Файл: Использование кейс метода на уроке технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор: Михайлова Анна Владимировна

учитель ИЗО и технологии,

первая категория

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Чебоксары

«Использование кейс - метода на уроке технологии»
В период перехода на новые формы аттестации одной из главных задач, стоящих перед учителем является решение профессиональной задачи, повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает кейс–метод. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учеников, в которых учениками приобретаются коммуникативные умения, что требует от нас ФГОС.

Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс-метод апробируют всего лишь 3-4 года, а в начальной школе и того меньше. Поэтому я делаю только первые шаги и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом.

В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии: «Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием..

…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

Главное её предназначение:

развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)

Возможности кейс – технологии в обучении.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.


В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Цели кейс-метода:

  • отработка умений работы с информацией

  • активизация познавательной деятельности

  • повышение мотивации к учебному процессу

  • умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации

  • приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения

  • выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

Виды кейсов:

  1. Практические

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

  1. Обучающие

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

  1. Научно-исследовательские

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:

1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

2.Метод инцидента;

3.Метод ситуационно-ролевых игр;

4.Метод разбора деловой корреспонденции;

5.Игровое проектирование;

6.Метод дискуссии.

При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по вашему предмету, по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели,

которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Практический совет по созданию кейса выглядит таким образом.

Как создать кейс?

Вначале нужно ответить на три вопроса:

  1. Для кого и для чего пишется кейс?

  2. Чему должны научиться учащиеся?

  3. Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

  1. Цель обучения

  2. Структурирование учебного материала

  3. Выбор методов средств обучения

Вооружившись теоретическими знаниями, выбрав параллель 7-ого класса, был создан кейс на тему «Уход за одеждой».

Методические рекомендации для учителя технологии.

  1. Данный кейс “Уход за одеждой” может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к предмету технологии у обучающихся.

  2. Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал.

  3. Метод кейсов позволяет на каждом занятии экономить учебное время, которое можно использовать для углубления и закрепления изучаемого материала, индивидуальной и творческой работы с обучающимися.

  4. Предлагаемая технология обучения основана на реальных жизненных ситуациях, поэтому обогащает обучающихся фактическим материалом, развивает интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.

Материалы: лоскутки тканей из натуральных и химических волокон.

Оборудование: свеча, лоток с водой, пинцеты для исследовательской работы.

На доске: эпиграф:“Береги честь смолоду, а платье – снову”, таблица “Условные обозначения на ярлыках одежды”

После сообщения сведений по теме урока, учащимся было предложено выполнить в группах практическое задание. Каждая группа получила кейс с заданием и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе и создать ярлык, подобрав символы ухода за изделием.


Практическое задание

Просмотр фрагмента мультфильма “Маша и Медведь” 18 серия “Большая стирка”.

Кейс – задание (описание ситуации и формулировка задания)

В мультфильме “Маша и Медведь” есть такой фрагмент: медведь стирает грязное платье девочки, которая попала в лужу. Шьет ей новую одежду, но Маша опять опрокидывает на себя, то банку с молоком, то кастрюлю с вареньем, то перепачкается малиной. И каждый раз Медведь шьет девочке новое платье, а предыдущее стирает. На веревке сушатся наряды Маши.

Время, проведенное с Машей, для Медведя превратилось в настоящее испытание.

Задание.Проанализировать поведение Маши из мультфильма.

Уточнение задания.Как вы думаете, почему Медведь каждый раз шил новое платье?

От чего зависит срок носки одежды?

Что включает в себя уход за одеждой?

Вы видели в мультфильме, что на веревке висит много Машиной одежды. И сегодня мы поможем Медведю ее отутюжить. Так как платья шили сами, на них нет ярлыков, поэтому сначала нам надо будет определить, из какого материала сшиты наряды. А у меня сохранились лоскутки, оставшиеся после раскроя платьев. Вам придется провести исследовательскую работу, чтобы определить из какого материала сшиты платья и как за ней ухаживать.

Контекст задания.

  1. Подберите и изучите информацию о правилах ухода за одеждой из различных тканей.

  2. Выясните как влияет конкретная ситуация на правила ухода за одеждой.

  3. Выясните, каким образом влияет вид ткани на уход за изделием.

  4. Провести исследовательскую работу по определению сырьевого состава ткани.

  5. Создать ярлык, исходя из сырьевого состава, подобрать символы ухода за изделием.

Какой вывод можно сделать? Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда без труда можно испачкать свою одежду, а рядом нет волшебных маминых рук, они смогли сделать правильные выводы.

Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную, жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.


Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ параграфа, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.