Файл: Механизм восприятия ландшафта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эстетическое восприятие – важнейший акт нравственно-духовного освоения действительности. В ландшафтной географии оно часто именуется перцепцией ландшафта (представление, восприятие), отличается эмоциональной связью субъекта с наблюдаемым объектом. Эстетическое восприятие ландшафта – слияние в сознании с окружающим пространством.

В восприятии людей, ландшафт, это не только почва и рельеф, - это общая композиция местности, которая создает настроение, атмосферу, уют и помогает вызвать определенные чувства: прилив бодрости или же наоборот крайнюю подавленность. В поведенческой географии восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Таким образом, важно понимать, что самочувствие человека, его мысли и его мировосприятие будет зависть от обстановки, в которой он находится. В городе большое количество бетонных стен, серых высоток, которые закрывают горожанам синеву неба, давя на человека своей тусклостью, загазованное небо омрачает повседневную жизнь. Вокруг асфальтированные дороги, что делает ландшафт неестественным. Важно понимать, что человек и природа неотрывно связаны друг с другом, и чем приближённее ландшафт к природному типу, тем лучше наше психологическое здоровье.
В закрытых комнатах без живого ландшафта, человек еще больше погружается в себя, в частности в ту проблему, которая его больше тревожит, а главное окружает. Можно сказать, человек находится в том внутреннем состоянии, в которое его помещают через внешнюю обстановку. Природный ландшафт дает возможность мозгу выходить из этого пространства и расконцентрировать его из болевой точки, за счёт чего импульсы мозга посылают в тело положительный эффект, благотворно влияющий на физическое состояние человека. Человек воспринимает ландшафт как что-то живое, как часть своей природы, когда человек входит в пространство, приближенное к природе, создается эмоциональная связь, между субъектом и наблюдаемым объектом. Наше внимание, частично либо полностью, переключается. Сознание сливается с окружающим пространством

«Почему сад лечит? Любая болезнь – это хаос, перед которым мы, как правило, бессильны. Сад – это символ порядка, безопасности и жизнеутверждения, он помогает человеку отвлечься от своего внутреннего состояния, выйти за его пределы, восстановить утерянную связь с внешним миром». Овладевшая человека апатия,
грусть или пассивность, может постепенно исчезать, когда он пребывает в саду, месте, помогающем человеку восстановить его жизненные силы. Это выглядит как отдельная медитация, которая всегда будет влиять на человека только положительно. Можно сказать, что, когда мы чувствуем упадок сил или депрессию, природа – лучший лекарь.

Общение с природой человеку нужно, чтобы добиться душевного равновесия, избавиться от стрессов повседневной жизни. Природа служит источником креативного, творческого вдохновения для людей. Она дарит, прежде всего, покой и умиротворение. Как же можно восстановиться и найти гармонию с природой? Про это рассказывает Цин Ли в своей книге «Синрин-йоку (японское искусство «лесных ванн»). В чем заключается смысл этой практики и как она помогает человеку? Человек, как мы знаем, часть природы. Когда он остается с ней наедине, активируется механизм самовосстановления. В этом и есть смысл лесных практик. «Синрин-йоку — это своего рода мост через пропасть, отделяющую нас от утраченной естественной среды. Чувство гармонии с природой даёт толчок к исцелению: начинается перегрузка нервной системы, тело и дух крепнут». Входить в контакт с лесом и природой и воспринимать мир и ландшафт мы можем через наши пять органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Восприятие объекта всей совокупностью чувств обозначается в психологии и эстетике термином «синестезия» (от греч. Synaisthesis – соощущение). Синестезия ландшафта – чувственный акт его постижения. В первую очередь пейзаж и ландшафт воспринимают и рассматривают зрительно. Для человека важно эстетическое ощущение, поэтому для нас важно окружить себя красотой и гармонией. Именно это мы получаем от природного ландшафта и пытаемся воспроизвести это в городской обстановке. Успокаивающие и природные цвета, естественные формы, все это мы переносим на городскую архитектуру. И поэтому для нас так важны лесные прогулки, где естественные формы созданы природой и не тронуты человеком. Как только мы восприняли зрительно, мы стараемся ощутить запахи, которые нас окружают. Поэтому прогулки на свежем воздухе, так полезны не только для физического здоровья, когда организм насыщается кислородом, но и для эмоционального состояния: запах скошенной травы, запах мяты, хвойный лес и запах дождя успокаивают человеческий разум. Все это воспринимается, как чувство свободы и гармонии. Также всё это спокойствие и умиротворение мы ощущаем через органы слуха. Прогуливаясь по лесу, мы слышим журчание ручейка и воркование птиц, отчего на душе становится легко, а вот если мы слышим раскаты грома, мы по наитию пугаемся и замыкаемся. С

уверенностью можно сказать, что любой человек индивидуально воспринимает ландшафт, в меру своего мировосприятия, к примеру: для людей, рожденных в городе, будет привычна их серая, погруженная в деловую атмосферу обстановка, из которой надолго выходить и менять её даже опасно. Но есть то, что заложено в каждом из нас от природы и это нас объединяет – естественность. Каждый человек на своем собственном опыте может заметить, что, входя в контакт с природой, мы погружаемся во внешний мир, забывая внутренние проблемы. В зависимости от того, как обставлено наше пространство, мы интуитивно подстраиваемся под него. В городской бетонной атмосфере, мы в большей степени подвержены раздраженности и негативным эмоциям, нежели прогуливаясь по лесу и слушая журчанье ручейка. Для каждого из нас ландшафт играет огромную роль для нашего здоровья: как морального и психологического, так и физического, так как воспринимаем мы его неотъемлемой частью своей жизни и своего существования. Мы его наделяем частичкой себя, своей сути и своего мира. Закладываем в него красоту, безопасность, передаем это все через приёмы, которые известны с давних времен. Такие, как симметрия и асимметрия, ритм, использование цветовой гаммы, не забывая о законах линейной и воздушных перспектив, все это помогает нам считать объекты ландшафтной архитектуры красивыми, такой механизм описывает понятие аттрактивность, т.е. привлекательность (от лат. attrahere – привлекать). Наряду с аттрактивными качествами ландшафт может обладать и репеллентными (от лат. repellens – отталкивающий, отвращающий) свойствами.
Заключение

Эстетическое восприятие окружающего мира было свойственно людям с незапамятных времен. В античности вопросы эстетики отражались, с одной стороны, в философских сочинениях (например, пифагорейцев, Сократа, Платона, Аристотеля), а с другой – в трактатах, посвященных теории разных видов искусства (например, в трактатах Поликлета, Горгия, Витрувия, Горация). Многие глубокие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для всего последующего развития европейской эстетической мысли. Человек воспринимает ландшафт как цельный объект, при этом его восприятие зависит от менталитета, душевного склада, образа мысли, жизненных ценностей
, моделями поведения, культуры. Природа оказывая большое влияние на людей, формирует у них во взаимоотношениях жизненные, практические способы хозяйствования, устойчивый образ ландшафта вне зависимости от его свойств ( любой человек может представить себе как аттрактивный, так и репеллентный ландшафт). Безусловно, человек индивидуально воспринимает эстетику ландшафта, но нельзя не сказать о том, что ландшафт и природа оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние, традиции, мировосприятие, искусство.

Список литературы

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, 1949-1992

Ли Цин: Синрин-йоку. Японское искусство "лесных ванн". Как деревья дарят нам силу и радость

В.А. Новоселов. Ланшафтоведение, эстетика и дизайн, 2005

Л.И. Аткина, М.В Жукова, Эстетика ландшафта, 2017

https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-esteticheskih-svoystv-landshafta-dlya-ego-posleduyuschey-otsenki

https://ru.abcdef.wiki/wiki/Behavioral_geography

https://zstrela.ru/projects/magazine/sections/dizayn-sada/iscelyayushchiy-landshaft-bolnica-oknami-v-sad

https://proza.ru/2022/01/09/430