Файл: I. Теоретическая часть (устное рассмотрение вопросов) Стадии пренатального развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I. Теоретическая часть (устное рассмотрение вопросов):
1. Стадии пренатального развития.
Пренатальное развитие – это процесс формирования организма человека в материнской утробе. В психологии выделяют несколько стадий пренатального развития, основываясь на физиологических и биологических изменениях, происходящих в различные периоды беременности. По мимо этого разные ученые в данной области по-своему выделяют стадии пренатального развития.

Основываясь на Султановой А. С. и Филипповой Г. Г. выделяют следующие стадии пренательного развития:

  1. Зигота: это первая стадия пренатального развития, которая начинается с момента оплодотворения и длится до двух недель. В это время зигота делится и образует бластомеры, которые затем превращаются в бластулу. В течение этой стадии происходят первоначальные формирования биологического материала, инициализирующие последующие стадии развития.

  2. Эмбриональный период: этот период начинается с 2-й недели и длится до 8-й недели беременности. За это время формируются все основные органы и системы человеческого тела. Нервная система начинает развиваться, образуя нейроны и нервные соединения. В конце эмбрионального периода начинается движение плода.

  3. Плодовый период: это последний период пренатального развития, который начинается с 9-й недели и длится до рождения. В течение этого периода органы и системы продолжают формироваться и усовершенствоваться, а нервная система становится более сложной и функциональной. Плод начинает проявлять реакции на внешние раздражители, такие как звук и свет, и происходит активное движение.

Основываясь на Слюсарева А. А. и Жуковой С.В. и Крайг Г. разливают следующие периоды пренатального развития:

Период

Стадия

Характеристика

Герминальный (от зачатия до 2-х недель беременности)

Зиготы

Одноклеточная стадия развития многоклеточного организма. Образуется в результате слияния женской и мужской гамет. Через несколько часов после оплодотворения начинает продвигаться по одной из фаллопиевых труб в направлении матки.

Дробления

Начальный этап развития оплодотворенного яйца. Заключается в последовательном делении клеток (бластомеров) надвое. В результате формируются группы клеток, тесно прилегающих друг к другу. Одни из них (светлые) располагаются по периферии и образуют трофобласт, выполняющий вспомогательную функцию (клетки трофобласта обладают способностью растворять ткань, благодаря чему зародыш внедряется в стенку матки). В процессе дробления увеличивается число бластомеров, но они не вырастают до размеров исходной клетки, и к концу периода весь зародыш лишь ненамного крупнее зиготы.

Бластулы (бластоцисты)

Начиная с бластулы, клетки зародыша принято называть не бластомерами, а эмбриональными клетками. Между клетками появляется полость (бластоцель или первичная полость). Бластула представляет собой шарообразное скопление клеток, внутренняя полость которого заполнена жидкостью из яйцевода, и имеет форму пузырька со стенкой в один слой клеток, который называется бластодермой. На этой стадии происходит имплантация – внедрение зародыша в стенку матки.

Эмбриональный (с конца 2-й недели до конца 2-го месяца беременности)

Гаструлы (образования зародышевых листков)

Гаструляция представляет собой сложный процесс перемещения эмбрионального материала с образованием трех слоев тела зародыша (зародышевых листков). Внешний слой клеток носит название наружного листка, или эктодермы, внутренний – внутреннего листка, или энтодермы, средний слой называется мезодермой.

Гистогенеза

Гистогенез – процесс образования тканей, органогенез – формирование органов. Из эктодермы развиваются ткани нервной системы, наружный покров кожи (эпидермис) и его производные (ногти, волосы, эмаль зубов, воспринимающие клетки анализаторов), эндокринная система. Из энтодермы развивается эпителиальная ткань, выстилающая органы дыхательной, частично мочеполовой и пищеварительной систем, щитовидная железа. Из мезодермы развивается опорно-двигательная система, соединительная ткань и гладкая мускулатура внутренних органов, кровеносная система, органы выделения и половые железы, внутренние слои кожи.

Органогенез завершается в основном к концу эмбрионального периода, однако дифференцировка и усложнение органов продолжается и в постэмбриональном онтогенезе.

Фетальный (с начала 3-го месяца беременности до родов)

Органогенеза

Физическое развитие плода является не единственным процессом, происходящим в течение пренатального периода. Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и гримасничать. Рефлекторные движения вызываются раздражением подошв и век. К 20-25-й неделе развиваются вкусовая, обонятельная, кожная и звуковая чувствительности. На 27-й неделе плод начинает реагировать на свет, направленный на живот матери, поворотом головы, т.е. развивается зрительная чувствительность.

На фетальном периоде пренатального развития плод начинает шевелиться, брыкаться, поворачивать голову и туловище, шевелит губами, открывает рот, сосет большой палец.


В целом, пренатальное развитие в психологии рассматривается как период, когда происходит первоначальное формирование биологической основы для психологических функций и поведения. Однако, более конкретное и детальное изучение пренатального развития на стадиях в психологии осуществляется в рамках различных научных дисциплин, таких как нейробиология, генетика и педагогика.
2. Критические периоды в пренатальном развитии.
Внутриутробное развитие, начиная с оплодотворения, длится 266 дней (или 280 дней с 1-го дня последней менструации) и имеет два периода – эмбриональный и фетальный.

Эмбриональный период – могут возникнуть грубые пороки.

Фетальный (плодный). В этом периоде вредные факторы не вызывают формирования морфологических пороков, но могут послужить причиной различного рода нарушений поведенческих реакций или нарушений умственного развития в постнатальном периоде.

В критические периоды развития – моменты развития, которые характеризуются замедлением процесса роста структур и снижением до минимальных значений избыточной информации в биологических системах, приводящих к образованию нового качества. Знание критических периодов развития является основой для понимания действия среды на онтогенез и патогенез эмбриопатий, фетопатий, включая наследственные заболевания и пороки развития.

Критические периоды развития:

1. Для всего организма – вредные факторы могут привести к гибели зародыша. Так, по данным ВОЗ, в ходе нормальной беременности гибнет 300 плодов и 1000 беременностей.

2.Частные критические периоды – существуют в онтогенезе каждого органа связан с неодновременной закладкой и темпом дифференцировки органов и систем.

3. Критические периоды развития клетки как биологической системы. Имеются данные о критических периодах развития отдельных клеточных органелл.

1-й критический период от 0 до 10 дней– нет связи с материнским организмом, эмбрион или погибает, или развивается (принцип «все или ничего»).

2-й критический период от 10 дней до 12 недель происходит формирование органов и систем, характерно возникновение множественных пороков развития. Значение имеет длительность воздействия неблагоприятного фактора.

3-й критический период (внутри 2-ого) 3-4 недели – начало формирования плаценты и хориона. Нарушение ее развития приводит к плацентарной недостаточности и как следствие – к гибели эмбриона или развитию гипотрофии плода.



4-й критический период 12-16 недель, формируются наружные половые органы. Введение эстрогенов может привести к дисплазии эпителия матки и влагалища во взрослом состоянии.

5-й критический период 18-22 недели, завершение формирования нервной системы.
3. Нервная система и нервно-психическое развитие плода.
Нервная система является одной из самых важных систем в организме человека. Она отвечает за передачу сигналов между различными частями тела и мозгом, контролирует деятельность всех органов и систем и управляет поведением и мышечной активностью. Важно понимать, что нервная система начинает формироваться на очень ранней стадии развития плода и продолжает развиваться в течение всей жизни человека.

Плод начинает формирование своей нервной системы на ранних стадиях беременности, и постепенно она становится более сложной и интегрированной. Важно отметить, что плод не только получает наследственные факторы от родителей, но также подвергается влиянию окружающей среды, такой как питание, здоровье матери, а также социально-экономические условия.

Нервно-психическое развитие плода также является очень важным процессом, который происходит на ранних стадиях беременности и влияет на дальнейшее развитие ребенка после рождения. Раннее развитие мозга и нервной системы связано с выработкой нейронных связей, которые формируются в ответ на стимуляцию извне. Это означает, что плоду необходимы определенные стимулы, такие как звуковые волны, для развития нервных связей.

Важно отметить, что психологическое состояние матери также может повлиять на нервно-психическое развитие плода. Например, депрессия или стресс у матери могут вызвать выделение гормонов, которые могут негативно повлиять на развитие нервной системы плода.

Таким образом, нервная система и нервно-психическое развитие плода являются очень важными аспектами будущего здоровья и благополучия ребенка. Развитие нервной системы начинается на очень ранней стадии беременности, поэтому здоровое питание, обеспечение оптимальных условий жизни и ухода за матерью, а также стимуляция нервной системы плода могут существенно влиять на его развитие.

Важно также понимать, что развитие нервной системы и нервно-психическое состояние плода могут быть повреждены различными факторами, такими как стресс, некоторые инфекции, алкогольное и наркотическое отравление, недостаток некоторых витаминов и минералов и т.д. Поэтому следует избегать этих факторов и принимать меры для поддержания здоровья и благополучия матери и плода.


Ознакомление с литературой по уходу и воспитанию детей также является важным аспектом будущего благополучия ребенка. Родители, которые заранее изучают вопросы ухода и воспитания детей, могут быть лучше подготовлены к этому важному этапу жизни и более уверенно и осознанно подходить к воспитанию своего ребенка. Они могут также избежать некоторых распространенных ошибок и принимать более обоснованные и эффективные решения в процессе воспитания.
II. Практическая часть:

Письменное рассмотрение вопросов

Задание 1.Дайте определения следующим понятиям: генотип, фенотип, доминантный ген, рецессивный ген. Укажите, каким образом они могут оказывать влияние на возникновение хромосомных и генных аномалий в развитии.

Генотип и фенотип – это ключевые понятия в генетике и имеют решающее значение для наследования и генетических аномалий.

  1. Генотип – это генетический набор организма, то есть все наследуемые гены от родителей, которые определяют особенности развития, структуру и функции организма.

  2. Фенотип – это набор наблюдаемых физических и биологических характеристик организма, которые определяются взаимодействием генотипа с окружающей средой.

  3. Доминантный ген – это ген, который проявляется в фенотипе, даже если его всего один экземпляр присутствует в генотипе. То есть, если есть один доминантный ген и один рецессивный ген, то проявляться будет именно доминантный ген.

  4. Рецессивный ген – это ген, который проявляется в фенотипе только тогда, когда оба экземпляра этого гена присутствуют в генотипе.

Некоторые генетические аномалии могут быть связаны с изменениями в генотипе, включая делеции, дупликации, инверсии и транслокации. Кроме того, генетические аномалии могут быть связаны с мутациями отдельных генов, которые могут быть доминантными или рецессивными. Например, наличие одного дефектного доминантного гена может быть достаточно для проявления наследственной болезни, в то время как два рецессивных гена с дефектами могут быть необходимы для проявления болезни.

Таким образом, знание генотипа и фенотипа организма, а также понимание роли доминантных и рецессивных генов в наследовании могут помочь в понимании возникновения генетических аномалий и способствовать разработке методов профилактики и лечения таких состояний.



Задание 2. Назовите критические периоды в пренатальном развитии и объясните их значение. Например, 3 неделя – критический период для развития ЦНС, сердца.
Критические периоды в пренатальном развитии – это временные интервалы, в течение которых развивающийся эмбрион наиболее уязвим к воздействию внешних факторов, таких как лекарства, вирусы, алкоголь, недостаток питания и другие факторы окружающей среды. В этот период неблагоприятные воздействия могут привести к различным нарушениям в развитии органов и систем, что может негативно повлиять на здоровье ребенка в будущем.

Ниже перечислены некоторые критические периоды и их значение для развития эмбриона:

  1. 3-8 недели беременности: это критический период для формирования основных органов и систем организма, таких как нервная система, сердечно-сосудистая система, костно-мышечная система, органы пищеварения и другие. В это время могут происходить различные аномалии, такие как расщепление губы и неба, сердечные пороки, проблемы с нервной системой.

  2. 4-6 недель беременности: это критический период для развития глаз и ушей, так как в это время начинают формироваться слуховые и зрительные системы.

  3. 6-10 недель беременности: это критический период для формирования пальцев рук и ног, а также для развития зубов и волос.

  4. 8-15 недель беременности: это критический период для формирования мозга и нервной системы, а также для развития половых органов.

  5. 16-25 недель беременности: это критический период для роста и развития тканей, таких как мышцы и кости, а также для формирования легких и других органов.

Знание критических периодов и их значения может помочь будущим матерям сократить риск воздействия неблагоприятных факторов во время беременности и сохранить здоровье ребенка. Также это позволяет врачам и другим специалистам предотвращать возможные аномалии и нарушения в развитии органов и систем.
Задание 3.Проанализируйте условия будущего благополучного развития ребенка, обоснуйте их важность.

1. Желание зачать ребенка со стороны обоих супругов, отсутствие конфликтов между ними, наличие взаимопонимания.

2. Предварительное решение неотложных жизненных задач (учеба, работа, жилье).

3. Укрепление слабых мест организма (поднять тонус, сопротивляемость, устранить хронические очаги инфекции).

4. Своевременный переход на более безопасную работу.

5. Своевременное избавление от невротических расстройств.