Файл: Вопрос 1 Предмет, метод, место Теории государства и права в системе наук и её роль. Вопрос 2 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Вопрос 3 Догосударственный строй..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 1 - Предмет, метод, место Теории государства и права в системе наук и её роль.
Вопрос 2 - Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Вопрос 3 - Догосударственный строй.
Вопрос 4 - Общественная власть и регулирование в догосударственном обществе.
Общественная власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку родовая община играла решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, общественная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
К признакам государства, которые отличают его от общественной власти догосударственного периода, следует отнести: публичную власть, налоги, государственные займы, право, суверенитет, монополию на законное применение силы и т.д.
Система социального регулирования представляет собой совокупность средств и методов воздействия на поведение индивида, посредством которых ему придается состояние, желаемое и необходимое для общества.
Система социального регулирования включает в себя ненормативные (ценностный, информационный, предсказания, приказы и т.д.) и нормативные регуляторы (нормы права, морали, религии, традиций, обычаев и т.д.). Ненормативная подсистема влияет на сознание, чувства, привычки, эмоции индивида, стремясь убедить его в полезности определенного поведения. Так, например, ценностный регулятор воздействует на поведение людей посредством убеждения в выгодности следования исторически сложившимся стереотипам (устойчивым ожиданиям), психологическим установкам, целям, которые разделяет большинство группы, общества, устоявшемуся распределению социальных ролей между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми.
Однако в процессе самоорганизации рода, племени складывалась и нормативная подсистема. Ее действие основано на установлении четких правил поведения (норм), содержащих равный масштаб свободы. Такие правила характеризуются обязательностью исполнения и наличием санкций за их нарушение. На основе этих правил люди организовывали и регулировали совместный труд, охоту, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной,
процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивало эгоизм человека, делало его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правит взаимопомощи, самозащиты и способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять данные правила. Нормы догосударственного общества исторически были первой разновидностью социальных норм.
Вопрос 5 - Разложение догосударственного строя. Образование государства.
Для догосударственного строя были характерны следующие черты:
1) наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. В таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
2) экономическое равенство обусловливало и политическое равенство;
Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:
1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда;
2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) выражали интересы всех членов рода и племени.
Причины возникновения государства и права:
1) развитие производства, переход от присваивающей экономики к производящей. Появляются ранние земледельческие общины в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резко увеличивается численность и плотность населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.
2) усложнение внутренней организации семейно-родовых групп. Их члены приобретают новые культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства.
3) изменения в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков.
Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одной из последних ступеней в
создании структуры государства. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть.
Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные силы, которые непосредственно подчинялись управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе.
Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества.
Вопрос 6. Закономерности возникновения государства.
Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.
Предпосылки возникновения государства:
· - разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);
· - политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;
· - психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,
· - идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.
Закономерности появления государства:
· 1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;
· 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;
· 3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;
· 4) Необходимость ведения войн.
Любое государство характеризуется признаками:
· - Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;
· - Население прикрепляется к определенной территории;
· - Наличие территории;
· - Налоги, на которые существовало государство.
Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.
Выделяют два способа возникновения государства:
· - Европейский путь происхождения;
· - Восточный путь.
Вопрос 7. Основные теории происхождения государства. Общая характеристика современных политико-правовых доктрин.
Теории происхождения гос-ва (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая):
1) Теологическая (Фома Аквинский)- По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт Божественной воли, которая управляет миром. Божественный разум лежит в основе природы, общества, миропорядка и каждого отдельного государства. Государственная власть незыблема и обязана защищать религию, от которой зависит жизнь вечная. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Придавая государству и государям как представителям и выразителям божественных велений ореол святости, идеологи теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия и духовности. Особое место здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям
2) Патриархальная (Аристотель)- Теория обосновывает, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа семей приводит, в конечном итоге, к образованию государства. Т.е. государство понимается как продукт разросшейся семьи, своеобразная большая семья.
3) Договорная (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо)- Государство, согласно взглядам сторонником договорной теории, это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству и превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., оно обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителя властью они могут расторгнуть договор с ним даже путем его свержения.
4) Теория насилия (Дюринг, Каутский)- Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении или общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Представители данной доктрины трактовали государство как «естественно» (т.е. путем насилия) возникшую организацию властвования одних племен над другими.