Файл: Тема Основы государственной социальной политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая (заболевание, травма, отравление). В качестве субъектов страхования выступают: гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.

Страхователями при ОМС в Российской Федерации являются: для работающего населения работодатели, для неработающего населения — органы государственной власти и местного управления.

Страхователями при ДМС выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью и (или) предприятия и организации, представляющие интересы граждан.

Страховщиками выступают: Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования; страховые медицинские организации — юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) па право заниматься медицинским страхованием. Федеральный фонд медицинского страхования является некоммерческой организацией, реализующей базовую программу ОМС, а также полномочия Российской Федерации и ее субъектов в указанной сфере.

 

 

Основные принципы медицинского страхования: 1) два источника финансирования — государственный бюджет и страховые взносы, а также доходы от временно размещенных средств; 2) сохранение порядка управления, модернизация системы управления; 3) обязательный принцип страхования;

— модернизация здравоохранения, направленная на укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение современных информационных технологий, обеспечение выполнения стандартов и порядков оказания медицинской помощи;

- улучшение состояния здоровья детей и матерей;

- обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами, и изделиями медицинского назначения;

— профилактика болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

Запущенная с 2011 г. реформа системы ОМС предполагает, что именно эта система возьмет на себя основную ответственность по предоставлению населению медицинской помощи. При этом за счет средств системы ОМС планируется финансово обеспечить оказание населению не только первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи, но и в перспективе — скорой медицинской и высокотехнологичной специализированной медицинской помощи.

Кроме того, с 2013 г. за счет средств ОМС было оплачено оказание медицинской помощи в медицинских организациях по полному тарифу, а также ряда направлений приоритетного национального проекта "Здоровье" (выплаты врачам и средним медицинским работникам первичного звена здравоохранения, расходы по родовому сертификату, диспансеризация подростков до 14 лет, оказание медицинской помощи детям с малой массой тела при рождении и пр.).


Следует особо подчеркнуть, что потребность здравоохранения в государственных финансовых ресурсах значительно возрастает в связи с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ и программы модернизации федеральных медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению, за счет: ремонта и ввода в действие новых зданий и сооружений, приобретения и установки нового медицинского оборудования и техники; увеличения численности работников здравоохранения, повышения уровня оплаты труда; внедрения информационных технологий; внедрения стандартов и порядков оказания медицинской помощи.

 


6.3. Основные направления развития здравоохранения в Российской Федерации.

Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан. Стратегическими целями такой политики являются:

увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;

повышение доступности и качества медицинской помощи;

совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

72. Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются возникновение эпидемий и пандемий, массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм, увеличение случаев травм и отравлений, доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления.

73. Факторами, негативно влияющими на национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан, являются недостатки в реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в части, касающейся обеспечения доступности медицинской помощи и реализации гарантий ее оказания населению, несовершенство действующей системы медицинского страхования, недостаточное финансирование системы высокотехнологичной медицинской помощи и низкий уровень квалификации медицинских работников, не полностью сформированная нормативно-правовая база в указанной сфере.

74. Цели государственной политики в сфере охраны здоровья граждан заключаются в профилактике заболеваний, предотвращении роста заболеваний, представляющих опасность для окружающих, повышении доступности для населения медицинской помощи, повышении эффективности и качества медицинских услуг, снижении уровня инвалидности, разработке и внедрении новых медицинских технологий и лекарственных средств. Для реализации государственной политики в этой сфере необходимо сформировать долговременную стратегию развития системы охраны здоровья граждан, усовершенствовать организационные основы здравоохранения и управления им, уточнить полномочия и ответственность в сфере охраны здоровья граждан федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определить порядок взаимодействия органов управления здравоохранением, а также создать национальные научно-практические медицинские центры для профилактики и лечения социально значимых заболеваний.


75. В целях противодействия угрозам в сфере охраны здоровья граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают:

выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, повышение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершение ее перехода на страховые принципы;

повышение эффективности нормативно-правового регулирования в области лицензирования медицинских услуг, контроль качества работы медицинских организаций, внедрение единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

развитие профилактической медицины и первичной медико-санитарной помощи, внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе в сельской местности и труднодоступных местностях;

повышение эффективности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, совершенствование организации медицинской эвакуации;

развитие службы охраны материнства и детства;

развитие паллиативной медицинской помощи, в том числе детям;

развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также создание основ персонализированной медицины;

ускоренное развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в интересах здравоохранения, а также внедрение их результатов;

внедрение современных информационных и коммуникационных технологий;

создание условий для развития фармацевтической отрасли, преодоления ее сырьевой и технологической зависимости от зарубежных поставщиков, а также доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств;

развитие системы мониторинга биологической обстановки на территории Российской Федерации;

развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

подготовку специалистов в сфере охраны здоровья граждан в достаточном количестве, повышение качества такой подготовки, а также создание системы непрерывного медицинского образования;


возрождение традиций милосердия;

широкое внедрение инструментов государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья граждан;

повышение конкурентоспособности российского здравоохранения на мировом рынке.

Тема 7. Демографические и этнографические аспекты социальной политики.

1. Понятие и сущность демографических и этнографических аспектов социальной политики

2. Основные направления реализации демографической политики

 

7.1. Понятие и сущность демографических и этнографических аспектов социальной политики

Состояние и развитие демографической структуры оказывает существенное влияние на социальное развитие и все общественные процессы. Соотношение половозрастных групп разных поколений – дорабочего возраста, работников, пенсионеров – позволяет говорить о состоянии и перспективах развития общества. Поэтому составной частью социальной политики оказывается демографическая политика, осуществляющая управление демографическими процессами. Необходимо различать социальную и демографическую политику. Демографическая политика имеет целью управление демографическими процессами и их регулирование. Социальная политика, ориентированная на социально-демографические группы, относится к демографическому типу.

Демографическая политика (политика народонаселения) – деятельность, направленная на регулирование развития главной производительной силы общества, субъекта общественного производства, т. е. человека, населения. Политика народонаселения слагается из следующих элементов: влияния на условия труда, улучшения жизненных условий всех слоёв населения и мер направленного воздействия на процессы естественного движения, миграционную подвижность, структуру населения (М. Г. Мдинарадзе). В демографической политике определяются следующие направления: 1) воздействие на социальную мобильность с целью формирования наиболее желательной структуры общества путем поощрения перехода населения из одной социальной группы в другую; 2) воздействие на процессы, определяющие характер естественного возобновления поколения; 3) миграционная политика, связанная с политикой в области расселения населения по территории страны (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения).

Демографический тип социальной политики