Файл: Вопрос 1 Предмет, метод, место Теории государства и права в системе наук и её роль. Вопрос 2 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Вопрос 3 Догосударственный строй..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящие время деление функций па внутренние и внешние несколько утрачивают свое значение. Совершенно очевидно, что внутренние и внешние функции любого государства взаимосвязаны, поскольку деятельность государства внутри страны — в сферах экономики, политики, культуры и экологии — зависит в немалой степени и от внешних условий. Когда возникают такие образования, как Европейский союз, Содружество Независимых Государств, Союз России и Белоруссии и т.и., прежние подходы к делению функций на внутренние и внешние, без соответствующих пояснений применять нельзя, поскольку перечисленные образования состоят из суверенных государств, но их функции, особенно внешние, получают совершенно иное, чем раньше, содержание.

Функции законодательные, управленческие, судебные. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, — собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти. Функции же государства — это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией (А. Б. Венгеров).

Перечисленные функции государства можно считать общепризнанными. Они не вызывают существенных разногласий среди ученых. Но учеными предлагаются и другие виды функций. В последние время в юридической литературе стали говорить о главных функциях, функциях генеральных и функциях глобальных.

Главной функцией государства в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав. В отношении «человек—государство» приоритет должен принадлежать человеку. Государство и его мощные структуры находят оправдание только в том случае, если их деятельность подчинена защите, охране прав человека. Этот тезис следует признать основополагающим. Он означает также, что все другие ветви государственной власти — законодательство, управление и правосудие — служат защите, охране человека. Кроме того, все другие, менее

общие функции государства, в той или иной степени проводят главную функцию, подчинены ей (Р. 3. Лившиц).

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.


Генеральная функция государства — это реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования (Л. И. Спиридонов). К их числу относятся:

— природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека и нормальной среды его обитания;

- социально-культурные условия (личная свобода, доступ к культурным ценностям, образование, свобода творчества);

— экономические условия (частная собственность, свобода выбора занятий и т.п.);

- политические условия (доступ к управлению делами общества, реальное участие в его деятельности, возможность влияния на принимаемые политические решения, гласность и т.д.).

Генеральная функция государства реализуется в его внутренних и внешних функциях.

Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность. Они определяют необходимость объединения усилий всех государств (В. Н. Протасов). Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Как справедливо отметил профессор Л. Б. Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению, обусловлено классовой оценкой природы государства. В настоящее время в известной степени оно утратило свое значение. Многие внутренние функции приобретают внешний характер, в частности экологическое направление в деятельности государства. И тому пример чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.

Учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государства, в ряду таких функций можно, в частности, назвать функции:

— защиты прав и свобод человека, в том числе прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ);

- предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;

- решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;

— борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;

— сотрудничества в области освоения космоса;

- объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства

Вопрос 11. Соотношение государства и права.



Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и

обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;


4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

Вопрос 12. Понятие механизма государства и его структура.

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Назначение механизма государства

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Структура механизма государства включает:

· Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

· Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

· Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

· Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

· Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

· Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;


2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Вопрос 13. Государственный орган, его понятие, признаки и виды.

Государственный орган - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенный властными полномочиями.

Государственные органы построены по иерархическому принципу.

Признаки государственного органа:

- является самостоятельным элементом, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма

-действует от имени государства и по его поручению

-образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов)

-выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью принуждения)

-имеет соответствующую компетенцию, осуществляет ее тремя способами:

принятием нормативных актов (предписания общего характера)

принятием правоприменительных актов (индивидуальное предписание)

конкретно-организационной деятельностью.

-состоит из госслужащих и подразделений, скрепленных единством целей, ради которых образованы.

-имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, денежные ресурсы)

-обладает определенным правовым статусом, в котором отражено положение данного госоргана и его социальное содержание.

-в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юр. лица, может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, обязанности, быть истцом, ответчиком в суде.

-действует на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1. По порядку образования на: органы избираемые народом (Президент, Дума) и органы, формируемые другими гос. органами(Правительство, Конституц.суд)

2. По форме реализации госуд. Деятельности: законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительно-распорядительные(Правительство РФ), судебные, контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата)

3. По принципу разделения властей: на законодательные, исполнительные, судебные

4. По иерархии: центральные и местные. (в федеративных государствах органы гос.власти можно разделить на федеральные и органы субъектов федерации.