Файл: Наиболее сложную, но имеющую первостепенную значимость для будущего страны проблему представляет собой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее сложную, но имеющую первостепенную значимость для будущего страны проблему представляет собой проблема инвалидности в молодом возрасте. В данной работе рассмотрен возрастной период в границах от18 до 30 лет, то есть та группа населения, которая наиболее экономически и социально активна и является основой будущего страны; это уже не дети, которые находятся под опекой государства.Здесь можно заметить противоречивость политики государства по отношению к детям-инвалидам (инвалидам детства – лицам, признанным инвалидами до 16-летнего возраста) и молодым инвалидам: если ребенок-инвалид до 18 лет еще находится под защитой государства, у него есть возможность получить среднее образование, посетить реабилитационный центр, где он сможет обрести друзей и получить помощь и поддержку, ежегодно его приглашают на различные праздники, то с наступлением совершеннолетия общество «закрывает» перед молодым инвалидом многие двери. Сегодня не каждое профессиональное образовательное учреждение способно принять на учебу инвалида-колясочника или человека, страдающего слепотой; работодатель не заинтересован в трудоустройстве инвалида, - следовательно, у него один выход: сидеть дома и смотреть телевизор, накапливая обиду, негодование и злость на весь мир и себя самого. Инвалидность сама по себе означает существенное ограничение жизнедеятельно­сти, она способствует социальной дезадаптации, то есть нарушению приспосабливаемости к социальной среде; это затрудняет успеш­ный процесс социализации, освоение инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений, тре­бует от общества определенных социально-экономических и психолого-педагогических мер, средств и усилий, что имеет особенную актуальность именно в отношении молодых людей с инвалидностью [25, с. 78].

Примерно более половины молодых инвалидов в России - инвалиды с детства, 27,3% - инвалиды вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие [52].

Число молодых людей со статусом «инвалид» не уменьшается, и данное явление перестало быть редкостью и удивлять кого бы-то ни было. Помимо того, ухудшение показателей заболеваемости детей и подростков привело к росту числа  молодых   людей, ограничено годных или не годных к военной службе по медицинским показаниям. Уровень здоровья современной молодёжи оставляет желать лучшего, а, как известно, именно молодые люди – это актив страны и основа её будущего. Снижение кадрового, интеллектуального, оборонного потенциала в Российской Федерации, вызванное ухудшением показателей физического и психического здоровья молодёжи, оказывает негативное влияние на социально-психологическую атмосферу в обществе, политику, правопорядок нации, т.е. все сферы деятельности государства и


вными причинами увеличения числа инвалидов в молодом общества.

Основозрасте являются:

1) переход детей-инвалидов при достижении возраста 18 лет в категорию молодых инвалидов;

2) трудовые увечья (несчастные случаи на производстве), бытовые травмы, аварии, дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, стихийные бедствия;

3) получение военной травмы или увечья молодыми людьми, участвующими в урегулировании военных конфликтов, а также в антитеррористических мероприятиях;

4) нездоровый образ жизни (алкоголизм, наркозависимость);

5) травмирование в профессиональном спорте.

В числе первично свидетельствуемых бюро медико-социальной экспертизы каждые шесть человек являются молодыми инвалидами.

Ограниченные физические возможности молодых инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, не позволяют инвалиду полноценно включаться в жизнь общества. Зачастую инвалиды просто не могут преодолеть барьеры, связанные с недоступностью зданий и неприспособленностью пешеходных дорог по пути из дома в учебное заведение или на работу. Инвалиды чувствуют себя отверженными, испытывают моральные и психологические проблемы и ведет себя обособленно.

Молодость — особый период в жизни человека, когда человек должен наиболее активно строить далеко идущие планы, вкладывать силы в образование и профессиональное становление, начинать взаимодействие с противоположным полом в целях создания семьи. Однако же молодые инвалиды, получив ограничение в виде инвалидности, влекущее к тому или иному, а зачастую и к комплексному нарушению процесса нормальной жизнедеятельности, не могут осуществлять многие виды деятельности в прежнем объёме. Молодежь  с  инвалидностью  более пассивна в начале жизненного пути, чем её здоровые сверстники, недостаточно проявляет свою познавательную и социальную активность, что препятствует равному доступу к информационным и другим ресурсам государственных и общественных структур, снижает возможности интеграции, препятствует достижению личной свободы и самореализации. Вследствие невозможности продолжать получение образования и отсутствия или минимальности перспектив получения работы инвалиды молодого возраста начинают пессимистично оценивать будущее, впадать в уныние и ощущать бесперспективность собственного существования. При этом чем глубже самоанализ, присущий конкретной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с особенностями личности человека [30, c. 151].



Проблемы, вызванные инвалидностью, вызывают психологическую дезадаптацию инвалида, то есть нарушение приспосабливаемости психики к процессу жизнедеятельности. Сущность дезадаптации определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества [10, c. 81].

Потребности инвалидов, исходя из их проблем, можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Проблемы молодых инвалидов также могут быть общими, характерными для молодых людей независимо от состояния здоровья – в образовании, трудоустройстве, привязанностях и других.

Наиболее типичными из особых потребностей инвалидов являются следующие:

  • в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

  • в передвижении;

  • в общении;

  • в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и других сфер;

  • в возможности получать знания;

  • в трудоустройстве (особое значение);

  • в комфортных бытовых условиях;

  • в социально-психологической адаптации;

  • в материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов, основным из которых является реабилитация.

Рассмотрев потребности, охарактеризуем основные проблемы инвалидов, классифицируя их по различным основаниям и учитывая, что каждая группа проблем имеет свои проблемообразующие факторы. Основные проблемы инвалидов вызваны положением данной социальной группы в обществе. К ним относятся: низкая социальная адаптированность (в силу недостаточной квалификации, слабой правовой защищенности и т.д.), превращающая этих людей в один из социально значимых факторов воспроизводства бедности; обособленность и социальная депривация (психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов), которая формирует у значительной части населения чувство собственной неполноценности, которое блокирует полноценное участие в социокультурной жизни; маргинальность [51]. При возрастающей численности инвалидов их оттесненность на периферию социального расслоения, в группы беднейших слоев населения чревато ростом социальной нестабильности, угрозой разрушения нормативных структур в культуре. Не менее
значимыми в этом плане являются проблемы, обусловленные положением инвалидов в ближайшем окружении: разрушение традиционных семейных структур, в результате которого резко ограничивается участие инвалидов в полноценной семейной жизни. Инвалидность детей, а затем и молодых взрослых людей, тяжелым бременем лежит на родителях, особенно на матери: она не только ограничивает её социальную и профессиональную активность, создает множество бытовых трудностей, но и заставляет испытывать комплекс вины, постоянно мучиться при виде страданий и беспомощности ребенка, бояться за его будущее; выпадение заботы об инвалидах из круга обязанностей церквей лишает инвалидов помощи со стороны священнослужителей и местной церковной общины; неразвитость социальных служб, ориентированных на инвалидов, влечёт отсутствие возможностей для участия инвалидов в социальной жизни, в особенности по месту жительства [46, с. 158]. Основными социальными проблемами молодых инвалидов являются такие, как малообеспеченность, трудовая сегрегация, получение профессионального образования, недоступность пространственной среды, одиночество и устройство семейной жизни. Все эти проблемы имеют психологический аспект и неразрывно связаны с социальными отношениями.

Если попытаться самостоятельно классифицировать социально-психологические проблемы инвалидов, то наиболее объективным критерием для классификации является сфера жизнедеятельности. Таким образом, проблемы инвалидов с учётом молодого возраста будут выглядеть следующим образом:

  1. Социально-психологические проблемы, связанные с занятостью и трудоустройством. Инвалиду очень сложно найти работу, зачастую вследствие невозможности добраться до неё по причине неприспособленности архитектурной среды для потребностей инвалидов. Кроме того, условия работы для инвалидов требуют особого подхода и повышенной ответственности и затрат, к чему потенциальные работодатели бывают не готовы. Эта проблема взаимосвязана так же и с проблемами получения образования, необходимого для трудоустройства.

  2. Социально-психологические проблемы, связанные с получением образования. Это одна из наиболее актуальных сфер проблематики молодых инвалидов, которая рассмотрена нами ниже. Неграмотные, как показывают материалы переписи населения, почти сплошь состоят из инвалидов. Низкий образовательный статус инвалидов требует специальных программ по повышению их образования и квалификации [52].


Н. В. Васильева в своей книге «Жизненные планы молодых инвалидов» исследует особенности конструирования жизненных планов у молодых инвалидов из числа выпускников школ. Как известно, молодые люди с инвалидностью, а это нередко лица из числа инвалидов детства, заканчивают школу часто позднее, чем здоровые сверстники. «Выпускник-инвалид заканчивает школу в возрасте ранней юности (16-18 лет), а иногда и поздней юности (18 - 20 лет)» [7, с. 29]. Кроме того, в статусе здоровой и инвалидной молодежи возраста поздней юности есть отличия: общество видит в здоровой молодежи не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности. Образование, которое продолжается на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учёба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Молодой инвалид занимает промежуточное положение между ребёнком и взрослым, является взрослым в биологическом, но не в социальном отношении. Что касается молодых инвалидов, то в этот период, в отличие от здоровых сверстников, большинство из них только заканчивают школу и определяются с жизненными ориентирами.

Таким образом, особенностью социально-психологического развития инвалидов молодого возраста является более позднее, по сравнению с выпускниками массовых школ, завершение первого этапа социализации: не происходит эмансипации, освобождения и достижения независимости от родительской опеки, запаздывает конструирование жизненных планов [7, c. 30].

  1. Социально-психологические проблемы межличностных, в том числе межполовых и семейных отношений; в том числе – нарушение процесса социализации. Социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате чего вырабатывается активная жизненная позиция личности. Важно иметь в виду, что социализация продолжается в течение всей жизни человека, это сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как субъекта общественных отношений.

Молодые люди с инвалидностью имеют признаки деформации личности не только из-за своей внешности, но и невозможности иметь семью. На фоне этих причин формируется комплекс неполноценности. Боязнь, настороженность, а также замкнутость отталкивают партнера. Инвалиды молодого возраста в половом плане созревают позже, чем здоровые люди. Более того, они переживают, что могут быть отвергнутыми партнером, поэтому сильно закомплексованы. Различия между инвалидами и остальным населением наиболее велики, особенно в молодых так называемых «бракоспособных» возрастах, когда большинство представителей данной возрастной группы проходит через создание пары с партнёром и регистрацию брака. Для молодых инвалидов вступление в брак представляет настоящую проблему: среди них это не удалось 38% мужчин и 31% женщин против 8% и 5%, соответственно, в остальном населении. Большинство инвалидов считают, что если у них не удался брак или не удалась любовная жизнь, то у них нет личной жизни, что приводит к глубоким переживаниям и деформации личности [39].