ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор: Михайлова Анна Владимировна
учитель ИЗО и технологии,
первая категория
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Чебоксары
«Использование кейс - метода на уроке технологии»
В период перехода на новые формы аттестации одной из главных задач, стоящих перед учителем является решение профессиональной задачи, повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает кейс–метод. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учеников, в которых учениками приобретаются коммуникативные умения, что требует от нас ФГОС.
Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс-метод апробируют всего лишь 3-4 года, а в начальной школе и того меньше. Поэтому я делаю только первые шаги и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом.
В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии: «Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием..
…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».
Главное её предназначение:
развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)
Возможности кейс – технологии в обучении.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Цели кейс-метода:
-
отработка умений работы с информацией -
активизация познавательной деятельности -
повышение мотивации к учебному процессу -
умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации -
приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения -
выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки
Виды кейсов:
-
Практические
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
-
Обучающие
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
-
Научно-исследовательские
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:
1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)
2.Метод инцидента;
3.Метод ситуационно-ролевых игр;
4.Метод разбора деловой корреспонденции;
5.Игровое проектирование;
6.Метод дискуссии.
При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по вашему предмету, по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели,
которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
Практический совет по созданию кейса выглядит таким образом.
Как создать кейс?
Вначале нужно ответить на три вопроса:
-
Для кого и для чего пишется кейс? -
Чему должны научиться учащиеся? -
Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
-
Цель обучения -
Структурирование учебного материала -
Выбор методов средств обучения
Вооружившись теоретическими знаниями, выбрав параллель 7-ого класса, был создан кейс на тему «Уход за одеждой».
Методические рекомендации для учителя технологии.
-
Данный кейс “Уход за одеждой” может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к предмету технологии у обучающихся. -
Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал. -
Метод кейсов позволяет на каждом занятии экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой работы с обучающимися. -
Предлагаемая технология обучения основана на реальных жизненных ситуациях, поэтому обогащает обучающихся фактическим материалом, развивает интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.
Материалы: лоскутки тканей из натуральных и химических волокон.
Оборудование: свеча, лоток с водой, пинцеты для исследовательской работы.
На доске: эпиграф:“Береги честь смолоду, а платье – снову”, таблица “Условные обозначения на ярлыках одежды”
После сообщения сведений по теме урока, учащимся было предложено выполнить в группах практическое задание. Каждая группа получила кейс с заданием и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе и создать ярлык, подобрав символы ухода за изделием.
Практическое задание
Просмотр фрагмента мультфильма “Маша и Медведь” 18 серия “Большая стирка”.
Кейс – задание (описание ситуации и формулировка задания)
В мультфильме “Маша и Медведь” есть такой фрагмент: медведь стирает грязное платье девочки, которая попала в лужу. Шьет ей новую одежду, но Маша опять опрокидывает на себя, то банку с молоком, то кастрюлю с вареньем, то перепачкается малиной. И каждый раз Медведь шьет девочке новое платье, а предыдущее стирает. На веревке сушатся наряды Маши.
Время, проведенное с Машей, для Медведя превратилось в настоящее испытание.
Задание.Проанализировать поведение Маши из мультфильма.
Уточнение задания.Как вы думаете, почему Медведь каждый раз шил новое платье?
От чего зависит срок носки одежды?
Что включает в себя уход за одеждой?
Вы видели в мультфильме, что на веревке висит много Машиной одежды. И сегодня мы поможем Медведю ее отутюжить. Так как платья шили сами, на них нет ярлыков, поэтому сначала нам надо будет определить, из какого материала сшиты наряды. А у меня сохранились лоскутки, оставшиеся после раскроя платьев. Вам придется провести исследовательскую работу, чтобы определить из какого материала сшиты платья и как за ней ухаживать.
Контекст задания.
-
Подберите и изучите информацию о правилах ухода за одеждой из различных тканей. -
Выясните как влияет конкретная ситуация на правила ухода за одеждой. -
Выясните, каким образом влияет вид ткани на уход за изделием. -
Провести исследовательскую работу по определению сырьевого состава ткани. -
Создать ярлык, исходя из сырьевого состава, подобрать символы ухода за изделием.
Какой вывод можно сделать? Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда без труда можно испачкать свою одежду, а рядом нет волшебных маминых рук, они смогли сделать правильные выводы.
Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную, жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.
Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ параграфа, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.