Файл: Лев Давидович Бронштейн (Троцкий) родился 25 октября 1879 года в деревне Яновка под Херсоном, в семье зажиточного землевладельца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лев Давидович Бронштейн (Троцкий) родился 25 октября 1879 года в деревне Яновка под Херсоном, в семье зажиточного землевладельца.

Восьмилетнего мальчика отправили учиться в Одессу, в реальное училище. Здесь он считался одним из лучших учеников. Много и с увлечением читал, особенно произведения русских классиков.

Как и многие его сверстники, 17-летний Лев Бронштейн заинтересовался идеями народничества. Начал усиленно изучать «крамольную» литературу.

В 1897 г. вместе с друзьями Лев Бронштейн создал «Южнорусский рабочий союз». Участники тайного общества печатали листовки, раздавали их рабочим. Вскоре, в 1898 г. неопытных подпольщиков выследила и арестовала полиция. Около двух лет Лев провёл в тюрьмах, а затем его отправили в ссылку под Иркутск.

В августе 1902 г. Лев Бронштейн решил бежать из ссылки за границу. Сделать это было несложно: следили за ссыльными не слишком строго. Товарищи достали ему фальшивый паспорт на имя Николая Троцкого. Так по случайному стечению обстоятельств он стал носить фамилию, которая относилась к нему всю последующую жизнь.

Осенью 1902 г. 23-летний Троцкий прибыл в Лондон. Русские эмигранты уже знали его по ярким газетным статьям. Первая эмиграция продлилась 2,5 года. За это время молодой журналист сумел заработать немалый авторитет среди социал-демократов. После раскола в их рядах в 1903 г. он примкнул к меньшевикам. Однако самостоятельность Троцкого и независимость его мышления мешали иметь постоянных союзников. В последующие 14 лет он порой отходил от меньшевиков, но и в ряды большевиков не вступал.

В феврале 1905 г. с фальшивым паспортом Троцкий вернулся на родину. Здесь он составлял листовки и воззвания, выступал перед рабочими, горячо призывал к забастовкам и другим формам протеста.

В ноябре 1905 г. Троцкого избрали председателем Петербургского совета рабочих депутатов. На этой должности он пробыл всего несколько дней, но прославился своим решительным поведением в острый момент: когда 3 декабря в зал заседания вошёл жандарм, чтобы объявить об аресте депутатов, Троцкий не прекращал своего выступления. Как и остальные, Троцкий отправился в тюрьму – прямо с председательской трибуны. Своим самообладанием он заслужил немалое уважение.

Спустя год суд вынес ему и ещё 13 подсудимым приговор – «вечное поселение» в Сибири. По пути в ссылку в феврале 1907 г. Троцкий вновь задумал побег. Он притворился больным, а когда ему разрешили задержаться в дороге, бежал за границу.


Вторая эмиграция Троцкого продлилась более 10 лет. 7 из них он провёл в Вене. Затем, когда началась Первая мировая война, чтобы избежать ареста, поспешно переехал во Францию.

В эти годы Л. Троцкий, как и Юлий Мартов, Виктор Чернов, Владимир Ленин, оказался в рядах немногочисленных противников войны. Он страстно агитировал против неё – устно и в печати. В конце 1916 г. за антивоенную деятельность его арестовали и выслали сначала из Франции, затем из Испании. Вместе с семьёй Троцкого испанские власти посадили на пароход и отправили за океан – в США.

В Америке Троцкого застала неожиданная весть о революции в России. Как и другие эмигранты, он стал сразу собираться на родину. Однако как противника войны и «немецкого агента» его арестовали в канадском порту. Даже в лагере для военнопленных Лев Давидович не прекращал антивоенной агитации.

Однако российское Временное правительство потребовало освободить видного русского социалиста. 5 мая он, наконец, благополучно прибыл в Петроград. Здесь на Финляндском вокзале его торжественно встретили товарищи.

Политическая позиция Троцкого почти совпадала с позицией большевиков, но в то же время единству с ними мешали старые разногласия. После событий 3-4 июля среди вождей большевиков были произведены аресты. Владимир Ленин и Григорий Зиновьев ушли в подполье. Казалось, партия почти разгромлена.

Именно в те дни Троцкий решился на вызывающий и эффектный шаг: потребовал в печати собственного ареста. Власти не потерпели такой дерзости и вскоре арестовали Троцкого. В тюремной камере петроградских «Крестов» он провёл более 40 дней. За это время большевики не только приняли его в свою партию, но даже избрали в Центральный Комитет. К сентябрю обстановка в стране снова резко изменилась: теперь большевиков, наоборот, выпускали из-под стражи. 2 сентября Лев Троцкий вышел на свободу уже одним из их признанных вождей.

Спустя неделю его новая пария завоевала большинство в Петроградском совете. 9 сентября 1917 г. Лев Троцкий второй раз в жизни стал председателем столичного Совета. Вскоре он возглавил подготовку к Октябрьскому перевороту и взялся за дело с необычайной энергией. Сам Лев Давидович писал позднее в своём дневнике: «Если бы в Петербурге не было бы ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции». В октябрьские дни особенно раскрылся ораторский талант Троцкого.

В первом советском правительстве Троцкий получил портфель наркома по иностранным делам. Отношения его с Лениным в это время были очень близкими: они даже работали в одном кабинете в Смольном.



Почти никто из вождей большевиков не верил, что они смогут в одиночку удержать власть. Только Троцкий и Ленин не сомневались ни минуты и не шли ни к кому «на поклон». Своей стойкой верой в успех они вселяли твёрдость в колеблющихся.

В марте 1918 г. Л. Троцкий занял пост наркома по военным делам (наркомвоена). Многих удивило такое назначение: ведь Троцкий был человеком сугубо штатским. Но он с огромным увлечением принялся за это новое для него дело. Троцкий не колеблясь перешагнул через многие прежние принципы большевизма – ведь вопрос стоял о жизни или смерти Советской республики.

На каждом шагу приходилось преодолевать ожесточенное сопротивление товарищей по партии: ведь большевики всегда были противниками постоянной армии, выступали за народное ополчение. Ещё большие возражения вызвало привлечение в Красную армию офицеров и генералов старого режима.

Следующим шагом стало восстановление смертной казни на фронте. В августе 1918 г. наркомвоен издал приказ, в котором говорилось: «Предупреждаю: если какая-нибудь часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым – командир».

Позднее Л. Троцкий никогда не скрывал тех жестокостей, которые совершались в ходе всей гражданской войны. За многие беспощадные меры времён гражданской войны Троцкий брал на себя полную ответственность.

В первые годы после гражданской войны Троцкого продолжали считать вторым после Ленина человеком в стране. Его называли «вождём Красной армии». Но в высшем руководстве его влияние постепенно слабело.

Остальные члены Политбюро опасались единоличной власти Л. Троцкого: в 1923 г. они тайно условились никогда не говорить между собой в его присутствии. Все вопросы решались заранее, за его спиной.

В 1923 г. в партии проявились первые признаки беспокойства «старых большевиков». Их встревожило то, что власть «уплывает» от них в руки новой силы – партийных чиновников, аппарата.

Лев Троцкий оказался главным выразителем этих настроений. 8 октября 1923 г. он направил в ЦК письмо, в котором выражал озабоченность сложившейся в партии обстановкой. Он замечал, что секретарей партийных комитетов больше не избирают, а назначают сверху. Через неделю появилось очень близкое по духу письмо 46 «старых большевиков».

В январе 1924 г. XIII партконференция назвала позицию Троцкого и его сторонников «прямым отходом от большевизма».


В январе 1925 г. ЦК партии снял Троцкого с поста наркома по военным делам.

Выступления оппозиции постепенно становились всё резче. В обществе, считала оппозиция, сохранились буржуазные слои – нэпманы, деревенские «кулаки». Если «бюрократия» найдёт с ними контакт, революция погибнет. Поэтому Троцкий и его сторонники призывали к усилению борьбы «против нэпманов, кулаков и бюрократов». Оппозиция называла себя «левой». С ней отчаянно воевали «правые» (Бухарин, Рыков).

На сторону оппозиции в 1925-1926 гг. переходили всё новые и новые сторонники из числа «старых большевиков». Но влияние оппозиции в целом непрерывно слабело, а удары по ней становились всё сокрушительнее. В октябре 1926 г. Троцкого вывели из состава Политбюро.

Осенью 1927 г. левая оппозиция дала свой последний ожесточенный бой. 23 октября на пленуме ЦК партии с большой речью против троцкистов выступил Сталин. Пленум постановил исключить Троцкого из состава ЦК. Под влиянием происшедшего оппозиция через две недели, в годовщину октября, решилась на отчаянный шаг. «Троцкисты» провели демонстрации в Москве и Ленинграде. После этого «левая оппозиция» была окончательно разгромлена. 14 ноября Троцкого исключили из рядов ВКП(б).

17 января 1928 г. в квартиру Льва Троцкого пришли сотрудники ОГПУ и объявили ему, что за антисоветскую деятельность он высылается из страны и должен немедленно следовать в Алма-Ату.

Но и в Алма-Ате Троцкий не прекращал политической деятельности, переписывался со своими сосланными сторонниками. Но затем власти постарались, чтобы эта переписка почти прекратилась.

В декабре 1928 г. Троцкий в ответ на требование представителя ОГПУ прекратить политическую деятельность, категорически отказался.

20 января 1929 г. Троцкому передали решение Особого совещания ОГПУ о том, что его высылают за границу. Он обвинялся в «контрреволюционной деятельности» и «организации нелегальной антисоветской партии».

Началась последняя, третья эмиграция Троцкого. Все эти годы, находясь вдали от родины, Троцкий не прекращал политической борьбы. Он писал книги, статьи, выпускал журнал «Бюллетень оппозиции». Существо своей позиции он выражал: «Ненависть ко мне бюрократии определяется тем, что я веду борьбу против её чудовищных привилегий и преступного произвола. В этой борьбе и состоит суть так называемого «троцкизма».

20 февраля 1932 г. Льва Троцкого и его родных, выехавших за рубеж, лишили советского гражданства.


С 1936 г. в Москве начались суды над бывшими вождями партии большевиков: против Троцкого выдвинули обвинения в убийстве Кирова, связи с гестапо.

В конце 1936 г. истинный поклонник Троцкого, мексиканский художник Диего Ривера, добился разрешения на проживание Троцкого в Мексике.

В Мексике Лев Троцкий продолжил страстную борьбу за опровержение московских «большевистских процессов».

В ночь на 24 мая 1940 г. состоялось неудачное покушение на Троцкого, главным организатором которого стал известный художник-коммунист Давид Альфаро Сикейрос.

20 августа 1940 г. на Троцкого напал человек, представившийся ему как Фрэнк Джексон. 21 августа Лев Троцкий скончался.