Файл: Тема Налогообложение и налоговая деятельность государства Налогообложение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах:
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Главное отличие сбора от налога - отсутствие требования безвозмездной уплаты, а также нерегулярный характер его уплаты.
Статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Налог считается установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщик (субъект налогообложения) и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК):
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Тема 2. Понятие налогового права. Налоговая система России
Предмет налогового права — общественные отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными субъектами в налоговой сфере. Исчерпывающий перечень имущественных и процессуальных налоговых отношений отражен в ст. 2 Налогового кодекса. К ним относятся:
♦ отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
♦ отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
♦ отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
♦ отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые отношения, составляющие предмет налогового права, имеют свои отличительные черты:
♦ эти отношения связаны со сферой перераспределения и носят имущественный характер;
♦ они ориентированы на формирование публичных доходов (при этом главенствующее значение приобретает проблема справедливости распределения налогового бремени);
♦ специфический круг участников — государство (субъект публичного права), наделенное властными полномочиями, и налогоплательщики (субъекты частного права), не обладающие таковыми.
Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения. В ст. 2 Кодекса подчеркивается, что законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. Следовательно, узаконенный метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) предписаний в целях формирования государственного бюджета.
Налоговое право — система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений и относится к сфере действия бюджетного права.
Налоговое право подразделяется на две крупные части: Общую (часть первая Налогового кодекса) и Особенную (часть вторая Налогового кодекса)
.
В Общую часть включены нормы, которые применяются ко всем налогово-правовым отношениям, характеризуют основные положения налогообложения, а именно: базовые принципы, формы и методы правового регулирования налоговых отношений; систему налогов, взимаемых в бюджет; основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; виды и размеры ответственности в налоговой сфере; порядок административной защиты интересов налогоплательщика
Особенную часть составляют нормы налогового права, регулирующие порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.
Налоговое право существует не обособленно, в качестве примеров его взаимодействия с другими отраслями права служит использование т.н. бланкетных (отсылочных) норм. Так, статья 27 НК РФ закрепляет, что законный представитель физического лица определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Понятие и виды источников налогового права
Источники налогового права — нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. К ним относятся международные договоры, конституционные законы, общие законы и законы о конкретных налогах, подзаконные нормативные правовые акты, судебные решения.
Кратко охарактеризуем источники налогового права:
1. Особое место в системе источников налогового права занимает Конституция РФ. В основном законе страны содержатся нормы, напрямую регулирующие налоговые отношения. (ст. 57).
2. Международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения обладают большей юридической силой, чем национальное налоговое законодательство (ст. 7 НК РФ).
3. Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей:
- часть первая введена в действие с 1 января 1999 г., в этой части установлены и закреплены: система законодательства о налогах и сборах; общие принципы налогообложения; система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц и т.д.
- часть вторая введена в действие с 1 января 2001 г. и включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов.
4. Законы общего действия и законы о конкретных налогах. относятся законы, регулирующие вопросы статуса налоговых органов или налогового производства.
5. Законы о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Эти источники налогового права принимаются в целях установления, изменения или отмены соответственно региональных или муниципальных налогов, перечень которых ограничен ст. 14, 15 НК РФ.
6. Законы неналогового характера — нормативно-правовые акты, не отнесенные НК РФ к законодательству о налогах и сборах, содержащие налоговые нормы.
7. Подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах не могут изменять или дополнять налоговое законодательство. К ним относятся указы Президента РФ (в основном носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению); постановления Правительства РФ (устанавливают ставки акцизов; предельный размер расходов, принимаемых для целей налогообложения,и др.), а также нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Центрального банка России и др.
8. Судебные решения (постановления Конституционного Суда, решения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) значимы для регламентации отношений в налоговой сфере, хотя официально и не признаны источником налогового права. Принятые в последнее время постановления и решения этих органов открывают путь защиты интересов налогоплательщиков, обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке. С другой стороны, судебная практика позволяет совершенствовать законодательство о налогах и сборах, заполнять его пробелы.
Система налогов и сборов в Российской Федерации
Налоговую систему любой страны характеризуют экономические показатели: налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также соотношение между, налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.
Налоговый гнет (налоговое бремя) — это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП). Другой показатель — «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет.
Соотношение прямых и косвенных налогов— это показатель, который также отличает налоговую систему одной страны от другой.
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли — другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему.
Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.). В меньшей степени применяется прогрессивное (налог на имущество физических лиц).
Система налогов — это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ, предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с российским законодательством (гл. 2 НК РФ) введено понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации». Данное понятие не обусловлено экономическими и политико-правовыми характеристиками и является менее емким, чем понятие «налоговая система».
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ. К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязатель
Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах:
-
обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения, т.е. налогам присущ принудительный характер; -
индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика; -
безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления услуг, благ, документов взамен уплачиваемой суммы -
отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Главное отличие сбора от налога - отсутствие требования безвозмездной уплаты, а также нерегулярный характер его уплаты.
Статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Налог считается установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщик (субъект налогообложения) и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК):
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Тема 2. Понятие налогового права. Налоговая система России
Предмет налогового права — общественные отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными субъектами в налоговой сфере. Исчерпывающий перечень имущественных и процессуальных налоговых отношений отражен в ст. 2 Налогового кодекса. К ним относятся:
♦ отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
♦ отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
♦ отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
♦ отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые отношения, составляющие предмет налогового права, имеют свои отличительные черты:
♦ эти отношения связаны со сферой перераспределения и носят имущественный характер;
♦ они ориентированы на формирование публичных доходов (при этом главенствующее значение приобретает проблема справедливости распределения налогового бремени);
♦ специфический круг участников — государство (субъект публичного права), наделенное властными полномочиями, и налогоплательщики (субъекты частного права), не обладающие таковыми.
Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения. В ст. 2 Кодекса подчеркивается, что законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. Следовательно, узаконенный метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) предписаний в целях формирования государственного бюджета.
Налоговое право — система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений и относится к сфере действия бюджетного права.
Налоговое право подразделяется на две крупные части: Общую (часть первая Налогового кодекса) и Особенную (часть вторая Налогового кодекса)
.
В Общую часть включены нормы, которые применяются ко всем налогово-правовым отношениям, характеризуют основные положения налогообложения, а именно: базовые принципы, формы и методы правового регулирования налоговых отношений; систему налогов, взимаемых в бюджет; основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; виды и размеры ответственности в налоговой сфере; порядок административной защиты интересов налогоплательщика
Особенную часть составляют нормы налогового права, регулирующие порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.
Налоговое право существует не обособленно, в качестве примеров его взаимодействия с другими отраслями права служит использование т.н. бланкетных (отсылочных) норм. Так, статья 27 НК РФ закрепляет, что законный представитель физического лица определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Понятие и виды источников налогового права
Источники налогового права — нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. К ним относятся международные договоры, конституционные законы, общие законы и законы о конкретных налогах, подзаконные нормативные правовые акты, судебные решения.
Кратко охарактеризуем источники налогового права:
1. Особое место в системе источников налогового права занимает Конституция РФ. В основном законе страны содержатся нормы, напрямую регулирующие налоговые отношения. (ст. 57).
2. Международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения обладают большей юридической силой, чем национальное налоговое законодательство (ст. 7 НК РФ).
3. Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей:
- часть первая введена в действие с 1 января 1999 г., в этой части установлены и закреплены: система законодательства о налогах и сборах; общие принципы налогообложения; система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц и т.д.
- часть вторая введена в действие с 1 января 2001 г. и включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов.
4. Законы общего действия и законы о конкретных налогах. относятся законы, регулирующие вопросы статуса налоговых органов или налогового производства.
5. Законы о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Эти источники налогового права принимаются в целях установления, изменения или отмены соответственно региональных или муниципальных налогов, перечень которых ограничен ст. 14, 15 НК РФ.
6. Законы неналогового характера — нормативно-правовые акты, не отнесенные НК РФ к законодательству о налогах и сборах, содержащие налоговые нормы.
7. Подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах не могут изменять или дополнять налоговое законодательство. К ним относятся указы Президента РФ (в основном носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению); постановления Правительства РФ (устанавливают ставки акцизов; предельный размер расходов, принимаемых для целей налогообложения,и др.), а также нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Центрального банка России и др.
8. Судебные решения (постановления Конституционного Суда, решения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) значимы для регламентации отношений в налоговой сфере, хотя официально и не признаны источником налогового права. Принятые в последнее время постановления и решения этих органов открывают путь защиты интересов налогоплательщиков, обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке. С другой стороны, судебная практика позволяет совершенствовать законодательство о налогах и сборах, заполнять его пробелы.
Система налогов и сборов в Российской Федерации
Налоговую систему любой страны характеризуют экономические показатели: налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также соотношение между, налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.
Налоговый гнет (налоговое бремя) — это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП). Другой показатель — «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет.
Соотношение прямых и косвенных налогов— это показатель, который также отличает налоговую систему одной страны от другой.
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли — другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему.
Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.). В меньшей степени применяется прогрессивное (налог на имущество физических лиц).
Система налогов — это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ, предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с российским законодательством (гл. 2 НК РФ) введено понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации». Данное понятие не обусловлено экономическими и политико-правовыми характеристиками и является менее емким, чем понятие «налоговая система».
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ. К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):
-
налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ); -
акцизы (гл. 22 НК РФ); -
налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ); -
налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ); -
налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ); -
водный налог (гл. 25.2 НК РФ); -
сбор за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ); -
государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
-
налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ); -
транспортный налог (гл. 28 НК РФ); -
налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ).
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязатель