Файл: Прочитайте текст и выполните задания 1 Месяц прошёл с той короткой, самой короткой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответ:

Задание 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Город Лида, в окрестностях которого разворачиваются главные события романа В. Богомолова «В августе сорок четвёртого», – крупный промышленный центр западной части Белоруссии. (2)Расстояние от Лиды до границы с Польшей составляет 120 км, с Литвой – 35 км. (3)По данным переписи 2020 года, население Лиды – чуть более ста тысяч человек. (4) Город возник в 1323 году, когда в слиянии двух рек – Лидеи и ныне практически исчезнувшей Каменки – на насыпном холме Великим Князем Литовским Гедимином был заложен Лидский замок, ставший надёжным укрытием в минуты опасности. (5)Белорусы, русские, поляки, украинцы, литовцы – представители этих и нескольких других национальностей населяют современную Лиду. (6)Главной культурно-исторической достопримечательностью города считается Костёл Воздвижения Святого Креста – памятник архитектуры в стиле виленского барокко. (7) «Хотите ощутить подлинное дыхание истории – приезжайте в Лиду», – так говорят местные жители, приглашая туристов в этот по-настоящему уникальный городок.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с особой силой – 9 мая и 15 сентября.

(2)Впрочем, не только в эти дни оно подчас всецело овладевает мною.

(3)Как-то вечером вскоре после войны в шумном, ярко освещённом «Гастрономе» я встретился с матерью Лёньки Зайцева. (4)Стоя в очереди, она задумчиво глядела в мою сторону, и не поздороваться с ней я просто не мог. (5)Тогда она присмотрелась и, узнав меня, выронила от неожиданности сумку и вдруг разрыдалась.

(6)Я стоял, не в силах двинуться или вымолвить хоть слово. (7)Никто ничего не понимал; предположили, что у неё вытащили деньги, а она в ответ на расспросы лишь истерически выкрикивала: «Уйдите!!! Оставьте меня в покое!..»

(8)В тот вечер я ходил словно пришибленный. (9)И хотя Лёнька, как я слышал, погиб в первом же бою, возможно, не успев убить и одного немца, а я пробыл на передовой около трёх лет и участвовал во многих боях, я ощущал себя чем-то виноватым и бесконечно должным и этой старой женщине, и всем, кто погиб, – знакомым и незнакомым, и их матерям, отцам, детям и вдовам...

(10)Я даже толком не могу себе объяснить почему, но с тех пор я стараюсь не попадаться этой женщине на глаза и, завидев её на улице – она живёт в соседнем квартале, – обхожу стороной.


(11)А 15 сентября – день рождения Петьки Юдина; каждый год в этот вечер его родители собирают уцелевших друзей его детства.

(12)Приходят взрослые сорокалетние люди, но пьют не вино, а чай с конфетами, песочным тортом и яблочным пирогом – с тем, что более всего любил Петька.

(13)Все делается так, как было и до войны, когда в этой комнате шумел, смеялся и командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом и даже не похороненный в сумятице панического отступления. (14)Во главе стола ставится Петькин стул, его чашка с душистым чаем и тарелка, куда мать старательно накладывает орехи в сахаре, самый большой кусок торта с цукатом и горбушку яблочного пирога. (15)Будто Петька может отведать хоть кусочек и закричать, как бывало, во всё горло: «Вкуснота-то какая, братцы! Навались!..»

(16)И перед Петькиными стариками я чувствую себя в долгу; ощущение какой-то неловкости и виноватости, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет меня. (17)В задумчивости я не слышу, о чем говорят; я уже далеко-далеко... (18)До боли клешнит сердце: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...

(По В.О. Богомолову*)

*Владимир Осипович Богомолов (1924–2003) – советский и российский писатель, участник Великой Отечественной войны.

Задание 22. Какие из перечисленных высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик, встретившись в «Гастрономе» с матерью своего погибшего товарища Лёньки Зайцева, не смог с ней поздороваться.

2) 15 сентября, в день рождения Петьки Юдина, его родители собирают уцелевших друзей детства и угощают их лакомствами, которые больше всего любил Петька.

3) Убитый в сумятице панического отступления, Петька Юдин похоронен где-то под Ростовом.

4) Рассказчик чувствует себя в неоплатном долгу перед близкими всех своих погибших на войне товарищей.

5) Рассказчик пробыл на передовой около трёх лет и участвовал во многих боях.
Ответ:

Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 дополняет по смыслу предложение 1.

2) В предложении 6–7 содержится рассуждение.

3) Предложение 12 противопоставлено по смыслу предложению 11.

4) В предложениях 3–5 представлено повествование.

5) В предложениях 13–14 содержатся элементы описания.

Ответ:

Задание 24. Из предложений 14–15 выпишите один фразеологизм.

Ответ:

Задание 25. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью местоименного наречия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

Задание 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«В тексте В.О. Богомолова описаны чувства солдата, выжившего в жестоких сражениях Великой Отечественной войны. Глубина переживаний героя подчёркивается посредством использования приёма (А)____ (предложения 9, 12, 16). Передавая внутреннее напряжение ветерана, писатель применяет лексическое средство (Б)_____ (предложение 10). С помощью синтаксического средства (В)______ (предложения 7, 15) и лексического средства (Г) _____ («клешнит» – в предложении 18) автор добивается полного погружения читателя в художественный мир произведения.

Список терминов:

1) фразеологизм

2) эпитет

3) антитеза

4) синонимы

5) восклицательные предложения

6) индивидуально-авторское слово

7) прямая речь

8) вводные сочетания

9) ряды однородных членов

Часть 2

Задание 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.


Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.