Файл: Героическое прошлое России в произведениях русских композиторов. Опера Иван Сусанин М. И. Глинки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока музыки в 5 классе
Тема: «Героическое прошлое России в произведениях русских композиторов. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки».
Цели урока: воспитание патриотизма, духовно-нравственной и музыкальной культуры учащихся, интереса к творчеству русского композитора М.И. Глинки; знакомство с содержанием оперы «Иван Сусанин»; развитие речи, логического мышления, познавательной активности через проблемные ситуации, музыкальных способностей детей.
Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Слушать вопросы учителя и отвечать на них;
2. Осмысливать полученную информацию;
3. Оценивать результаты собственной деятельности.
Познавательные:
1. Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;
2. Излагать свою точку зрения;
3. Глубже понимать смысл произведения.
Коммуникативные:
1.Воспринимать музыку как образное искусство;
2. Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
3. Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;
4. Доброжелательно и эмоционально-нравственно отзываться на стихи и на музыку.
Планируемые результаты:
1.Предметные: понимание основных закономерностей музыкального оперного искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и народной песне.
2.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.
3.Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Ресурсы:
1.Основные (программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной);
2.Дополнительные (проектор, ноутбук, колонки, презентация, материал для прослушивания).
Ход урока
I. Организационный этап: приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня наш урок посвящен героям русских опер. Но сначала, давайте вспомним:
1. Где зародилась первая опера? (в Италии) Слайд 2
2. В каком году появилась опера? ( в 1600 г.) Слайд 2
3. Что такое опера? Это синтез музыки и слова, только главным является музыка; музыкой выражаются основные мысли и идеи; в опере только поют, не говорят. Слайд 2.
4. Какая интересная особенность была у итальянской оперы? Шла только на итальянском языке. Слайд 2.
5. Как звали композитора, который осмелился написать оперу на родном языке? ( М. И. Глинка) Слайд 3.
6. Вспомните, какие оперы написал композитор? ( «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин») Слайд 4.
7. Какие они по жанру? ( сказочная и историческая) Слайд 4.
8. Теперь давайте вспомним основных героев оперы «Руслан и Людмила», назовите их? ( Руслан и Фарлаф) Слайд 5.
9. Кто они такие? (русские богатыри) Слайд 5.
10. Что у них общего? (внешний облик) Слайд 5.
11. Уточните, какой именно? Они оба здоровые, крепкие, сильные, высокие – одним словом русские богатыри, воины. Слайд 5.
12. А есть ли разница между ними? Да: в поступках и поведении. Слайд 5.
13. Уточните разницу между ними. Слайд 5.
Руслан: мужественный, отважный, смелый, ответственный, храбрый, серьезный, решительный, способный совершить подвиг.
Фарлаф: трусливый, завистливый, пугливый, действует только в своих интересах, не думая ни о ком, только о себе и своей выгоде.
14. Можно ли Руслана и Фарлафа назвать героями, настоящими войнами? Руслана - да, Фарлафа – нет. Слайд 5.
15. Обоснуйте свой ответ.
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя о подвиге Сусанина
Сегодня мы с вами познакомимся с исторической оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин», где настоящим героем стал простой крестьянин. Слайд 6.
В основу оперы легли исторические события: подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в 1612 году. Отряд поляков шел в Кострому, где по полученным данным находился 16-летний боярин Михаил Федорович Романов, которого впоследствии изберут на царский престол в России. Их целью было убить будущего наследника. Иван Сусанин жил в Костромской губернии в селе Домнино и очень хорошо знал те места. Поляки хотели сделать его своим проводником. Они пришли к нему в избу и потребовали, чтобы он сопроводил их к месту, где находится будущий наследник. Иван Сусанин согласился, но
завел их в глухой и непроходимый лес, откуда они бы уже не смогли выбраться. Не имея никакого оружия, он погубил целый отряд врагов и спас жизнь наследнику русского престола. Цена такого героического поступка стала сама его жизнь. Поляки, узнав об обмане, убили Ивана Сусанина.
В 4 действии Иван Сусанин поет предсмертную арию. Глухой лес. Поляки спят. Не спит лишь Сусанин: он знает, что с рассветом его убьют. Сейчас я прочитаю слова, которые поет в своей арии Сусанин. Слайд 7.
Чуют правду!
Смерть близка!
Мне не страшна она...
Свой долг исполнил я...
Прими мой прах, мать земля.
Ты взойдёшь, моя заря!
Над миром свет прольешь,
Последний раз взойдешь,
Лучом приветным горя.
Господь, в нужде моей
Ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Тяжка моя печаль!
Закралась в грудь тоска,
Легла на сердце скорбь...
Мне тяжко умирать,
Но долг мой чист и свят...
Ты взойди, взойди заря!
Над миром свет пролей,
Взгляни на Русь мою,
Лучом её ты согрей.
Мой час настал!
Мой смертный час!
Дай силы мне,
Родная мать моя земля!
В последний раз дай силы мне.
Мой час настал!
Прими мой прах, земля!
Мой час настал!
Прими мой прах, земля!
IV. Слушание музыкальных фрагментов оперы.
Напишите в тетрадь название фрагмента из оперы: ария Сусанина из 4 действия в исполнении Ф. Шаляпина.
Подумайте над вопросом во время слушания ( 4:32): сожалеет ли Иван Сусанин о своем поступке? Аргументируйте это с музыкальной точки зрения.
Слайд 7. Обсуждение. Нет, он совсем не сожалеет, хотя на душе ему очень тяжело ( мелодия звучит в миноре, грустная, печальная, тоскливая). Сусанин не теряет мужественности: поет уверенно, с достоинством, строго, величественно, громко, медленно широкую неторопливую распевную русскую протяжную песню.
Итак, мы можем сделать вывод, что Сусанин в предсмертной арии сохраняет присущую ему мужественность, гордость, твердость духа, достоинство, которое помогает ему перенести все страдания ради Отчизны.
Опера заканчивается трагически: главный герой оперы Иван Сусанин погибает в 4 действии. Но в опере есть эпилог.
Действие эпилога происходит на Красной площади в Москве. Родина освобождена от поляков, народ славит победителей. Слайд 8.
Послушайте хор «Славься» из эпилога и ответьте на следующие вопросы письменно.
Для лучшего понимания следует перед прослушиванием зачитать текст. Слайд 9.
Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты Русская наша Земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша Родная страна.
Славься, славься, из рода в род,
Славься, Великий наш Русский Народ.
Врагов, посягнувших на край Родной,
Рази беспощадной могучей рукой.
Слава, слава, Героям Бойцам,
Родины нашей отважным Сынам.
Кто кровь за Отчизну свою прольет,
Того никогда не забудет Народ.
1. Охарактеризуйте музыку (подберите прилагательные). Энергичная, ритмичная, фанфарная, активная, радостная, ликующая, счастливая, уверенная, и в тоже время распевная, певучая. Песенно-маршевая.
2. Почему этот хор называют гимном? Музыка торжественная, величественная, богатырская, праздничная, гордая, волевая, патриотичная.
3. Что звучит в конце произведения? Звучат колокола – символ России.
V. Рефлексия
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Ребята, какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?
- Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?
А теперь ответьте на главный вопрос, ответ на который и станет выводом-итогом нашего урока. Слайд 8.
- Почему Глинка несмотря на трагическую смерть главного героя заканчивает оперу праздничным, торжественным, величественным, радостным и ярким хором «Славься»?
Главный герой погиб, но совершил подвиг ради своей Родины. Держался мужественно и героически. Именно благодаря таким людям, возможно, одержать достойную победу над врагом. Народ славит своих героев, не только их силу, но и мужество и величие. Сусанин погиб, но патриотический подвиг простого крестьянина навсегда вошел в историю и в музыкальную культуру. Глинка этим хотел подчеркнуть богатырский образ русского народа – победителя и величие своей Родины. Не случайно, именно под звуки хора «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы.
Сегодня мы познакомились с одним из эпизодов в истории нашей страны. Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.
Великая любовь к своей русской культуре и истории заложена в музыке русских композиторов.
Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок.
-На этом наш урок окончен. До свидания.
Список использованной литературы:
1. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1990г.
2. Е. Петрушанская Летопись жизни и творчества М.И. Глинки. – Л.: Музыка, 1988г.
3. М. Друскин.100 опер. – Л.: Музыка, 1989г
4. Пузицкий В. Родная история. Саратов «Детская книга» 2015г
5. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» : учебник для студентов высших учебных заведений / Л. А. Рапацкая. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 384с.
6. Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе / Л. А. Рапацкая. – М. : ВЛАДОС, 2019. – 320с.
7. Щербакова, Т. «Жизнь за царя»: черты священнодействия // Музыкальная академия - 2000. - №4. - С. 154-157.
8. Черевань С.В. Авторский замысел в русской музыкальной культуре - константа или тема для вариаций? (К проблеме «Жизнь за царя» - «Иван Сусанин» М. Глинки) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - №3. - С. 180-184.