Файл: Литература 5 Музыка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Смерть Аттилы, последовавшая в 453 году, устранила постоянную угрозу границам Римской империи.[61]

4. Смерть Аттилы и распад его империи

Иордан, пересказывая Приска, единственный описал смерть Аттилы и его похороны:

Он взял себе в супруги — после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, — девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его. […] Среди степей в шёлковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги […] После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая её громадным пиршеством. Сочетая противоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно труп предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба — первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. […] Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело.[62]

Историки считают, что Ильдико — германское имя. Марцеллин передал слух, что «разрушитель Европы» Аттила был заколот во сне неназванной женой. Эта легенда нашла отражение в скандинавском эпосе в «Старшей Эдде»: сестра бургундского короля Гудрун убила своего пьяного мужа, короля гуннов Атли (Аттилу).[63]

Многочисленные сыновья Аттилы бросились делить империю отца, но подвластные ему ранее варварские вожди не пожелали подчиняться новым правителям. Король гепидов Ардарих, возглавляя восстание ряда германских племён, в 454[64] в битве на Недао (совр. Недава река в Паннонии приток Савы) разбил гуннов, убив в сражении старшего сына Аттилы Эллака. Рассеянные после поражения гуннские племена заняли разные места. Младший сын Аттилы Эрнак поселился с частью племени в Добрудже, других гуннов более сильные племена оттеснили на восток за Дунай на территорию Византии, где они потом воевали с готами.[65]

Последние известия о гуннах Аттилы датируются 469 годом, когда по хронике Марцеллина «
голова Денгизириха [Denzicis], сына Аттилы, короля гуннов, была доставлена в Константинополь». Остатки гуннских племён смешались с другими кочевыми племенами, а этноним «гунны» прочно вошёл в лексикон авторов VI века для обозначения варварских кочевых орд, накатывающих волнами в Западную Европу с северного побережья Чёрного моря.[66]

5. Личность Аттилы

Иордан передал описание внешности и характера Аттилы:



Аттила (Атли). Иллюстрация к изданию «Старшей Эдды» (1893 г.)

Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения.[67]

Приск во время посольства к гуннам в 448 году пристально следил за поведением Аттилы. В зарисовках Приска вождь многих народов отличался от своих военачальников неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки, в то время как гостям подносили блюда на серебряных. В изложении Приска Аттила на пиру ведёт себя как германский средневековый король, ничем не напоминая вождя кочевников с Востока.

Нашествие Аттилы в Галлию в 451 году и его встреча с папой римским Львом в 452 году оставили богатый след в католической житийной литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum dei) или Гнев Божий, отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как коллективное наказание, посланное народам за недостаточно усердное служение Богу. В начале VII века Исидор сформулировал устоявшиеся воззрения на гуннов Аттилы:

Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их Гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство.[68]

В более позднее время Аттилу стали рассматривать как символ дикого варварства, несущего одни только разрушения для западной цивилизации.

В отличие от церковной традиции, Аттила в германском эпосе практически не отличается от германских королей и характеризуется как добродетельный славный правитель, гостеприимный и справедливый с вассалами. Такой образ развивается в скандинавских песнях «Старшей Эдды» и героическом сказании «Песня о Нибелунгах».



Около 1200 года в венгерском королевстве писец придворной канцелярии, за которым укрепилось наименование Анонимуса, написал Gesta Hungarorum («Деяния венгров», иногда переводят как «История венгров»). Анонимус, по его же словам, решил рассказать в своём скорее литературном, чем историческом, сочинении о «происхождении мадьярских королей и дворян», поскольку об их предках во времена Анонимуса можно было узнать только из «лживых мужицких сказок» и «болтливых былин».[69] Таким образом автор в отсутствие источников сочинил героическую историю венгерского дворянства, в которой он сделал Аттилу родоначальником венгерских королей. Последователь Анонимуса Шимон Кезаи развил образ Аттилы в своей «Истории венгров», написанной ок. 1283 года, и до настоящего времени имя Аттила является популярным в Венгрии.

6. Образ Аттилы в искусстве

6.1. Предания

Аттила, выведенный под именем Этцель - один из главных героев германского эпоса, "Песни о Нибелунгах".

6.2. Кинофильмы

Об Аттиле снято два фильма: «Аттила» (Attila, 1954) и ремейк в 2001.

  • Attila на IMDB

  • Attila (2001) на IMDB

Кроме этого, Аттиле посвящён 45-минутный фильм BBC в цикле «Великие воины». Аттила (оживший экспонат Музея естественной истории Нью-Йорка) также является одним из героев фильмов «Ночь в музее» и «Ночь в музее 2». Его роль там исполнил Патрик Галлахер.

6.3. Нумизматика



Аттила. (медаль)

В 2009 году Нацбанк Казахстана выпустил памятную серебряную монету "Аттила" в серии "Великие полководцы" номиналом 100 тенге и тиражом 13 тысяч штук. Монета "Аттила" изготовлена из серебра 925 пробы, масса 31,1 грамма, диаметр 38,61 мм.[70] На лицевой стороне (аверсе) монеты «Аттила» изображен скачущий на коне воин, в центральной части оборотной стороны (реверса) расположено позолоченное изображение старинного медальона с изображением Аттилы. В нижнем секторе изображены три скачущих на коне воина, в верхнем секторе по окружности расположена надпись «ATTILA THE HUN» на английском языке и числа «406—453» обозначающие годы жизни полководца. Монета получила диплом в номинации "Монета года" на международном конкурсе "Монетное созвездие-2010" в Санкт-Петербурге, в конкурсе приняли участие 209 монет из 24 стран мира.[71]

6.4. Литература

  • Данте сделал Аттилу одним из персонажей своей «Божественной комедии», назвав его «бичом земли».

  • Билык Иван, «Меч Арея: Роман», Киев «А. С. К.», 2005

  • Уильям Нэйпир, исторический роман «Аттила»

  • Евгений Замятин, роман Бич Божий

  • Дмитрий Кедрин, поэма Свадьба

  • Christopher Kelly. "Attila the Hun: Barbarian Terror and the Fall of the Roman Empire", Bodley Head, 2008 [3].

  • Аджи, Мурад. « Европа, тюрки, Великая степь», М. Мысль,1998

  • Аджи, Мурад. «Тюрки и мир: сокровенная история», М.ООО « Издательство АСТ», 2004

  • Бувье-Ажан М. Аттила - Бич Божий. - М., 2003. - (ЖЗЛ).

  • Эдвард Хаттон. Аттила. Предводитель гуннов. - М., 2005. - 239. - (Nomen est omen).


6.5. Музыка

  • «Аттила» (1846) — опера Джузеппе Верди.

Примечания

  1. Имена перечисляются у Иордана в «Гетике»

  2. Иордан, «Гетика», 178

  3. В древнейшем памятнике германской поэзии «Видсиде» (создавался на протяжении IV—VII вв.) вождь гуннов Этла (Аттила) перечислялся вторым после самого «сильного» из людей, Александра (Македонского).

  4. По одной из экзотических версий, имя Аттила связано с хазарским названием Волги — Atal/Atil. Г. Дёрфер («О языке гуннов», 1973) и Дж. Бьюри отметают эту версию.

  5. В 424 году узурпатор Иоанн послал Аэция в Паннонию, откуда последний привёл 60 тыс. гуннов, но узурпатор был уже казнён. См. J. B. Bury, History of the Later Roman Empire, ch. 7.3

  6. Иордан (Гетика, 180): «Этот самый Аттила был рождён от Мундзука [Mundzuco], которому приходились братьями Октар и Роас; как рассказывают, они держали власть до Аттилы.»

  7. Сократ Схоластик, «Церковная история», 7.30

  8. В разных источниках по разному его именовали или переводили имя. Руа (‛Ροΰας) у грекоязычного Приска, наиболее достоверного источника. Это же имя переводится как Роас на латинский у Иордана, который пользовался сочинением Приска. Анонимная «Галльская хроника 452 года» называет его Ругила или Руга, Феодорит Кирский — Роил.

  9. 1 византийская литра равна римскому фунту, то есть около 330 г.

  10. Приск в пер. Дестуниса, фр. 1

  11. Феодорит Кирский (Церк. истор., 5.37): «Когда предводитель кочующих скифов Роил с многочисленным войском перешёл Истр, опустошал и грабил Фракию с угрозой, что осадит царственный город и при первом приступе возьмёт его и разрушит, Бог бросил с неба громы и молнии и ими истребил как его самого, так и всё его войско».

  12. «Галльская хроника 452 года» (434 год): Rugila Rex Chunorum, cum quo pax firmata, moritur, cui Bleda succedit.

  13. Империя обязалась возвращать назад беглецов от гуннов, включая уведённых в плен её граждан, либо выплачивать за них по 8 золотых монет.

  14. Идаций (Olymp. CCCIV.): Burgundionum caesa viginti millia.

  15. Бьюри, Джон Багнелл (Bury, John Bagnell) (1861—1927), английский историк. Лучшие исследования Бьюри посвящены позднему периоду истории Римской империи.

  16. Суда, zeta, 29. Также Priscus fr.11 FHG (4.96).

  17. Марцеллин Комит (442 г.): Bleda et Attila, fratres, multarumque gentium reges, Illyricum Thraciamque depopulati sunt.

  18. Проспер Акв. (444 г.): «Attila rex Chunorum Bledam fratrem et consortem in regno suum perimit eiusque populos sibi parere compellit.»

  19. Иордан, «Гетика», 181

  20. Олимпиодор, «История» в выборках Фотия, 18

  21. Марцеллин Комит (441 г.): Hunnorum reges numerosis suorum cum millibus in Illyricum irruerunt: Naisum, Singidinum, aliasque civitates, oppidaque Illyrici plurima exciderunt.

  22. Феодорит, V.37; Марц. Комит, 441 г.; Новелла от Феодосия от 26 июня 441, V.1

  23. Марг (Μάργος), город при впадении Моравы в Дунай.

  24. Приск в переводе Дестуниса, фр. 2. Разорение священниками языческих могил было нередким явлением, хотя высшее духовенство выступало против этого (см. проповеди Иоанна Златоуста).

  25. Приск, фр. 1b (Muller, F.H.G. v.25f, Dindorf, Hist. Gr. Min., v.i, Priscus, p. 279).

  26. E. A. Thompson, The Classical Quarterly, Vol. 39, No. 3/4 (1945), pp. 92-94

  27. Peter J. Heather, The Fall of the Roman Empire, Oxford University Press US, 2006, p. 301. ISBN 0-19-515954-3

  28. Также критики указывали, что основной мотивацией Томпсона было его неверие в высокий технический уровень военного дела у гуннов (П. В. Шувалов, Чуждое: опыты преодоления. Очерки из истории культуры Среднеземноморья, М.: Алетейа, 1999, с. 259).

  29. Приск в переводе Дестуниса, фр. 8

  30. Марцеллин Комит сообщил об опустошении Аттилой и Бледой в 442 году западной Фракии, после чего запись о новом набеге появляется под 447 годом.

  31. Проспер (442 г.): «Поскольку гунны опустошили Фракию и Иллирик диким образом, армия из Сицилии возвратилась для защиты восточных провинций.»

  32. В 1-м походе гуннов на Византию Аспар лишился своего шута Зеркона, захваченного Бледой (Суда, zeta, 29).

  33. Этот грек был захвачен гуннами во Фракии и позднее получил свободу, сражаясь на войне против акациров. Ко времени посольства Приска в 448 году грек успел создать семью и произвести детей.

  34. В частности Д. Б. Бьюри и следующий ему Е. Томпсон относят условия мирного договора с Византией, известные по фрагменту Приска, к соглашению в 443 году. Дестунис, анализируя текст Приска, датирует их 447 годом, как и Тиллемонт, О. Д. Менхен-Хельфен и др.

  35. Приск в переводе Дестуниса, фр.3

  36. Византийская провинция на северо-востоке совр. Болгарии

  37. ↑ 1 2 3 Марцеллин Комит, г. 447

  38. Современная болгарская река Вит, правый приток Дуная. Протекает мимо Софии. Во времена Византии река разделяла придунайские провинции Прибрежную Дакию и Нижнюю Мезию.

  39. Марцеллин Комит (г. 447); Иордан («Romana», 331); Chronicon Paschale (ed. Bonn, 586)

  40. Исчезнувший город вблизи современной болгарской Варны, раскопан археологами и стал туристической достопримечательностью.

  41. Каллиник, «Житие Св. Гипатия». Галльская хроника 452 года сообщает о разорении гуннами не меньше 70 византийских городов.

  42. Приск в переводе Дестуниса, фр. 5. : «Уступая неприятелю в числе, асимунтийцы превышали его мужеством и отвагой. В этой войне они истребили множество скифов; а множество римлян освободили и принимали к себе бежавших от неприятелей.» По завершении войны Аттила был вынужден торговаться, чтобы освободить пленных скифов (гуннов), захваченных асимунтийцами.

  43. Каллиник, «Житие Св. Гипатия»

  44. Несторий, Bazaar of Heracleides, 363

  45. ↑ 1 2 3 Приск в переводе Дестуниса, фр. 5

  46. Nov. Theodos. XXVI, 1

  47. Приск в переводе Дестуниса, фр. 11

  48. Приск в переводе Дестуниса, фр. 12

  49. Malalas, XIV, ed. Bonn, 358

  50. О встрече епископа Труа Св. Лупа с Аттилой см. статью Легенды об Аттиле.

  51. О. Д. Менхен-Хельфен (O. Maenchen-Helfen) оценил начало кампании в июне 452 года, анализируя письма римского папы Льва и императора Валентиниана за тот год.

  52. Иордан, «Гетика», 220. Некоторые историки предполагают длительность осады в 3 месяца, интерполируя слова Павла Диакона о трёхгодовой осаде Аквилеи (Павел Диакон, Hist. Rom., XIV.8-9).

  53. См. раздел о штурме Наисса

  54. О. Д. Менхен-Хельфен, сноска 687.

  55. Суда, mu, 405 (слово Mediolanon)

  56. О. Д. Менхен-Хельфен приводит цитаты (сноски 663—666) из молебна, данного в Медиолануме вскоре после ухода гуннов.

  57. Иордан обозначил место встречи папы и Аттилы на Амбулейском поле (около города Мантуя). О встрече папы Льва с Аттилой см. статью Легенды об Аттиле.

  58. О. Д. Менхен-Хельфен, сноска 684.

  59. Идаций, XXIX. (Eus. MMCCCCLXI.)

  60. Иордан, «Гетика», 225

  61. 453 год как год смерти Аттилы указан у Проспера и в «Галльской хронике 511 года». Более поздний источник Марцеллин Комит датировал смерть Аттилы 454 годом.

  62. Иордан, «Гетика», 254—258

  63. Некоторые авторы проецируют саги германского эпоса на сообщение Иордана, называя Ильдико бургундской принцессой. Так в «Песне о Нибелунгах» женой Этцеля (Аттилы) была бургундская принцесса Кримхильда, а в сказании о Вальтере Аквитанском дочь бургундского короля Гильдегунда удерживалась как заложница при дворе Аттилы.

  64. Год битвы на Недао предположительный, о самом сражении сообщил только Иордан.

  65. Иордан, «Гетика», 266

  66. В частности гуннами именовали булгар, авар, савиров, венгров.

  67. Иордан, «Гетика», 183

  68. Исидор, «История готов», 29

  69. Россиянов О. К. Венгерская литература (до начала XIV в.) - feb-web.ru/feb/ivl/vl2/vl2-3972.htm // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 2. — 1984. — С. 397—399.

  70. [1] - www.time.kz/index.php?newsid=16628.

  71. [2] - profinance.kz/2010/06/24/biyabya-inb-bscb-biblnb-lscii-e-isbss-inb-ilbc.html.