Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Дисциплина История Практическое занятие 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по учебным дисциплинам и МДК;
- способствовать саморазвитию обучающихся, а именно - мышлению,
памяти, вниманию;
Основные понятия: производительность труда, трудовая пятилетка,
валовая продукция, коллективизация, национальный доход, трудовая
дисциплина, ассигнование, бюджет, мобилизация, безработица,
благосостояние, карточная система распределения продовольствия,
квалификация, сырьевая база, технология производства, капитальные
вложения, денежная реформа, прямой ущерб и т.д.
Форма проведения: экономический лекторий
Метод проведения: беседа, закрепление знаний, умений и навыков,
компьютер. Межпредметные связи: «Информационные технологии»,
«Экономика организации», «Экономика отрасли»,«Основы экономики, менеджмента и маркетинга».
Средства воспитательного воздействия: Мультимедийный
проектор, экран, компьютер, Презентация посвященная 70- летию Победы в ВОВ, Георгиевская лента.
Продолжительность 45 минут
Методика проведения мероприятия
Слово преподавателя – предметника.
Добрый день уважаемая аудитория!
Ежегодно 9 мая наша страна, великая Россия, отмечает праздник
победы в Вов. Эта война затронула многие поколения людей. Для нас Вов – это не только прошлое, ее дыхание многие чувствуют и
теперь; поскольку она сильно изменила жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она, война, поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла колоссальные разрушения, страдания, горечь, которые и теперь остро тревожат народную память.
Сегодня мы попытаемся скупым языком цифр рассказать о Великой
Победе, тем самым сказав «Я помню! Я горжусь!»
Итак, Вашему вниманию представлен лекторий «Экономика Победы».
Хочется отметить, что докладчиками являются одни из самых
активных студентов нашего техникума, люди с четкой гражданской
позицией.
Наше мероприятия имело большой, трудоемкий подготовительный этап:
- сбор информации из различных источников, ее анализ;
- подготовка презентации.
Поэтому я вправе задать участникам вопрос: какова на ваш взгляд цели
и задачи нашего мероприятия?
Студенты:
- Любовь к Родине, воспитание патриотизма;
- знать историю своего государства;
- рассмотреть экономику страны в годы войны.
Да, вы правильно определили цель нашей встречи и вытекающие из нее
задачи.
Считаю, что план лектория, составленный нами совместно, имеет
верную последовательность.
Предлагаю выстроить нашу с Вами деятельность следующим образом:
перед каждым заявленным к рассмотрению вопросом, мной будет дано
краткое разъяснение экономических терминов, затем выступление
докладчика, а затем с целью закрепления полученной информации краткое подведение итогов.
Первый вопрос лектория – экономика (народное хозяйство) СССР
накануне войны . Перед выступлением
вспомним основные понятия, такие как: производительность труда,
пятилетка, валовая продукция, коллективизация, национальный доход
СССР стал второй в мире после США
индустриальной страной (1938-1941), однако значительно отставал от главных капиталистических стран по производству на душу населения.
Так по производству электроэнергии на душу населения СССР
отставал от США в 5,5 раз, от Германии – 3,2 раза, от Англии – почти в 3 раза; по производству чугуна: от США – 3,4 раза, от Германии – 3,3 раза, от Англии – почти в 2 раза; по добыче угля: от США – 4,5 раза, от Германии – 4,3 раза, от Англии – 6 раз.
Вопрос об основной экономической задаче был поставлен на 18 съезде
партии (март 1939 года), утвердившем третий пятилетний план (1938-1942). Для ее успешного решения требовался, прежде всего, дальнейший
могучий подъем промышленности. Планом предусматривалось увеличение
объема промышленной продукции к 1942 г. до 184 млрд. руб., что на 92% большей соответствующего показателя 1937 г. Рост с/х продукции
планировалось увеличить на 52%, грузооборота железнодорожного и водного транспорта – на 45,6%
Важнейшая задача третей пятилетки – дальнейший рост
производительности труда. В сентябре 1939 г. началась вторая мировая
война. Миролюбивая внешняя политика СССР, заключение с Германией в августе 1939 г. пакта о ненападении, обеспечили нашей стране некоторое время для укрепления своей обороноспособности.
В 1939-1940 гг. границы СССР продвинулись на Запад. В состав
Советского Союза добровольно вошли Западная Украина, Западная
Белоруссия, Бессарабия, Северная Буковина, Литва, Латвия, Эстония.
На присоединившихся территориях и в республиках началось
проведение социалистических преобразований. Были начаты
преобразования, которые уже были проведены в СССР в 1920-1930 годы: национализация крупных промышленных предприятий, раскулачивание, коллективизация.
В стране создавались сотни новых фабрик, заводов, шахт,
электростанций и других промышленных объектов. Всего с 1938 г. до
середины 1941 г. построено около 2900 промышленных предприятий. При строительстве новых промышленных предприятий уделялось большое
внимание их правильному размещению на территории Советского Союза.
Основная масса предприятий создавалась на Востоке страны. Накануне
Отечественной войны доля восточных районов в угледобыче страны достигла 36%.
К 1941 г. международная обстановка еще более осложнилась. Война
приближалась к границам СССР. В этих условиях в феврале 1941 года
собралась 18 партийная конференция, которая наметила важные
мероприятия, рассчитанные на ликвидацию недостатков в организации
промышленности. Война потребовала максимальной мобилизации сил и средств на разгром врага. На начало войны совокупная промышленная мощь Германии превышала советскую приблизительно в два раза. Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное
производство сократилось более чем в два раза, прокат черных металлов в три раза, цветных – в 430 раз и т.д. под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитете обороны (ГКО), созданного 30 июня 1941 г., была проведена эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военный лад. Предприятия, вывезенные на восток,
сравнительно быстро начали выпускать продукцию для фронта.
«Вырастали» новые заводы, которые через 4-6 месяцев работали на полную мощность, а к середине 1942 г., удалось полностью запустить
эвакуированное оборудование и обеспечить рост производства в отраслях тяжелой промышленности.
Поскольку основные материальные ресурсы шли на военные нужды,
экономическое положение советских людей было очень тяжелым. Карточная система снабжения, введенная в самом начале войны, обеспечивала
городское население продуктами питания лишь в минимальной степени. Военная перестройка советской экономики протекала в
исключительно сложной политической обстановке. Оккупанты увезли в
Германию или уничтожили 137 тыс. тракторов, 49 тыс. комбайнов. Они
захватили 7 млн. лошадей, 17 млн. крупного рогатого скота, 250 млн. свинейи т.д.
В первый период войны объемы грузоперевозок резко сократилось. В
1942 г. они составляли 53% к уровню 1940 г. Начиная с 1943 г. Наблюдается постепенное увеличение грузоперевозок. В 1945 г. объемы грузоперевозок достиг 77% к уровню 1940 г. 3 января 1942 г. ГКО принял постановление «О восстановлении железных дорог». По мере освобождения советской
территории масштабы восстановительных работ на ж/д-ом транспорте увеличивался. Заключение.
Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России
нельзя допустить, чтобы Великая Отечественная война стала для потомков
«неизвестной войной».
С каждым годом все меньше остается среди нас здравствующих
фронтовиков и работников тыла – тех, кто вынес на себе все тяготы военного времени и кто заслуживает огромной благодарности последующих
поколений. Все ныне живущие люди должны понимать, что если бы не ОНИ – ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА, то неизвестно кем бы мы сейчас были и были бы вообще!!!
Проведение подобного рода мероприятий всегда заслуживает особого
трепетного внимания и налагает немалую степень ответственности перед великой Памятью о тех, кто подарил нам Победу в Великой Отечественной
войне. Педагогам удалось справиться с нелегкой задачей – уместить
необъятный материал об экономике страны накануне, во время и после
войны в рамки одного мероприятия. Великая Отечественная война,
отраженная в сотнях песен, произведений и кинолент, на данном
мероприятии была представлена присутствующим ещё и на языке цифр. Четко выверенные действия, железная дисциплина, поставленная речь
педагогов – отличительные черты проведения данного внеклассного
мероприятия. В ходе встречи были заслушаны доклады, потребовавшие
кропотливой работы по систематизации обширного материала со стороны докладчиков, в роли которых выступили студенты. Выступление
докладчиков сопровождалось информативной презентацией, слайды которой пестрили цифрами, экономическими понятиями и сравнительными
таблицами.
В финале мероприятия заключительным аккордом стала минута
молчания в память о тех, кто ковал Победу и присоединение к акции
«Георгиевская Лента-2023»: всем участникам и гостям мероприятия были розданы георгиевские ленточки - главный символ Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие прошло на высоком методическом уровне в духе воспитания патриотических чувств учащихся.
Задание 10. Ознакомьтесь с видеороликом «Путин о демографии» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=VSJVBGP8obI (скопируйте ссылку и вставьте в адресную строку браузера)
Какую глобальную проблему, стоящую перед Россией, поднимает президент В.В. Путин в своём выступлении?
Путин о демографии.
МОСКВА, 15 января. /ТАСС/. Рождаемость в России снова падает, семьи создают представители малочисленного поколения 1990-х годов. Об этом в среду заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию.
НА ЭТУ ТЕМУ
Послание Путина Федеральному собранию. Главные тезисы
"Семьи сейчас создают малочисленные поколения 90-х годов. Число рождений вновь падает - вот в чем напряженность демографического периода, через который проходит сегодня Россия", - сказал президент.
Путин отметил, что Россия проходит через очень сложный демографический период.
"Сегодня у нас почти 147 млн человек. Но мы вступили в сложный, очень сложный демографический период. Его особенность в том, что благодаря мерам, которые приняли, начиная с середины 2000-х годов, нам удалось добиться положительных результатов в демографии и даже в какой-то период выйти на естественный прирост населения. Потому и школьников у нас становится все больше. Но семьи-то сейчас создают малочисленные поколения 1990-х годов, число рождений вновь падает - вот в чем напряженность демографического периода, через который проходит сегодня Россия", - сказал Путин.
По его словам, такой ключевой показатель, как суммарный коэффициент рождаемости, то есть число рождений, приходящихся на одну женщину, в 2019 году составил, по предварительной оценке, 1,5. "Много это или мало? Для нашей страны мало", - сказал президент.
Задача
Как заявил Путин, Россия должна к середине десятилетия обеспечить естественный рост численности населения. Коэффициент рождаемости при этом должен составить 1,7.
"Существующие сейчас негативные прогнозы не могут нас не настораживать, наша историческая обязанность - ответить на этот вызов. Не только выбраться из демографической ловушки, но и к середине наступающего десятилетия обеспечить устойчивый естественный рост численности населения страны. В 2024 году коэффициент рождаемости [в России] должен быть 1,7", - сказал он.
Путин напомнил, что в 1943 году, во время Великой Отечественной войны коэффициент составлял 1,3. "Еще хуже было в 1990-х годах. В 1999 году - 1,16 всего, хуже, чем во время Великой Отечественной войны. Семьи с двумя детьми тогда были редкостью, а то и вовсе были вынуждены откладывать рождение ребенка", - заметил президент РФ.
По его словам, демография - сфера, где нет какого-то универсального, тем более узковедомственного решения. "Каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать прежде всего с точки зрения высшего национального приоритета - сбережения и приумножения народа России", - заключил Путин.