Файл: Выбраковка талевых канатов Шафигуллин Ильдар 1РЭ92.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выбраковка талевых канатов
Шафигуллин Ильдар 1РЭ92
План презентации


Что такое «талевый канат»?

1. Конструкция и классификация тал. канатов

2. Основные требования к тал. канатам

3. Назначение тал. канатов

4. Выбраковка тал. канатов

5. Причины выбраковки тал. канатов

Заключение

6. Критерии повреждения и замены талевого каната
Что такое талевый канат?

Талевый канат - стальной канат особой конструкции, изготовляемый из тонких проволок, свитых в особые пряди, обвитые затем вокруг общего пенькового сердечника.
Конструкция и классификация талевых канатов

Талевые каната для ремонтных и буровых работ изготавливают в трёх исполнениях (различия по типу сердечника).

1) С металлическим сердечником.

2)С органическим трёх пряденым сердечником.

3) С пластмассовым

Используется пряжа короткого и длинного прядения одинарного скручивания (однопрядный), или двойного скручивания (трехпрядный). На выносливость каната влияет качество материала сердечника, равномерность и плотность свития каната, сопротивляемость поперечному сжатию.
С уменьшением шага свивки возрастает прочность каната и его структурная прочность.
Шаг свивки проволочек прядей не более 8,5 диаметров проволоки.
Шаг свивки каната не должен превышать 6,5 диаметра каната .
Шаги свивки проволочек свивки и прядей должны быть одинаквыми по диаметру свивки прядей в канате.
Канаты подразделяются:
1) по механическим свойствам: высшей марки (В); первой марки (1);
2) по виду проволоки: из светлой и из оцинкованной проволоки;
3) по виду свивки: обыкновенной свивки и нераскручивающиеся (Нр);
4) по направлению свивки: правой свивки (Пр), левой (Л), комбинированной (К);

5) по роду свивки: крестовые, односторонние, полые односторонние;
6) по назначению: грузолюдские, грузовые.
Основные требования к талевым канатам
1. Талевый канат должен иметь, паспорт-сертификат завода-изготовителя.
2. Запас прочности должен быть равен 3. В исключительных случаях ( спуск тяжелых обсадных колонн или аварийные работы) может быть снижен до 2.
3.Проволоки в слоях не должны западать, выступать, перекрещиваться, а также не быть заломленными и расплющенными; концы проволок соединяют посредством стыковой электросварки с отпуском.
4. опускаемое отклонение по длине не должно быть более ± 1 %.
5. Концы канатов должны иметь не менее двух перевязок длиной не менее 40 мм на расстоянии не более 50 мм друг от друга.
Канат_должен_быть_нераскручивающимся_и_рихтованным.__7._Канат_должен_иметь_по_всей_длине_равномерный_шаг_свивки_всех_элементов.__8._Канат_покрывают_смазкой_по_всему_сечению.'>6. Канат должен быть нераскручивающимся и рихтованным.
7. Канат должен иметь по всей длине равномерный шаг свивки всех элементов.
8. Канат покрывают смазкой по всему сечению.
Назначение талевых канатов
За счет использования талевых канатов обеспечивается соединение лебедки буровой установки и талевого блока и кронблока. Фактически эту продукцию можно отнести к расходным элементам, так как износ талевого каната происходит достаточно быстро. Подвергаясь постоянным перегибам на барабане буровой лебедки и на шкивах блоков, а также испытывая постоянные нагрузки растяжения при проведении спуско-подъемных операций, талевый канат имеет ограниченный ресурс использования. Выбраковка талевых канатов
К сожалению, срок службы таких изделий довольно мал, и при отсутствии должного внимания к состоянию каната велика вероятность возникновения аварийной ситуации с серьезными рисками как для оборудования

, так и для персонала. Именно поэтому отбраковка талевых канатов является необходимым условием при проведении работ Канат подлежит замене, если: - канат оборвался; - диаметр каната, хотя бы, в одной точке на 7% меньше номинального диаметра; - канат выходит раздавленным, скрученным или погнутым; - хотя бы в одной точке виден сердечник; - наличие одной и более ослабленных прядей под нагрузкой; - прядь оборвалась.
Талевые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов: - обрывы проволок; - уменьшение диаметра; - деформация; - коррозия.
На то, как быстро изнашивается талевый канат в процессе эксплуатации, влияет множество факторов:
  • Глубина скважины определяет характер и цикличность нагрузок как при растягивании, так и при изгибании каната, которые в свою очередь влияют на проявление усталости обвивающей сердечник проволоки.
  • При разгоне и торможении загруженного блока, а также непосредственно в процессе нагрузки системы негативное влияние на состояние каната оказывают нагрузки динамического типа, которые также необходимо учитывать.
  • Износ проволок внутри и в наружной части талевого каната может увеличиваться в процессе прохождения через шкивы или на самом барабане. Повышение интенсивности износа талевого каната наиболее часто проявляется при неправильной его навивке на барабан.
  • В случае многослойной или неравномерной укладки на барабан нередко канат может терять свою форму – он буквально сплющивается под действием давления.
  • Раскручивание каната на одном участке или изменение положения прядей также влияет на продолжительность использования изделия.
Обрывы и смещение проволок в двух прядях каната крестовой свивки.


Сильный износ и большое количество обрывов проволоки в канате крестовой свивки.

Обрывы проволоки в нескольких прядях, расположенных близко к холостому шкиву (иногда затягиваются шкивом).

Обрывы проволоки в одной пряди и слабый износ каната параллельной свивки.

Обрывы проволоки в двух прядях вследствие усталости при изгибе и серьезного локализованного износа.

Дефект «птичья клетка» в многослойном (малокрутящемся) канате, вызванный усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации.

Выступ стального сердечника, вызванный, как правило, деформацией типа «фонарь»..

Ослабление проволок отдельной пряди. При осмотре отрезка каната деформация наблюдается через равные промежутки, обычно равняется шагу свивки.

Более серьезный пример предыдущего дефекта с выступом внутренних проволок прядей. Дефект крупной локализации, вызванный ударными нагрузками. 

Местное увеличение диаметра каната параллельной свивки, вызванное деформацией металлического сердечника под действием динамических нагрузок. Наличие следов коррозии и сильный износ наружных проволок.

Большой узел, вызывающий выступ органического сердечника.

Канат, перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергаемый локализованному износу и вытягиванию прядей.

Местное уменьшение диаметра каната из-за стремления внешних прядей к заполнению объема разрушенного органического сердечника.

Расплющивание на участке каната, вызванное локальным разрушением вследствие механического воздействия; этот дефект вызывает отсутствие равновесия в прядях. Также присутствуют обрывы проволок.

Расплющивание на участке многопрядного каната, вызванное механическим воздействием на большой отрезок каната вследствие неправильной размотки с лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с асимметричным растягиванием под нагрузкой.

Сильный изгиб.

Выход каната из канавки шкива с последующей деформацией, расплющиванием, локальным износом и множественными обрывами проволок.

Совокупный эффект от воздействия нескольких факторов. Большой износ внешних проволок, вызвавший ослабление проволок и деформацию типа «фонарь»; риск выталкивания каната со шкива.
Заключение
Времена меняются, в процессе строительства скважин, внедряют новые технологии. Так, на некоторых месторождениях строят горизонтальные скважины сразу с несколькими окончаниями. Они могут добывать в десятки раз больше углеводородов, при этом не занимают много места на поверхности.
Чтобы построить такую и любую другую артерию, естественно, нужна буровая установка, важной частью которой является талевая система из талевых канатов.
Она держит инструмент, управляет его спуском и подъемом. Если связка канатов оборвется, оборудование сорвется, то о создании скважины можно забыть. Вытащить железо обратно практически невозможно, в частности, из-за его огромного веса и габаритов. Чтобы такого не допустить, за техническим состоянием канатов талевых систем следят особенно тщательно. На промысле проводят визуальную и автоматизированную отбраковку талевого каната. Без такого контроля бурение не может проводиться, поэтому за проведением дефектоскопии и простых осмотров тщательно следят наблюдающие и контролирующие органы. У мастера буровой бригады имеется специальный журнал, куда заносят все результаты контроля. Если он ведется с нарушениями, бригаду могут снять со скважины и запретить дальнейшие работы до устранения недочетов.