Файл: Курсовая работа по направлению 45. 03. 01Зарубежная филология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
От радости к радости. [Вордсворт, 2006: 431]
Многие современники считали Вордсворта замкнутым и холодным человеком, да и он сам предпочитал природу человеческому обществу. Не случайно А.С. Пушкин пишет о Вордсворте, рисующем идеал природы «вдали от суетного света». Вместе с тем, как уже отмечалось, в соответствии с концепцией Вордсворта воображение – эта своего рода творческая возможность человеческого мозга, дающая мотивацию разумному наблюдению и состраданию ближним. Мотивы искреннего сострадания явственно прослеживаются в стихотворении Вордсворта «Безумная мать». Центральный образ произведения – образ женщины, покинувшей свой дом, отгородившейся от всего мира ради спасения своего ребенка. Из горьких фраз этой женщины, обращенных к сыну, постепенно становится очевидным ее горе: она была вынуждена уйти из дома, от мужа, который сыном «пренебрег». Эта женщина, предельно уставшая, изможденная, бредет с ребенком на руках, не зная куда, но стремясь уйти подальше от людей, которые, вероятно, причинили ей много зла. Она шепчет своему ребенку ласковые и безумные слова и мечтает вместе с ним соединиться с природой душой и плотью. Образ этой безумной страдалицы, созданный Вордсвортом, вызывает глубокое сочувствие.
Умное созерцание природных явлений, рожденное игрой воображения поэта, представлено в таких его поэтических произведениях, как: «Близость осени», «Водопад».
Стихотворения «Гнездо пеночки» и «Жаворонку» позволяют судить о том, насколько поэт трепетно относится ко всему живому, ко всему, принадлежащему природе. Он создает образы птиц с помощью мельчайших деталей, связанных с их существованием.
Они вьют гнезда то в щелях
Руин, вкруг убранных плющом;
То их свивают в камышах,
Нависших над ручьем,
Где, чтобы самке не скучать,
Самец льет звонко трель свою
Иль целый день отец и мать
Поют под такт ручью;
То вьют их в просеках леска,
Где в гнездышке, как в урне клад,
Яички прячет мать, пока
Не прилетит назад. («Гнездо пеночки») [Вордсворт, 2001: 24]
В приведенных строчках находят отражения как непосредственные впечатления поэта от наблюдений за живой природой, так и игра его воображения.
Рассмотрим далее особенности поэтической формы произведений У. Вордсворта. В приведенной выше строчке из стихотворения А.С. Пушкина, содержится указание на приверженность Вордсворта лирическому жанру сонета: «Вордсворт его орудием избрал». Действительно поэтическое наследие Вордсворта содержит много произведений, относящихся к данному жанру. Прежде всего, следует отметить, что сонет характеризуется определенными требованиями к внутренней форме и содержанию, которые должны быть соблюдены. А.В. Ложкова определяет сонет как жанр, обладающий глубоким структурно-содержательным потенциалом, обусловленным специфическими взаимоотношениями между внешней и внутренней формой [Ложкова, 2012: 5].
Сонет содержит в себе четырнадцать стихов, но причем первый, четвертый, пятый и восьмой строятся на одинаковой рифме. Второй, третий, шестой и седьмой стихи также имеют одинаковую рифму. В содержательном плане сонет должен ограничиваться выражением одной главной идеи, мысли или чувства. В сонете не должно быть ничего лишнего, и его финал должен быть впечатляющим. Проанализируем особенности реализации вышеизложенных требований на примере сонета Вордсворта.
Господень мир, его мы всюду зрим,
И смерть придет, копи или расходуй.
А в нас так мало общего с природой,
В наш подлый век мы заняты иным.
Играет море с месяцем златым,
Порхает ветер, опьянен свободой,
Иль спит и копит мощь пред непогодой.
Что нам с того! Мы равнодушны к ним.
Мы для всего чужие. Боже правый,
Зачем я не в язычестве рожден!
Тогда, священной вскормленный дубравой,
Я видел бы веков минувших сон.
При мне б из волн вставал Протей лукавый,
При мне бы дул в крученый рог Тритон [Вордсворт, 2001: 39]
В приведенном сонете Вордсворта выдержаны все требования к количеству строф и к рифмовке строф. Анализируя сонет на уровне содержания, следует отметить, что в нем выражена главная мысль поэта – мысль о разобщенности человека с природой. Выражение этой мысли сопровождается горькими сетованиями поэта и его мечтой быть рожденным «в язычестве», быть вскормленным «священной дубравой» и видеть «веков минувших сон».
Таким образом, природа способствовала созданию Вордсвортом собственного уникального слога, который нашел воплощение в ритме и композиции, сюжете и образности его работ. Поэт решился иллюстрировать природу без прикрас, погрузиться в самое таинственное, раскрыть сущность природы.
1.3. Изображение природы и человека в поэзии «воображения» У. Вордсворта
В поэзии У. Вордсворта главенствующую роль занимает природа, которая проникла во все произведения поэта, выявила основную тему и вербальные особенности работ. Формирование образа природы совершенствовалось и проходило этапы развития постепенно. До 1792 года, работам Вордсворта не хватало динамичности, ярких эмоций, чувства единства с природой, ощущалось лишь действие идей поэтов «августинской эпохи» («augustanism»). Этот дореволюционный период ознаменовался такими произведениями, как «Вечерняя прогулка» («An Evening Walk») и «Описательные записки» («Descriptive Sketches»). Этот отрезок времени является этапом нарастающего радикализма, закончившегося около 1804 года. В это время были написаны его самые великие произведения. Растет увлеченность Вордсворта к языку обычных людей, живущих на воле, в среде, окруженной природой. Исходя из философских представлений о жизни, Вордсворт был деистом к 1790 году, когда ушел от предполагаемой работы в церкви.
После короткой попытки найти веру в «Политическом правосудии» Годвина, Вордсворт возвратился в Сомерсет, а затем на озера, искать эту веру в природе [Мокрушина, 2014: 206].
В соответствии с концептуальными положениями «поэзии воображения» картины природы рождаются в воображении Вордсворта, постепенно приобретая словесную форму. При этом его поэтические произведения отличает большое разнообразие метафор. Например, в стихотворении «Безумная мать» нам встретились такие метафоры: «отважная, как дикий зверь»; «ты будешь петь, как дрозд весной»; «ягненок мой». В.В. Подгорная определяет сущность метафоры как скрытого сравнения на основе сходства двух сущностей [Подгорная, 2016: 42]. В соответствии с классификацией Н.Д. Арутюновой перечисленные метафоры относятся к такому ее виду, как когнитивная метафора, которая образуется в результате уподобления и присвоения объекту признаков, свойств и состояний, выявляемых в другом классе предметов или относящихся к другому аспекту данного класса. Перенос признаков от одного объекта к другому сводится к двум основным закономерностям: перенос значения происходит от более конкретного к более абстрактному и действует принцип антропоморфизма и зооморфизма
[Арутюнова, 1979: 134].
Самый распространенный вид метафоры в работах У. Вордсворта – образные метафоры, к которым обращаются выискивая образ, способ обособления или оценки предмета:
бурная вода,
Как в логе лев, бушует («Водопад») [Вордсворт, 2001: 28]
Оставь тенистый лес для соловья;
Среди лучей – твое уединенье;
Божественней гармония твоя,
Над миром льющаяся в упоенье.
Так и мудрец парит, вдаль не стремясь
И в небе с домом сохраняя связь! («Жаворонку») [Вордсворт, 2001: 42]
Таким образом, в приведенных примерах запечатлены яркие метафорические образы. В соответствии с классификацией И.Р. Гальперина, метафора разделяется на речевую, которая бывает оригинальной и авторской, и языковую [Арутюнова, 1979: 134]. Приведенные выше метафоры из стихотворений Вордсворта, несомненно, относятся к индивидуальным авторским метафорам. Образное сравнение поэта нужно рассматривать на смысловом уровне, так как художественный текст наполнен индивидуальным смыслом. Прибегание к нетипичным аналогиям стремится увеличить границы типичной картины мира, указать на невидимую изначально характеристику предмета или явления. Например, водопад уподобляется бушующему в логе льву – весьма неожиданная и красочная метафора. Жаворонок сравнивается с удалившимся от людей мудрецом, предпочитающим уединенность. Таким образом, индивидуально-авторские метафоры несут на себе печать индивидуального творчества.
В произведениях Вордсворта широко используются эпитеты – художественные определения. Иногда они носят развернутый характер, представляют собой эпитетный комплекс:
хищник злой,
Враг песен, правды и любви («Гнездо пеночки») [Вордсворт, 2001: 25]
Приведенный эпитетный комплекс получает иносказательное значение. К особенностям языкового стиля Вордсворта можно также отнести использование неполногласных форм прилагательных, таких, как «златой»:
Играет море с месяцем златым («Господень мир, его мы всюду зрим») [Вордсворт, 2001: 39]
К грамматическим особенностям языкового стиля Вордсворта следует отнести частое использование восклицательных и вопросительных синтаксических конструкций:
Как странно помутились вмиг
Твои небесные черты!
Мой милый мальчик, взор твой дик!
Уж не безумен ли и ты? («Безумная мать») [Вордсворт, 2001: 11]
Небесный пилигрим и менестрель!
Иль кажется земля тебе нечистой?
Иль, ввысь взлетев и рассыпая трель,
Ты сердцем здесь с гнездом в траве росистой?
Ты падаешь в гнездо свое средь трав,
Сложивши крылья, пение прервав! («Жаворонку») [Вордсворт, 2001: 42]
Данный прием позволяет повысить эмоциональность поэтических произведений. Среди грамматических средств выразительности следует также выделить инверсию – нарушение порядка слов с целью придания высказыванию большей торжественности:
Я видел бы веков минувших сон («Господень мир, его мы всюду зрим») [Вордсворт, 2001: 40]
Анализируя стилистические средства создания Вордсвортом образов природы и человека, следует упомянуть прием экфрасиса (eksphrasis) – словесного обозначения изображения. Как отмечает М.Г. Уртминцева, экфрасис не только словесное обозначение изображения, но и выраженная в нем рецептивная установка на воссоздающее воображение читателя, в частности, ориентация его на восприятие подтекста [Уртминцева, 2010: 975-977]. Экфрасис получил широкое распространение в эпоху романтизма. Суть экфрасиса состояла в том, чтобы путем точного и детального описания видимого объекта (картины, предмета) вызвать у читателя его образ.
Прием экфрасиса Вордсворт использует в поэме «Терновник». Рассказывая историю создания произведения «Терновник», Вордсворт акцентировал внимание на следующей мысли: «Это был ненастный день. Я часто проходил мимо терновника в ясный день, не замечая его. Я сказал себе: не могу ли я путем каких-либо превращений сделать этот терновник таким же значимым объектом, какой мне сейчас представляется буря» [Вордсворт, 1980: 269].
Анализ поэмы Вордсворта позволяет сделать вывод, что он реализовал свой замысел. Образ терновника предстает чрезвычайно явственно, с мельчайшими подробностями: