Файл: Боковой амиотрофический склероз. Нейроспид, туберкулез нервной системы. Нейрольюис.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие исследователи отмечают, что клинические формы церебрального атеросклероза и артериальной гипертензии в виде дисциркуляторной энцефалопатии (ДЭП) и острого нарушения мозгового кровообращения у больных с ТОД проявляются значительно легче. Чаще диагностируется ДЭП I и II стадий, характеризующаяся наличием субъективных проявлений, такими как быстрая утомляемость, снижение памяти, головокружение, головные боли, а также легкой рассеянной очаговой симптоматикой или наличием симптомокомплексов с топической проекцией (вертебробазилярный, каротидный и т.п.). Обращает на себя внимание преобладание астенического и цефалгического синдромов. У 3% обследованных больных отмечаются легкие клинические признаки паркинсонизма, преимущественно в виде дрожательной формы, что может быть связано с противопаркинсоническим действием ГИНК (гидрозид изоникотиновая кислота)-содержащих препаратов, используемых при лечении туберкулеза. Относительно легкое течение сосудистой патологии у больных туберкулезом, вероятнее всего, вызвано несколькими факторами: «тренирующим» действием хронической гипоксии на клетки головного мозга в результате поражения легких; длительными курсами стационарного лечения, во время которых пациенты получают эуфиллин и другие препараты, улучшающие мозговое кровообращение; систематическое санаторно-курортное лечение.
В классификации неврологических осложнений туберкулеза органов дыхания приводятся также неспецифические неврологические симптомы: головная боль (сжимающая, пульсирующая, распирающая, ноющая), головокружение несистемного характера, инсомнии, общая слабость, быстрая утомляемость и др. Упоминается и энцефаломиелополинейропатия, однако четко описанных клинических примеров в доступной нам литературе обнаружить не удалось.
Одна из серьезных проблем терапии туберкулезной инфекции — побочные действия противотуберкулезных препаратов. При лечении впервые выявленного туберкулезного процесса назначаются изониазид, рифампицин, пиразинамид, этамбутол и стрептомицин. Протокол терапии клинических случаев туберкулеза включает 6-месячный курс приема изониазида и рифампицина плюс пиразинамид и этамбутол в первые 2 месяца. Данный протокол рекомендован ВОЗ и внедрен в ряде европейских стран для взрослых и детей, для легочной и внелегочной локализации туберкулеза (за исключением поражения ЦНС). Приверженность к этой схеме обусловлена безрецидивным восстановлением более чем 97% больных туберкулезом. Наиболее частыми побочными реакциями изониазида наряду с гепато-, кардиотоксическими и аллергическими, а также лекарственными гастритами являются нейротоксические. Учитывая тот факт, что после ацетилирования изониазид превращается в гидразин, из которогo под действием лизирующих ферментов образуется мощное ацетилирующее вещество, вызывающее некроз печени, в результате проведения пилотных проектов ВОЗ на территории РФ рекомендовано использование изониазида в дозе не более 5 мг/кг. Среди побочных действий этого препарата — изониазид-индуцированные полиневропатии, которые развиваются при наличии факторов риска: ВИЧ, алкоголизм, истощение, беременность и лактация, прием нейротоксических медикаментов. Манифестируют жжением в стопах. Появляющаяся дистальная боль распространяется проксимально. Ухудшение чувствительности распространяется до паховых складок, снижаются ахилловы рефлексы. При лечении таких больных следует обратить внимание на контроль статуса ацетилирования, снизить дозировку изониазида с 5 до 2,5 мг/кг в сутки, назначить пиридоксин 250 мг в день.
Лечение другими препаратами первого ряда также может сопровождаться серьезными осложнениями. Например, противотуберкулезный препарат этамбутол обладает окулотоксическим действием и может вызвать необратимую слепоту. Прием препарата даже в рекомендованной дозировке приводит к непредсказуемому стойкому поражению зрительного нерва. Стрептомицин часто вызывает снижение слуха по билатеральному сенсоневральному типу.
Итак, туберкулез — сложная социально-медицинская проблема со множеством аспектов, которые могут влиять на клиническую картину, течение и исход заболевания. Известно, что значительная часть пациентов фтизиатров — это больные хроническим алкоголизмом и осужденные. Многие из них имеют МЛУ МБТ, некоторые не желают лечиться сознательно, и их приходится лечить принудительно. Есть данные о том, что увеличение производства алкогольных напитков повышает заболеваемость туберкулезом. В доказательство приводятся следующие данные: больные хроническим алкоголизмом истощены, имеют авитаминоз, что снижает иммунитет и является предпосылкой для развития туберкулезного процесса; из-за плохих жилищных условий и скученности проживания повышается вероятность инфицирования туберкулезом; у больных алкоголизмом поражена печень, что ухудшает процессы дезинтоксикации и затрудняет проведение химиотерапии. Вместе с тем считается, что туберкулез, в свою очередь, может привести к алкоголизму в результате сопутствующей депрессии и астении.
Человек, заболевший туберкулезом, поступает в специализированный стационар. Ему назначается активное противотуберкулезное лечение. Сопутствующий алкоголизм значительно усложняет процесс и без того непростого и длительного лечения. У 2/3 больных туберкулезом и алкоголизмом отмечается плохая переносимость химиотерапии. Так, изониазид при совместном приеме с алкоголем может оказывать тетурамподобное действие и вызывать такие же реакции: гиперемию кожи, тахикардию, затрудненное дыхание и пр. Побочные явления возникают у данной категории больных в 1,6 раза чаще. Токсические реакции на препараты среди больных туберкулезом, не отягощенных алкоголизмом, наблюдаются в 2 раза реже, чем у пациентов с сочетанной патологией, а аллергические и токсико-аллергические — с одинаковой частотой.