Файл: Правовая основа социальной защиты детейсирот и детей оставшихся без попечения родителей.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Альметьевский филиал

Учреждения высшего образования

«Университет управления «ТИСБИ»

Факультет среднего профессионального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету:« Право социального обеспечения»

На тему:«Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»

Выполнила: Илларионова Е.А

Студент гр. ПСО-151

Проверил: ст. преподаватель

Христинин В.В

Альметьевск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………………6

1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………..6

1.2 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………………13

2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………………………………22

2.1. Органы, содействующие защите прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………...22

2.2 Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….41


ВВЕДЕНИЕ
Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)1, согласно которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в РФ относится укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности и создание механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения.


Современное семейное законодательство восприняло норму международного права о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Так, пункт 2 ст. 54 СК РФ гласит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Он имеет право знать своих родителей, проживать вместе с ними (за исключением случаев, когда нарушаются его права и законные интересы), на воспитание своими родителями. В случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства, в порядке, предусмотренном главой 18 Семейного кодекса РФ.1

Актуальность выбранной темы заключается в том, что ребенок, помещенный в условия интерната, лишенный положительного опыта семейной жизни, деформируется в личностном развитии. У таких детей снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, развивается чувство тревоги, агрессивность, тормозится интеллектуальное развитие. Такой ребенок покидает интернат не готовым к самостоятельной жизни, не умея организовать свой быт, создать и сохранить семью. Поэтому приоритетным является развитие именно семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Законодательное определение термина "дети, оставшиеся без попечения родителей" содержится в ст. 121 Семейного кодекса.2

В п. 1 данной статьи приведен примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел). В качестве уклонения родителей от воспитания детей особо выделен отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.



Цель данной курсовой работы рассмотреть социальную защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Поставленная цель определила ряд задач, которые необходимо решить в ходе проводимого исследования, а именно:

- Рассмотреть правовые аспекты социального сиротства;

- Изучить формы социальной защиты детей оставшихся без родительского попечения.

Объектом работы являются общественные отношения в сфере гарантий на социальную защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы которая состоит из введения, двух глав, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю, во все времена были дети, которым выпадала судьба, расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты.

Современная ситуация сиротства требует четкого правового регулирования. Рассмотрим основные нормативное-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В современном российском законодательстве определены следующие понятия:

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.1

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)»
2

«Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, - явление противоестественное». Одним из основных прав ребенка является «право знать своих родителей и право на их заботу». При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).1

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи:

1) Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия):

общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

2) Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

- находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

-имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

- лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

- признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

- являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

3) Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

4) Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа" пункт 2.
1

Детский дом - это образовательное государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Основными задачами детских домов являются: создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей; обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-психологической и социальной адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; освоение детьми образовательных программ, получение образования в интересах личности, общества и государства; формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

«Специализация детских домов идет не только в направлении детей с отклонениями в развитии, но и по пути создания учреждений, направленных на развитие способностей детей в различных областях деятельности (детские дома художественного, спортивного профилей, с углубленным изучение иностранного языка и др.) - однако, такая практика не получила широкого распространения»2

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).1

В условиях сегодняшней усложнившейся ситуации актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики «социального» сиротства, детской безнадзорности, создания системы социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.

Следует согласится с точкой зрения А.В. Мудрика, подчеркивающего, что успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны - способность, в определенной мере, противостоять обществу, а точнее - противостоять части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, утверждению человека. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между его идентификацией с обществом и обособлением в нем.