Файл: Социально психологический тренинг как активный метод практической психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы студенческой науки
Выпуск №2 (54), февраль 2021 237
Социально - психологический тренинг как активный метод практической психологии
Socio-psychological training as an active method of practical psychology
Кохановская Ирина Алексеевна
Студент 3 курса
Кафедра педагогики и психологии детства
Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 17
e-mail: ikohanovskaya@inbox.ru
Kohanovskaya Irina Alekseevna
Student 3 term
Department of Pedagogy and Psychology of Childhood
Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov
Arkhangelsk, Severnaya Dvina embankment, 17
e-mail: ikohanovskaya@inbox.ru
Аннотация.
Статья посвящена проблеме использования социально – психологического тренинга в работе практического психолога. Дана общая характеристика тренинговой работы, рассмотрен исторический аспект вопроса, выявлены факторы, отвечающие за результативность тренинга. Проведено исследование, направленное на выявление реальной эффективности тренинга.
Annotation.
The article is devoted to the problem of using socio-psychological training in the work of a practical psychologist.
The general characteristics of the training work are given, the historical aspect of the issue is considered, the factors responsible for the effectiveness of the training are identified. A study aimed at identifying the real effectiveness of the training was conducted.
Ключевые слова: социально – психологический тренинг, практическая психология, эффективность.
Key words: socio-psychological training, practical psychology, effectiveness.
Актуальность (необходимость) использования СПТ в работе психолога оправдана его высокой эффективностью. В процессе группового занятия и выполнения психогимнастических упражнений, участники, под руководством тренера, не только получают некие теоретические знания и практические рекомендации, но что самое важное, решают определенную психологическую проблему, приобретают необходимые умения и навыки, меняют свои установки.
Цель данного исследования: выявить реальную эффективность тренинга и выделить факторы влияющие на его результативность
В практике психологического консультирования выделяются несколько возможных направлений работы с клиентом: глубинная психология, индивидуальная психология, аналитическая психология, бихевиоризм, трансактный анализ, когнитивная терапия, рационально – эмоциональная терапия, психодрама, логотерапия, социально – психологический тренинг, гештальт – терапия. Из всех вышеперечисленных направлений, широкое распространение и активное использование не только в рамках работы психолога, получил тренинг.
«Тренинг» (англ. train) – тренировка, обучение, воспитание, подготовка. Групповой психологический тренинг определяется Н.Ю. Хрящевой и С. И. Макшановым, как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Вместе с этим популярно и часто используется понятие «социально- психологический тренинг» (далее
СПТ). В Психологическом словаре этот термин трактуется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития


Вопросы студенческой науки
Выпуск №2 (54), февраль 2021 238 компетентности в общении. Однако в настоящее время СПТ не ставит своей целью развитие только лишь навыков эффективного общения. Желание получить навык эффективной коммуникации является катализатором изменения личности. Для повышения компетентности в общении необходимо поменять некоторые социальные установки, пересмотреть отношение к социуму и себе.
Разнообразие видов работы в СПТ подтверждает его широкую направленность: развитие коммуникативной компетентности – установление психологического контакта с собеседником, снятие внутренних барьеров в общении, прогнозирование возможного поведения собеседника; развитие межличностной чувствительности; общее личностное развитие участников – коррекция неадекватных установок, освоение комплекса психологических приемов для самодиагностики, формирование навыка разрешения конфликтных ситуаций и тп.; развитие самосознания – работа над самовосприятием, когнитивными ошибками, стереотипами сознания. Существуют и дополнительные направления социально – психологического тренинга, выделенные
Евтиховым: развитие психических процессов (мышление, память, сенсорная наблюдательность), укрепление психического здоровья.
При комплектовании тренинговой группы учитывается пол, возраст и психические свойства личности.
Как правило, работа в группе закрыта от посторонних наблюдателей и не допускает присоединения новых участников, после начала тренинга. Тренер и участники на протяжении всего времени руководствуются принципами конфиденциальности и активности: вся личная информация не выносится за пределы группы, каждый участник максимально вовлечен в процесс и не отвлекается на внешние раздражители. [2].
Результативность работы зависит от тренера, его личностных и профессиональных качеств. Право проведения социально - психологического тренинга в теории предоставляется лишь специалистам с психологическим образованием. К сожалению, многие тренеры пренебрегают этим условием, в основном потому, что в нашей стране нет обязательной лицензии на проведение тренингов. Пузиков В.Г. отмечает, что отсутствие необходимой подготовки и базовых знаний областей психологии ведет к непониманию механизмов групповой работы, включения в программу неадекватного практического и теоретического материала, неразличению тренинга и психотерапевтической группы, где решаются сугубо личные проблемы каждого участника [3].
Стоит понимать, что тренинг не является психотерапией и ориентирован не на лечение, а на оказание психологической помощи. В случае если участниками тренинга становится люди в пограничных состояниях психики, в качестве второго тренера привлекается клинический психотерапевт.
Тренинг не ставит своей целью психокоррекцию отдельных психологических структур. Это связано с тем, что в некоторых видах тренинговой работы нет категории нормы [1].
Для более глубокого погружения в проблему, обратимся к историческому аспекту вопроса. Появление тренинга в ХХ веке было продиктовано поиском новых форм актуализации имеющихся теоретических знаний на практике. Большое внимание было уделено и различным тренингам саморегуляции для работников с экстремальной спецификой деятельности. Групповые формы тренинга связывают с именами К. Роджерса, Л.
Брадфорта, К. Левина, Р. Липпита и относят к 1945 г. В процессе исследований, базой для которых был Центр по изучению групповой динамики, К. Левин пришел к выводу, что групповая форма работы оказывает большее влияние на установки личности, чем индивидуальная. Для изменения своего поведения, утверждал Левин, необходимо увидеть себя таким, каким видят тебя другие.
В 1947 г. в США была создана Национальная лаборатория тренинга. В то же время начали свою деятельность, так называемые, Т-группы – предшественники современных видов групповой работы, в том числе и социально – психологического тренинга. Они позволяли каждому участнику проявить себя, раскрыть свои


Вопросы студенческой науки
Выпуск №2 (54), февраль 2021 239 личностные качества в безопасной психологической среде, и, вместе с этим получить отзыв от тренера – психолога, работающего с группой. В 70 – ые года сформировалось, привычное нам, понятие социально- психологического тренинга, ориентированное на подготовку руководителей промышленного производства. Его ввел и обосновал М. Форверг – немецкий психолог и философ.
Отечественные психологи признали и начали использовать СПТ к 1980 – ым годам. Впервые тренинг был упомянут в монографии Л.А. Петровской, посвященной теоретическим и методическим аспектам социально психологического тренинга. Следует упомянуть авторов, в чьих трудах описан опыт работы с психологическим тренингом: Г.А. Ковалева, Ю.А. Емельянова, Т.С. Яценко, В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящева, А.П. Ситников, Г.И.
Марасанов, И.В. Вачков, Е. В. Сидоренко и другие.
В работах Н.И. Козлова, Фила Рэйса и Бренда Смита, Альберта Эллиса отмечаются факторы, обеспечивающие изменения участников в условиях тренинговой группы.
Это членство в группе, благодаря которому человек осознает свою проблему, как достаточно распространенную и получает от других участников поддержку и принятие. Защитные механизмы в группе снимаются, человек получает возможность раскрыться и в процессе занятия поднять свою самооценку, обрести уверенность в себе.
Помощь другим участникам группы. Помогая другим мы чувствуем собственную ценность и важность.
Этот фактор помогает снять болезненную фиксацию на своих проблемах, поверить в свои силы.
Возможность выразить свои эмоции. Тренинговая группа – то место, где можно свободно поделиться эмоциями, не боясь осуждения.
Получение обратной связи. В ситуации полного психологического комфорта человек готов услышать о себе откровенную и объективную информацию от других участников группы. Она будет олицетворять то самое
«видение себя со стороны».
Наблюдение и осмысление. Внимание каждого члена группы направлено не только на себя, свои переживания и оценку собственного поведения. Форма построения занятия позволяет познакомиться с опытом других людей, возможно увидеть другие пути решения собственных проблем [2].
Эффективность тренинга, по определению Э.Пахальяна, это – «соответствие эффекта тренинга поставленным целям и затратам на его проведение». Концепция каждого тренингового занятия предусматривает эффекты, не зависящие от специфики программы: повышение качества общения, развитие коммуникативных навыков, децентрация, проявляющаяся способности к восприятию точки зрения другого человека, управление своим психическим состоянием на протяжении длительного отрезка времени, умение улавливать внутреннее состояние другого человека, проявление способности к нестандартному, оригинальному мышлению.
Опрос ведущих тренинга, проведенный С. И. Макшановым, показал эффекты тренинга без учета особенностей программ. Изменения на уровне личностного развития протекают в виде становления новых навыков и умений. Происходит трансформации отношения к себе и миру, повышается уровень рефлексии, экономическое благополучие, продолжительность жизни, улучшается состояние здоровья [1].
Для исследования общей эффективности тренинга, был проведен опрос, к участию в котором были привлечены люди, принимавшие участие в различных тренингах. Количество респондентов – 22 человека.
Участникам опроса были предложены следующие вопросы:
Какой из видов тренинга Вам удалось когда – либо посетить? (вопрос с множественным выбором ответа)
Из всех вариантов ответов, самыми популярными программами тренинговых занятий оказались: тренинг на сплочение (77, 3 %) , тренинг на развитие коммуникативных навыков (59, 1 %), тренинг поведения в конфликтных ситуациях (36, 4%), тренинг самопрезентации / ораторского мастерства (36, 4 %). Меньшее


Вопросы студенческой науки
Выпуск №2 (54), февраль 2021 240 количество респондентов принимали участие в тренингах по тайм – менеджменту (27, 3%) и тренингах на стрессоустойчивость (27,3 %).

В качестве тренера выступал психолог?
Ответ «да» выбрали 54, 5 % опрошенных, «нет» - 27, 3 %. Не обладают информацией о тренере 18, 2 % участников опроса.

Узнали ли Вы что – то новое для себя?
Тренинг дал новую информацию 95, 5 % опрошенных.

Сможете ли Вы применять полученные знания на практике?
Большинство респондентов ( 86, 4 %) отметили, что знания имели практическую направленность.
Итоговый вопрос с результатами ответов представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Эффективность тренинга
Стоит отметить, что в случае, где в качестве тренера выступал психолог, отмечена эффективность тренинга от 5 до 10 баллов. Не менее успешны тренинги, где тренером выступал специалист другой сферы. В этом случае участники были не менее удовлетворены качеством тренингового занятия, но при этом 9 % отметили крайнюю неэффективность тренинга (1 балл по шкале от 1 до 10).
Более точные и развернутые показатели эффекта, приносимого тренингом, могли бы быть в случае выделения релевантных критериев, учитывающих отсроченность и устойчивость изменений. Оценка действенности тренинговых занятий будет более успешна, если исследователь будет принимать во внимание особенности каждой программы.
Сложность оценки тренинга с позиции его эффективности состоит в том, что во – первых, каждый тренер подбирает упражнения исходя из собственных соображений и опыта, а во – вторых тренинг не всегда идет по запланированному сценарию.
Оценка эффективности данного метода практической психологии должна включать в себя, на наш взгляд, психодиагностику личности участника до и после тренингового занятия. Исходя из результатов опроса, присутствие на тренинге психолога – тренера дает большую уверенность в правильности и этичности используемых методов работы с группой. Подводя итог исследования, можно сделать вывод, что тренинг является достаточно сложной и неоднозначной формой психотехнического воздействия на личность человека.
Список используемой литературы:
1. Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы : учебное пособие для вузов / Т. Г. Бобченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 132 с.
2. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 256 с.
3. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2007.-224 с