Файл: Задание Право понятие, функции, место в системе социальных норм и соотношение с государством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе - устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права - создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.
Задание 2. Правонарушение: понятие, признаки, виды, состав

Правонарушение – это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Признаки правонарушения:

1. Правонарушение – это деяние, т.е. акт поведения, выраженный в форме действия или бездействия. Правонарушениями не могут быть мысли и чувства людей, если они не выражены в конкретном поступке. Бездействие является правонарушением только в том случае, когда лицо обязано было совершить определенное действие, предусмотренное нормой права, но не совершило его.

2. Общественная вредность. Она выражается в причинении вреда общественным отношениям, охраняемым нормам права. Общественно вредными являются все правонарушения, общественно опасными – только преступления и некоторые виды проступков.

Иногда общественно вредное деяние признается общественно опасным в силу его распространенности. В некоторых случаях деяние, причиняющее вред, не квалифицируется как правонарушение в силу его общественной полезности (например, причинение вреда в ситуации необходимой обороны или крайней необходимости).


3. Противоправность. Правонарушение – это такое поведение субъекта, которое противоречит нормам права. Противоправность является юридическим выражением общественной вредности деяния.

4. Виновность лица, совершившего правонарушение. Противоправное поведение является правонарушением только тогда, когда имеется вина лица, совершившего данное деяние.

5. Наказуемость. Правонарушение – это такое деяние, за совершение которого нормами права предусмотрено применение мер юридической ответственности. В этом выражается оценка обществом и государством степени общественной вредности правонарушения.

Виды правонарушений: преступления; проступки. Они выделяются в зависимости от характера и степени общественной вредности.

Преступление – общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Оно характеризуется высокой степенью общественной вредности и является общественно опасным деянием. Поэтому закон устанавливает за его совершение наиболее суровые наказания.

Перечень преступных деяний, предусмотренный уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступок – правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью общественной вредности по сравнению с преступлением.

Виды проступков:

1. Гражданско-правовые (деликты) – нарушения норм права в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся:

а) в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств;

б) в причинении имущественного или неимущественного вреда.

2. Административно-правовые – противоправные, виновные деяния физических или юридических лиц, за которые законом предусмотрена административная ответственность.

3. Дисциплинарные – противоправные виновные деяния субъектов трудовых правоотношений, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей, в нарушении трудовой дисциплины.

Проблема разграничения правонарушений связана с решением вопросов о квалификации деяния и привлечении правонарушителя к юридической ответственности.

Состав правонарушения – юридическая конструкция, представляющая собой совокупность элементов объективного и субъективного характера, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.



Элементы состава правонарушения:

1) объект правонарушения;

2) объективная сторона правонарушения;

3) субъект правонарушения;

4) субъективная сторона правонарушения.

I. Объект правонарушения – это охраняемое нормами права общественное отношение, которому правонарушением причиняется вред. В каждом правонарушении имеется объект, но не в каждом имеется предмет.

II. Объективная сторона правонарушения– это юридическая конструкция, которая характеризует внешнее выражение правонарушения.

Элементы объективной стороны:

а) основные: противоправное деяние; общественно вредный результат; причинная связь между деянием и вредом;

б) факультативные – время, место; способ; орудия; обстановка совершения правонарушения.

Факультативные элементы приобретают юридическое значение (т.е. влияют на квалификацию деяния) не во всех случаях, а только тогда, когда они указаны в гипотезе нормы права. Они являются конструктивными элементами нормы права.

III. Субъект правонарушения – это деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение.

Деликтоспособность – это предусмотренная нормами права способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Физическое лицо является деликтоспособным при наличии двух обязательных условий:

1) достижение установленного законом возраста;

2) вменяемость – это способность лица отдавать отчет своим действиям и руководить ими в момент совершения правонарушения.

В ряде случаев субъект правонарушения может иметь дополнительные свойства, характеризующие его социальное или должностное положение и другие признаки.

IV. Субъективная сторона правонарушения – это юридическая конструкция, характеризующая внутреннюю (психологическую) сторону правонарушения.

Элементы субъективной стороны:

1) Основной (является обязательным) – вина.

Вина – это психическое отношение лица к совершаемому противоправному деянию и его общественно вредным последствиям.

Формы вины:

а) умысел:

– прямой (лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит наступление общественно вредных последствий и желает их наступления);

– косвенный (лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит возможность наступления общественно вредных последствий, прямо не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично);

б) неосторожность:

– легкомыслие (лицо предвидит возможность наступления общественно вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их ненаступление);


– небрежность (лицо не предвидит наступление общественно вредных последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло предвидеть);

С виной тесно связано понятие казуса. Казус – это факт, происхождение которого не связано с сознанием и волей лица. Казус представляет собой невиновное причинение вреда. Следовательно, он не квалифицируется в качестве правонарушения и не влечет юридической ответственности.

2. Факультативные:

а) цель – это тот результат, на наступление которого рассчитывает правонарушитель;

б) мотив – это внутреннее побуждение, толкающее лицо к совершению правонарушения.

Юридическое значение состава правонарушения состоит в том, что лицо может быть привлечено к юридической ответственности только при наличии всех четырех элементов состава правонарушения.
Задание 3. Конституционные обязанности и гарантии

Вне зависимости от гражданства все обязаны платить законно установленные налоги и сборы, обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. В нормах Конституции РФ, устанавливающих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным и общественным интересам.

Рассмотрим их более подробно:

Обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15). Исполнение этой обязанности заключается как в соблюдении требования не нарушать законы, так и в том, чтобы своей деятельностью, образом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ, норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.

Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57). Налоги существуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, на обеспечение социальной защищенности пенсионеров, детей, студентов. И поэтому индивида, уклоняющегося от уплаты налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой счет. Вполне обосновано к нему согласно действующему законодательству применяются санкции.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.


Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (9-летнего) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что человек, не имеющий основного образования, выпадает из современной жизни, его возможность обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Обязательность основного общего образования относится лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком - дело добровольное.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 1 и 2 ст. 44). Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов России.

Обязанность защищать Отечество (ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.

Гарантии – это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека РФ. В этом же направлении работают Правительство, органы местного самоуправления и общественные объединения. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

Социально-экономические гарантии – заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем.