Файл: Путешествие в Литосферу 5 класс Дата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Путешествие в «Литосферу» 5 класс Дата_______________

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Природа Земли. Литосфера».

Задачи:

  1. Продолжать развивать навыки работы с картой, внимание, память, познавательный интерес;

  2. Формировать системность знаний, логическое мышление, умение понимать причинно-следственные связи;

  3. Воспитывать сознательное отношение к обучению, коммуникабельность, эстетическое восприятие природы, экологическую культуру.

  4. Формировать умение работать в коллективе, в паре, готовность и способность к саморазвитию.

Планируемые результаты:
Личностные: способствовать формированию знаний по разделу «Природа Земли. Литосфера».
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учениками;
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

планирование учебного сотрудничества со сверстниками; групповая работа, умение работать в малых группах (парах)
Предметные: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков о литосфере и литосферных плитах, структурирование необходимой информации
Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование.
Оборудование: учебник География. 5-6 классы А. И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др – 192 с. Издательство « Просвещение», 2019 (Полярная звезда), физическая карта мира, атласы, памятки на партах, образцы минералов и полезных ископаемых, карта путешественника, видеоролик, интерактивная доска, компьютер
Тип урока: урок – обобщение

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап (2 мин.)

Здравствуйте ребята, приветствую наших гостей, сегодня у нас не обычное утро! Нам ласково улыбается солнышко. Возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. А теперь с хорошим настроением начнём урок.

Приветствуют учителя, проводят самоконтроль

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация.

На этом уроке мы завершаем изучать первую оболочку земли. Что это за оболочка, как она называется? Что вы узнали, изучая данный раздел? Эти вопросы мы и будем повторять, вспомним основные понятия, номенклатуру, будем выполнять теоретические и практические задания на образовательной цифровой платформе «Сберкласс». И нам сегодня пригодятся основные положения Кодекса взаимодействия, напомним их друг другу.

Настало время подводить итоги

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Я знаю, что и вы любите путешествовать. Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Литосферу. И обратите внимание на мотивирующий проблемный вопрос – «Путешествие в центр Земли реальность или фантастика?»


Учащиеся отвечают на вопросы


Учащиеся называют основные положения кодекса взаимодействия
Оформляют карту путешественника

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи.
Личностные: -формирование мотивационной основы учебной деятельности


III. Актуализация знаний

IV. Обобщение и систематизация знаний

1.Разминка. Вспомните основные понятия раздела. Что называется литосферой, горными породами, землетрясением, вулканом? Закончите предложения «Рельеф – это…», «Равнины – это…», «Горы – это…»

2. Продолжить путешествие нам поможет карта путешественника, она есть у каждого, напишите имя путешественника. Работа в паре. Выполните разноуровневые задания в карте путешественника (Приложение 1). Задание № 2 проверяем (черный ящик+ решение задачи)

«Черный ящик». Это горная порода. Древние римляне верили в её сверхъестественную силу. Организму человека она необходима.

3.Интерактивное задание:

Повторение номенклатуры. Игра «Путешествие по самым известным объектам Литосферы». Назовите самые известные вулканы -1 ученик;

Назовите самые известные горы мира – 1 ученик

  1. Книга рекордов литосферы:

  • Наивысшая вершина России.

  • Наивысшая вершина мира.

  • Во время его извержения погиб целый город в Древнем Риме.

  • Самая глубокая впадина на суше Земли.

  • Самый активный вулкан в России .

  • Наибольшее нагорье в мире.

  • Наибольшая по площади низменность на Земле.

  • Самая протяженная горная система в мире.

1. Учащиеся формулируют понятия

2. Учащиеся выполняют теоретические и практические задания в карте путешественника, задают вопросы.

3. Один ученик выполняет задание на интерактивной доске

4. На физической карте мира ученик называет и показывает географические объекты:

  • г. Эльбрус

  • г. Джомолунгма (Эверест)

  • влк. Везувий

  • Мертвое море

  • влк. Ключевская Сопка

  • Тибет

  • Амазонская

  • г. Анды

Личностные: способствовать формированию знаний по теме «Литосфера».

Формирование устойчивого познавательного интереса
Познавательные: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков о литосфере

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа в паре. Выполнение конструктивных и проблемных заданий на цифровой образовательной платформе «Сберкласс»

Уровень 3.0

ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ 3.0А

Строить предположения о влиянии внешних и внутренних процессов на формирование рельефа территории.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНО

Сравни горы

Сравнение гор

Необходимо выполнить 1из 2

ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНО

Определи возраст гор

Потому что…

Необходимо выполнить 1из 2

ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ 3.0Б

Проследить связь между силой землетрясения и его последствиями.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНО

Землетрясения

Землетрясения и животные

Обучающиеся выполняют задания на платформе (уровень 2.0, 3.0)

Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учениками;

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; групповая работа. умение работать в малых группах (парах)

VI. Контроль усвоения, коррекция

Анализ проблемных заданий,

Комментирование результатов учащихся

Учащиеся задают вопросы, корректируют работу, слушают анализ результатов деятельности на уроке

Личностные: способствовать формированию знаний по теме «Литосфера».

VII. Рефлексия (Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу)

Приложение 2.

    1. Наше путешествие подошло к концу, попробуйте сейчас оценить свою деятельность на уроке, что получилось, какие задания были для вас легкими, а какие вызвали затруднения. Сформулируйте выводы по разделу. А где вы можете применить эти знания. Каково их практическое значение в вашей жизни?

    2. Вспомните проблемный вопрос: Путешествие в центр Земли реальность или фантастика? И если сегодня кому-то не удалось заглянуть в недра Земли, я вам помогу это сделать. Демонстрация опыта «Химический вулкан» + звук

    3. « Метод микрофон»

скажите, какие чувства, и комментарии вы можете высказать о нём?


1. Учащиеся отвечают на проблемный (мотивирующий вопрос, формулируют выводы по разделу, делятся своими эмоциями

Профессии: геологи, сейсмологи, спелеологи. Кольская сверхглубокая скважина. 12 км.262 м.

2. Демонстрация опыта

  1. « Метод микрофон» (примерные ответы детей)

-мне очень понравилась эта тема и я буду изучать её белее подробно;

  • Т

  • -теперь мне понятно как происходят землетрясения и другие процессы;

- мы стали дружнее;

-мне понравилось узнавать что- то новое;

-мы научились поддерживать друг друга;

-мы получили хорошее

Личностные: способствовать формированию знаний по теме «Литосфера».
Коммуникативные:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учениками;

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.










Приложение 1.

Карта путешественника. Тема урока «Путешествие в Литосферу» ученика (цы) 5 а класса____________________________ (Фамилия, Имя)

ВАРИАНТ I



Ответ

Найди ошибку.

1.Соприкасается со всеми оболочками ядро.

2. Земная кора бывает океаническая и материковая.

3. Самая низкая температура у земной коры.




Задание №2 3 уровень




Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Определи недельную норму потребления соли для путешественника по пустыни.

Выбери правильный ответ

1. 70-105 г. 2. 90-125 г. 3. 140-210 г.





Задание №3 2 уровень




В ыбери правильное обозначение равнин.

  1. 1- Васточно-Европейская,

2- Западно-Сибирская,

3- Среднесибирское

  1. 1- Среднесибирское

2- Западно-Сибирская,

3- Васточно-Европейская,





Задание №4 2 уровень




Выбери правильную последовательность высот

( в метрах) вместо вопросительных знаков

(снизу вверх)


  1. 500м, 1000м, 1500м.

  2. 1000м., 2000м., 3000м.

  3. 2000м., 3000м, 5000м.







Задание №5 1 уровень




Выбрать ответ на загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе…..

1. Уголь

2. Нефть

3. Песок



Задание №6 2 уровень







Выбери правильное обозначение частей землетрясения.


  1. 1-эпицентр, 2-очаг.

2. 1-очаг, 2-эпицентр.


1









Карта путешественника. Тема урока «Путешествие в Литосферу» ученика (цы) 5 а класса____________________________ (Фамилия, Имя)
ВАРИАНТ II

Задание №1 1 уровень

Ответ

Найди ошибку.

  1. Имеет самую высокую температуру ядро.

  2. Состоит из магмы мантия.

3. Твёрдая часть – мантия..




Задание №2 3 уровень




Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определи недельную норму потребления соли для своей учительницы.

Выбери правильный ответ

1. 50-75 г. 2. 75-105 г. 3. 70-105 г.




Задание №3 2 уровень




Выбери правильное обозначение гор.


  1. 1-Урал, 2-Кавказ, 3- Саяны.

  2. 1-Кавказ, 2-Урал, 3-Саяны.

  3. 1-Саяны, 2-Кавказ, 3-Урал.






Задание №4 2 уровень




Выбери правильную последовательность

названия равнин (слева направо),

вместо цифр.


  1. Низменность, возвышенность, плоскогорье.

2. Возвышенность, низменность, плоскогорье.




Задание №5 1 уровень




Выбрать ответ на загадку:

…… Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

1. Уголь

2. Нефть

3. Песок




Задание №6 2 уровень







Выбери правильное обозначение частей вулкана.


  1. 1-очаг, 2-мантия, 3- кратер.

  2. 1-кратер, 2-жерло, 3-очаг.

  3. 1-мантия, 2-очаг, 3-кратер.




1








Приложение 2.

Рефлексия

« Метод микрофон»

  • Мы повторили и закрепили знания по теме «Литосфера»

  • Мне очень понравилась эта тема и я буду изучать её белее подробно

  • Теперь мне понятно как происходят землетрясения и другие процессы

  • Мы стали дружнее

  • Мне понравилось играть вместе и узнавать что- то новое

  • Мы научились поддерживать друг друга

  • Мы получили хорошее настроение во время урока

Приложение 3.

Памятка по действиям населения при извержении вулканов и пепловых выбросах

как подготовиться к извержению вулкана

следите за предупреждениями о возможном извержении вулкана. вы спасете себе жизнь, если своевременно покинете опасную территорию. при получении предупреждения о выпадении пепла закройте все окна, двери и дымовые заслонки. поставьте автомобили в гаражи. поместите животных в закрытые помещения. запаситесь источниками освещения и тепла с автономным питанием, водой, продуктами питания на 3-5 суток.

при нахождении в районе вулкана соблюдайте меры собственной безопасности: в непосредственной близости от вулкана может наблюдаться превышение предельно допустимой концентрации газа при парогазовых выбросах. при приближении к вулкану есть вероятность попасть в пеплопад, что может привести к аллергическим реакциям, попаданию пепла в механизмы автомобилей и их выходу из строя.

как действовать во время извержения вулкана

защитите тело и голову от камней и пепла. извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест, чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока.

правила поведения при пеплопаде:

при вдыхании пепла и попадании его в легкие возможны аллергические реакции, поэтому при пеплопаде необходимо закрыть двери и окна, постараться без необходимости не выходить на улицу.

если пепел будет проникать в жилище, члены семьи должны надеть респираторы или марлевые повязки либо дышать через полотенце.

укрыть компьютер, стереосистему и другое оборудование пластиковой пленкой или плотной тканью и не использовать в течение пеплопада.