Файл: Тема Основы государственной социальной политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 – направление социальной политики, ориентированное на улучшение условий жизни различных социально-демографических групп населения – детей, молодёжи, трудоспособного населения, пожилых и престарелых, женщин и мужчин. Основные цели демографического типа социальной политики – формирование или закрепление оптимального для данного общества типа воспроизводства населения, а также создание адекватных условий для нормального развития семьи. Демографический тип социальной политики включает меры по укреплению института семьи и поощрению определенного типа воспроизводства населения, по снижению заболеваемости и увеличению продолжительности жизни.

Воспроизводство населения – в широком смысле это постоянное возобновление населения в ходе его естественного (рождения и смерти) и/или механического движения. Изменение интенсивности процессов рождаемости, смертности и миграции оказывает непосредственное влияние на социально-демографическую структуру населения, экономику страны (это выражается через состояние трудовых ресурсов и соотношение численности трудоспособного и нетрудоспособного населения).

проблем и вопросов в социальной политике должно производится комплексно, с учётом интересов всех социально-демографических групп во временной перспективе и общей социально-экономической ситуации в стране. Комплексность подразумевает, что в поле зрения социальной политики оказываются дети, подростки, молодёжь, трудоспособное население, пожилые, престарелые. Принято учитывать и гендерную специфику социально-демографических групп.

Гендерные аспекты социальной политики [от англ. gender – род мужественный или женственный, для обозначения культурно и социально заданных различий между полами] связаны с необходимостью учитывать в социальной политике психологические, социальные и культурные особенности женщин и мужчин. С одной стороны, в современном обществе принято формировать особую социальную политику в отношении женщин, поскольку они в силу специфических физиологических особенностей (способность к деторождению) совмещают семейные и внесемейные роли (матери и жены – и полноправного участника общественного производства. С другой стороны, особым объектом социальной политики оказываются и мужчины, оказывающиеся в уязвимом положении из-за неблагоприятного образа жизни, состояния здоровья и высокой смертности (особенно в трудоспособном возрасте и от неестественных причин).


Большинство современных обществ являются плюралистическими (Дж. Фарниолл) – то есть в них существуют несколько крупных и более мелких этнических групп, объединённых экономически и политически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга. Поскольку этнические различия нередко связаны со значительным неравенством в доступе к ресурсам, власти, возникают межэтнические противоречия несмотря на то, что сами по себе этнические различия конфликтов не порождают.

Социальная политика, носящая гуманистический характер, ориентирована на обеспечение социальной справедливости, защиту прав и свобод граждан независимо от их этнической и расовой принадлежности. Собственными методами она стремится скорректировать те виды социального неравенства в этнических группах и между ними, которые возникают по экономическим и социальным причинам.

Этнографические аспекты социальной политики заключаются в установлении равных возможностей в межэтнических взаимодействиях, уничтожении всех неравноправных форм взаимодействия, а также установления равноправия в обеспечении социальной безопасности и удовлетворении потребностей представителей разных этносов. Важную роль в социальной политике играет создание благоприятных условий для развития этнических культур и межкультурного взаимодействия народов.

В основу социально-политических решений в плюралистическом обществе должен быть принцип толерантности. Этническая и религиозная толерантность – «способность воспринимать людей другой национальности или религии такими, какие они есть, готовность взаимодействовать с ними» (Д. Малышева).

В науке виктимологии, изучающей положение этнических меньшинств, Разработан комплекс индикаторов неблагополучия этнических групп – измеримых показателей, которые сравниваются с аналогичными показателями у социально благополучных этнических групп: высокий уровень детской смертности, смертности взрослого населения от несчастных случаев и отравлений (в т. ч. насильственные смерти и суицид), распространение респираторных инфекционных заболеваний, алкоголизм, большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, случаев отказа родителей от воспитания детей, низкое качество жилья, высокий уровень преступности, безработица, социальная пассивность. При выявлении социального неблагополучия этнической группы социальная политика ориентируется на создание условий для корректировки сложившейся ситуации и создания благоприятных условий жизнедеятельности этноса.


 

7.2. Основные направления реализации демографической политики

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1еще 10 мая 2006 г. поставило перед законодательными и исполнительными органами власти конкретные задачи по реализации активной демографической политики

Демографическая проблема была названа «самой острой проблемой современной России», демографическая ситуация - «критической». «...Нас, россиян, с каждым годом становится все меньше и меньше» - констатировал Президент, он заявил, что нам нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет, нужна активная политика по всем трем направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.

Рождаемости в Послании было уделено самое серьезное внимание. Глава государства отметил, что «никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи».

Президент предложил «...программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка. Во всяком случае, сегодня мы должны стимулировать рождение хотя бы второго ребенка».

Были названы причины, которые мешают молодым семьям, женщинам свободно и ответственно принимать решения, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке: низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение в том, сможет ли она его прокормить.

«Стимулирование рождаемости, - отмечалось в Послании 2006 г., - должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи». Президент подчеркнул: «...из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает».

Распоряжением Правительства от 7 июня 2006 г. № 838-р был утвержден Сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года.

В управлении демографическими процессами политика государства всегда имеет большое значение. Примером целеполагания важной междисциплинарной и общественно значимой проблемы является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ.


Концепция предлагает следующие механизмы ее реализации до 2025 г.:

- дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

- включение задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

- учет задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

- методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

- постоянный мониторинг и анализ демографических процессов, и корректировка на их основе конкретных мер демографической политики;

- развитие научных исследований в сфере народонаселения.

Концепцией также намечены основные этапы и ожидаемые результаты ее реализации.

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. планируется осуществить в три этапа.

На первом этапе (2007-2010 гг.) - реализация мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществление основных мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

Планируется в рамках первого этапа в субъектах РФ разработать региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции), и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. Региональные программы должны определить наиболее острые проблемы народонаселения, характерные для конкретного региона РФ. Органы власти субъектов должны обеспечить необходимое финансирование, методическое и информационное сопровождение.

Задача первого этапа - уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую» организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 г.

Результатом этой работы должно стать снижение темпов естественной убыли населения и обеспечение миграционного прироста.

Второй этап (2011-2015 гг.) - стабилизация демографической ситуации. Основное внимание планируется уделить внедрению программ здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведений мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлению программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

Третий этап (2016-2025 гг.) на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию упреждать возможное ухудшение демографической ситуации в стране.