Файл: Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию и оформлению курсовых работ

Москва 2019

СОДЕРЖАНИЕ



1. Общие положения

2. Выбор и утверждение темы курсовой работы

3. Требования к курсовой работе

4. Структура и содержание курсовой работы

5. Оформление курсовой работы

6. Основные ошибки при написании курсовой работы

7. Процедура защиты курсовой работы

8. Критерии оценки курсовой работы

9. Приложения


1. Общие положения
Курсовая работа – самостоятельная учебная работа обучающихся, выполняемая в течение учебного года (семестра) по одной из актуальных проблем соответствующей дисциплины.

Целью выполнения курсовой работы является закрепление и углубление

теоретических знаний, полученных при изучении учебной дисциплины, формирование у обучающихся общепрофессиональных и профессиональных компетенций, самостоятельное решение профессиональных задач. Написание курсовой работы позволяет овладеть методами научного исследования, обработки и анализа информации, навыками работы с научной, учебной и методической литературой.

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины

и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и

каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения

по избранной теме.

В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

  • систематизация и конкретизация теоретических знаний по соответствующей дисциплине;

  • приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;

  • формирование у обучающихся системного мышления через определение целей и постановку задач и навыков ведения научно-исследовательской работы;

  • самостоятельное исследование актуальных вопросов в соответствующей предметной области;

  • развитие у обучающихся логического мышления и умения аргументировать свои суждения и выводы при анализе теоретических проблем и практических примеров, умения формулировать выводы и предложения.


Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе высших учебных заведений, который предусмотрен учебным планом и обязателен для каждого студента.

2. Выбор и утверждение темы курсовой работы

Тематика курсовых работ ежегодно рассматривается и утверждается на заседании кафедры и доводится до сведения обучающихся.

При выборе темы курсовой работы обучающемуся необходимо учесть возможности ее дальнейшего развития и использования собранного материала при выполнении выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

Обучающийся может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки, согласовав ее с заведующим кафедрой и научным руководителем.

При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать следующие условия:

  • соответствие темы курсовой работы содержанию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

  • актуальность проблемы;

  • наличие специальной литературы и возможность получения фактических данных, необходимых для анализа;

  • собственные научные интересы и способности обучающегося;

  • исключение дословного совпадения формулировок тем курсовых работ, выполняемых обучающимися одной группы.

Закрепление темы и руководителя за конкретным обучающимся осуществляется на основании заявления, подписанного обучающимся и заведующим кафедрой, приказом ректора. Руководитель курсовой работы назначается заведующим кафедрой.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

  1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

  2. Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые до обучения в университете имели опыт работы с детьми, или те, кто совмещает учебу и работу.

  3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. В этом случае тему студент выбирает самостоятельно, руководствуясь следующим:

  • просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

  • выбор темы, близкой к проблематике, ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;

  • проверка одной из гипотез, выдвинутых, но непроверенных ранее исследователями;

  • ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;

  • консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.


Следует помнить, что основным критерием выбора темы курсовой работы является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения теории и чтения периодических педагогических изданий. Только в этом случае можно ожидать, что выполнение курсовой работы сыграет важную роль в формировании у студента профессиональной направленности, навыков самостоятельной работы с литературными источниками и исследовательских умений.

После того, как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется план, определяются сроки выполнения этапов исследования. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.
3. Требования к курсовой работе

  1. Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию отечественной и зарубежной науки.

  2. Изучение и анализ научной, учебно-методической литературы и периодики по проблеме исследования.

  3. Изучение и анализ истории исследуемой проблемы, ее практического состояния с учетом передового опыта педагогов-дефектологов/педагогов-психологов и личного опыта студента в процессе освоения специализированных дисциплин.

  4. Проведение исследования: четкая характеристика предмета, целей и методов исследования, описание и анализ эксперимента.

  5. Обобщение результатов проведенных исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций.

  6. Культура оформления курсовой работы.


4. Структура и содержание курсовой работы

  1. Титульный лист (Приложение 2);

  2. Содержание (оглавление);

  3. Введение (обоснование выбора темы, актуальность);

  4. Теоретическая часть (краткий обзор теоретических источников по проблеме), выводы;

  5. Экспериментальная часть (изложение экспериментального материала и его анализ);

  6. Заключение;

  7. Список источников информации;

  8. Приложение (наглядно-иллюстративный материал, таблицы, раздаточный материал и т.д.).

Изложение материала по теме должно быть логичным, с выводами, обобщением и собственным отношением к проблеме. За правильность подбора необходимого научного и практического материала, результативность экспериментальной работы, логичность выводов в курсовой работе отвечает автор работы.


Курсовая работа должна быть написана литературным и профессиональным языком, с грамотным использованием понятийного аппарата. Содержание курсовой работы должно соответствовать названию темы и раскрывать ее в логичной последовательности.

Объем курсовой работы должен быть не менее 25-30 страниц.
Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список источников информации и приложения (без ихнаименований) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.

В курсовой работе выделяют две главы, которые разбиваются на параграфы в количестве не менее двух.
Введение

Во введении автор обосновывает тему исследования и ее актуальность.

Обоснование темы исследования и ее актуальность.Кратко описывается состояние исследуемых психолого-педагогических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие,устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальностинамеченного исследования.

Цель исследования должна быть сформулирована кратко и отражать то, что обучающийся хочет достичь в процессе своего исследования.

Например, цель курсовой работы – закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «________» и приобретение практических навыков анализа основных психолого-педагогических аспектов обучения и воспитания детей.

Объект исследования — это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Например, если избирается объектная область — обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, то объектом исследования может быть, например, обучение элементарным математическим представлениям дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования — это контрольная часть объекта. Например, если объектом избраны «Методы обучения лепке детей с интеллектуальной недостаточностью», то в качестве предмета исследования может выступить любой из методов и приемов, либо их сочетание.

Таким образом, соотношение между объектной областью, объектом и предметом исследования - отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект - уже объектной области, предмет - уже объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения и изучения.


Гипотеза (от греческого «гипотезис» - основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Из этого определения вытекают, по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений.

В соответствии с целью и предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы определяются задачи исследования.

Задачи исследования могут быть решены с помощью методов,которые применяет исследователь в своей работе.

Задачи должны обозначать конкретные шаги, посредством которых указанная цель может быть достигнута.

При формулировании задач могут использоваться следующие слова:

  • раскрыть;

  • обобщить;

  • исследовать;

  • проанализировать;

  • систематизировать;

  • уточнить и т.д.

Формулировка задач определяет содержание основных глав курсовой работы и составляющих их параграфов, которые должны представлять собой описания решений каждой из них.

Таким образом, количество сформулированных задач, по возможности, должно соответствовать количеству параграфов. Результаты выполнения задач обязательно должны быть отражены в заключении.

И конечно, исследование должно проводиться на конкретной базе. В качестве базы исследованиямогут выступать дошкольные образовательные учреждения, различные Центры, школы и др.

Практическая значимость исследования предполагает возможность дальнейшего использования разработанных автором практических рекомендаций, методических приемов, способов психодиагностических процедур, коррекционной работы и т.п.

Объем введения должен быть не менее 1,5-2 страниц.
Основная часть

Основная часть курсовой работы должна содержать две главы, каждая из которых разделена на параграфы. Количество параграфов в главе может быть от двух до пяти.

При этом необходимо стремиться к пропорциональному (по объему) распределению материала между главами и внутри них. Объем параграфа должен быть не менее 3 страниц. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент курсовой работы. В то же время все элементы должны быть взаимосвязаны.

Основная часть курсовой работы предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию, а также, при необходимости, описание и