Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Уральский государственный лесотехнический университет»
Кафедра ландшафтного строительства
Реферат
по дисциплине "Эстетика ландшафта "
на тему:
«Механизм восприятия ландшафта»
Выполнила студентка
35.03.10 III курса
Краснова А.Л, ЛДС-31
Проверила Жукова М.В
Екатеринбург, 2023
Оглавление
Введение ………………………………………………….………………………..3
Часть 1………………………………………………………………………..…….5
Часть 2…………………………………………………………………….……….10
Заключение…………………………………………………….………………….14
Список литературы………………………………………..………………………15
Введение
Людям дарована способность познавать и осваивать мир как разумом, так и чувствами. Наука и искусство, рациональные и образно-художественные представления об окружающей среде сопровождают все развитие цивилизации, идя рука об руку. Одни лишь строго логические объяснения действительности не могут быть исчерпывающими. Необходимо дополняющее их духовное постижение мира. С античных времен существовало убеждение, что «... познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы» (Аристотель). В восточной философии издревле исповедуется аналогичная идейная установка, согласно которой «великие мысли приходят от сердца». По сути дела, в течение всей своей истории человечество открывало тайны мироздания, строя параллельно научные и образные модели.
Один из крупных современных специалистов в области механики, в том числе управления космическими полетами, академик Б.В. Раушенбах утверждал: «Человечеству нужно целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное (включая и образное) восприятие его. Мир следует понимать, по выражению Гомера, и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и “сердечной” картины мира даст достойное человека отражение мира в его сознании и сможет быть надежной основой для поведения».
Владение языком понятий и языком образов, умелое их сочетание — один из важнейших показателей творческого мышления. У людей есть мощный резерв в постижении мира, суть которого в двойственной природе человеческого восприятия.
Основная цель работы : проанализировать механизмы восприятия ландшафта.
Задачи:
-
Изучить как работает восприятие человека -
Провести поведенческий анализ -
Сделать вывод, опираясь на основную цель работы
-
Методы работы: -
Поиск материала; -
Изучение литературы по данной теме; -
Описание;
Структура работы:
Данная работа состоит из: оглавления, введения, двух основных частей, заключения и списка литературы.
Часть 1
Понятие восприятия.
Согласно толковому словарю восприятие – это форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.
Восприятие имеет ряд свойств:
1. Предметное восприятие
Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (прогулка по парку с родителями, контакт с предметами ландшафтной архитектуры : деревья, вода, земля). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.
2. Целостностное восприятие.
Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. ( к примеру, человек увидев образ гор, будет воспринимать их как часть ландшафта)
3. Структурное восприятие
Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. .Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, согласно психологии, зеленый цвет ассоциируется с природой, человек видит природу как определенный ландшафт.
4. Константность восприятия
Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, горы всегда кажутся большими на любом расстоянии от них). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.
5. Апперцепция
Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. ( к примеру, деревья, реки, горы всегда будут относится к категории «природа»)
Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.
6. Осмысленное восприятие.
Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.
7. Активное (избирательное) восприятие.
Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании). Например, находясь на холме, вы не будете обращать внимание на людей внизу, будете рассматривать ландшафт, пока вас не спросят о людях внизу, в таком случае вы уже обратите внимание на людей.
Принципы восприятия
Группа психологов, вместе с Максом Вертгеймером, немецким психологом и основоположником гештальтпсихологии, сформулировали законы восприятия, которые стали теоретической основой гештальтпсихологии.
Принцип близости
Элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно. ( к примеру, лес человек не воспринимает, как отдельные деревья)
Принцип непрерывности.
Существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию. (рядовые посадки деревьев человек воспринимает как линии, а не как отдельные деревья)
3. Принцип сходства
Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. Из-за цвета точки на рисунке мы воспринимаем как строки, а не столбцы.
4. Принцип замыкания.
Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.
6. Фигура-фон
Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект и задний фон, на котором он проявляется. Объект более ярок, значим, заметен. ( к примеру, горы и голубое небо)
Факторы восприятия
Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов.
а) Внешние факторы:
— интенсивность раздражителя;
— размер раздражителя;
— контрастность раздражителя;
— движение раздражителя;
— узнаваемость раздражителя.
б) Внутренние факторы:
— установка человека;
— потребности;
— опыт;
— личностные особенности (самооценка, лево- или праворукость, оптимизм-пессимизм и др.);
— эффекты восприятия.
Эффекты (ошибки) восприятия
Выделим основные эффекты (ошибки) восприятия:
Эффект проекции — это свойство людей приписывать приятному для них объекту свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Т.е.
эффект предполагает, что у других объектов те же качества, что и у объектов из опыта воспринимающего человека.
Эффект ореола — это формирование специфической установки на объект через направленное приписывание ему определенных качеств; информация, получаемая о каком-то объекте накладывается на тот образ, который был создан заранее. Т.е. эффект заключается в распространении общего мнения на частности.
Эффект первичности и новизны – это тенденция людей при противоречивой информации о объекте придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый объект) или более новой информации (если воспринимается знакомый объект).
Эффект физиогномической редукции — это свойство людей делать выводы о характеристиках объекта, исходя из черт его внешности.
Также существует классификация видов восприятия
Часть 2
Поведенческий анализ
Поведенческий анализ — это научное направление, основанное на базе бихевиористских принципов. Своей целью поведенческий анализ выдвигает выявление нежелательных форм поведения и разработку методов коррекции этих форм в различных проявлениях.
Выделяют три вида поведенческого анализа:
-
экспериментальное изучение поведения конкретного индивидуума; -
прикладной анализ поведения или изучение очевидных факторов поведения в социальном и культурном контексте; -
концептуальный анализ поведения — изучение поведения сквозь призму философских, исторических, теоретических и методологических вопросов.
Как правило, психологи используют две области анализа поведения: экспериментальную и прикладную.
Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении.
Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analisis (ABA)) является научно обоснованным подходом к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение. Под поведением в данном случае подразумевается любое взаимодействие организма с окружающей средой.
В данной работе важно изучить механизмы восприятия ландшафта на человека, для этого нужно разобрать такое понятие, как эстетическое восприятие.