка. Некоторые люди часто «ноют» не потому, что они пессимисты, а потому, что у них нытье — дурная привычка, которая портит настроение им и окружающим их людям.
Хотя психические состояния детерминированы, не всегда легко найти их причины, особенно если само состояние сложно и противоречиво. Велика роль воспитания в возникновении и изменении психических состояний. Отрицательные психические состояния часто являются продуктом дурного воспитания или же той распущенности, которая характерна для людей, не работающих над собой. Положительные психические состояния — плод соответствующих воздействий, и в первую очередь воспитания.



Задание 3. Практическое задание. 1. Проведите диагностику по методике «Самочувствие, активность, настроение (САН)») с одним или несколькими испытуемыми (либо самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их (количественный и качественный анализ).

2. Укажите достоинства и недостатки данной методики. Обоснуйте свой ответ в письменном виде.
Испытуемый: Селюкова С. В.
Результат теста:

Самочувствие: 5,7

Активность: 5,6

Настроение: 6,7
Вывод:

По результатам проведенного теста САН, можно сделать следующие заключения: самочувствие в совокупности составило 5,7 балов, активность 5,6 баллов, настроение 6,7 баллов, что свидетельствует о хороших показателях испытуемого. Так как баллы варьируются в одинаковых показателях, это свидетельствует, что испытуемый отдохнувший и полон сил.
2. Достоинства данного теста состоят в том, что можно легко и быстро узнать на сколько ты сейчас активен, какое у тебя самочувствие и настроение, самостоятельно проанализировать свое состояние и повысить показатели. Тест легко и понятно проходить, мало вопросов, но точно и быстро даются результаты.
Недостатки данного теста заключаются в том, что при прохождении в групповом методе, участники могут отвечать неверно, подделывая свои ответы, что даст неточный результат и общий результат группы будет неверным, что приведет к неверной статистике. В тесте САН включены довольно общие признаки для многих состояний. Это затрудняет диагностику.


Семинарско-практическое занятие №12 по теме «Общее понятие о стрессе»


Задание 2. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией): Дистресс и его характеристика.
Дистресс - отрицательная форма стресса. Известный физиолог Ганс Селье в 1963 году предложил разграничить категории «плохого» и «хорошего» стресса, введя понятия дистресса и эустресса.
При возникновении стрессовых ситуаций в организме человека активируются адаптирующие резервы. Когда этот процесс проходит успешно, стресс благоприятно сказывается на организме, повышая его функциональный резерв. Однако если иммунная или нервная система недостаточно укреплены, то стресс приобретает негативную форму, что оказывает влияние на общее психофизиологическое состояние.

Для дистресса характерна усталость, раздражительность, потеря сексуального влечения к партнеру, а также ряд индивидуальных особенностей – например, некоторые пациенты неожиданно обнаруживают изменение вкусовых предпочтений или беспричинно смеются. 
Дистресс развивается в результате субъективного восприятия человеком объективных обстоятельств, поэтому для его корректировки необходимо изменить либо способ восприятия, либо обстоятельства.
Например, в случае, когда пациента не устраивает его работа и это становится причиной дистресса, врач может рекомендовать два способа разрешения внутреннего конфликта: пробовать искать положительные моменты или сменить род деятельности. Важно понимать, что дистресс – опасное для организма состояние, которое вне зависимости от формы проявления имеет негативные последствия. Продолжительный дистресс ведет к неврозам и психозам.


Задание 3. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно:

1. Познакомьтесь с работой Г. Селье «Стресс без дистресса». Выпишите тезисы из первой части (сущность биологической концепции и стресса).
Концепция стресса очень стара. Вероятно, еще доисторическому человеку приходило в голову, что изнеможение после тяжких трудов, длительное пребывание на холоде или на жаре, кровопотеря, мучительный страх и любое заболевание имеют нечто общее. Он не осознавал сходства в реакциях на все, что превышало его силы, но, когда приходило это ощущение, инстинктивно понимал, что достиг предела своих возможностей и что "с него хватит".
      Человек скоро должен был обнаружить, что его реакции на продолжительное и непривычное суровое испытание - плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи - протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии.

 Великий французский физиолог Клод Бернар во второй половине XIX в. - задолго до того, как стали размышлять о стрессе - впервые четко указал, что внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды. Он осознал, что "именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни".
     В 1936 г. эта проблема вновь встала передо мной, но на этот раз обстоятельства благоприятствовали тщательному лабораторному анализу. В экспериментах обнаружилось, что у крыс, которым впрыскивали неочищенные и токсичные вытяжки из желез, возникал независимо от того, из какой ткани были сделаны вытяжки и какие в них содержались гормоны, стереотипный набор одновременных изменений в органах. Этот набор (синдром) включал в себя увеличение и повышенную активность коры надпочечников, сморщивание (или атрофию) вилочковой железы и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта.


Надпочечники - это железы внутренней секреции, расположенные над каждой почкой. Они состоят из двух частей: наружного слоя (кора) и внутреннего (мозговое вещество). Кора выделяет гормоны, именуемые кортикоидами (например, кортизон); мозговое вещество продуцирует адреналин и родственные ему гормоны, играющие важную роль в реакции на стресс. Вилочковая железа, или тимус (большой орган из лимфатической ткани, расположенный в грудной клетке), и лимфатические узлы (вроде тех, что в паху и под мышками) составляют единую систему, которую обычно называют тимолимфати- А - надпочечники, Б - тпмус (вилочковая железа). В -группа из трех лимфатических узлов, Г-внутренняя поверхность желудка.

В экспериментах на животных вскоре выяснялось, что те же самые сочетания изменений внутренних органов, которые вызываются впрыскиванием вытяжек из желез, обнаруживаются также при воздействии холода и жары, при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении и многих других раздражителях. Это воспроизведенный в эксперименте "синдром болезни", модель, поддающаяся количественной оценке. Влияние различных факторов можно сравнивать, по степени вызванного ими увеличений надпочечников или атрофии вилочковой железы. Эта реакция была впервые описана в 1936 г. как синдром, вызываемый различными вредоносными агентами" впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром (ОАС), или синдром биологического стресса. Фазы: 1) реакция тревоги; 2) фаза сопротивления и 3) фаза истощения.

Следует отметить одно обстоятельство ввиду его большого практического значения: трехфазная природа ОАС дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна.

Три фазы общего адаптационного синдрома (ОАС).

А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу. Но сопротивление его недостаточно, и если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры), может наступить смерть.
      Б. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.
      В. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, и индивид погибает.


Кровотечения и другие стрессоры могут быть переносимы в течение ограниченного срока. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стрессора.
      В конце концов наступает истощение.
      Мы до сих пор точно не знаем, что именно истощается, но ясно, что не только запасы калорий: ведь в период сопротивления продолжается нормальный прием пищи. Поскольку наступила адаптация, а энергетические ресурсы поступают в неограниченном количестве, можно ожидать, что сопротивление будет продолжаться как угодно долго. Но подобно неодушевленной машине, которая постепенно изнашивается даже без дефицита топлива, человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации. Эти три фазы напоминают стадии человеческой жизни: детство (присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью Е чрезмерными реакциями на раздражители), зрелости (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей приспособляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью. Подробней поговорим об этом позже, когда коснемся стресса и старения.

После 1936 г. были выявлены добавочные, ранее неизвестные биохимические и структурные изменения организма в ответ на неспецифический стресс. Особое внимание врачи-клиницисты уделяли биохимическим сдвигам и нервным реакциям.
      Успешно изучалась также роль гормонов в реакциях стресса. Теперь все признают, что экстренное выделение адреналина - это лишь одна сторона острой фазы первоначальной реакции тревоги в ответ на стрессор. Для поддержания гомеостазиса, то есть стабильности организма, столь же важна ось гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников, которая участвует в развитии также многих болезненных явлении (рис. 4). Эта "ось" представляет собою координированную систему, состоящую из гипоталамуса (участок мозга в основании черепа), который связан с гипофизом, регулирующим активность коры надпочечников. Стрессор возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены); продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям - атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (легкодоступный источник энергии). Другая типичная черта стрессовой реакции - образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, но автономная нервная систем, тоже играет роль в их появлении.