Файл: Правовая основа социальной защиты детейсирот и детей оставшихся без попечения родителей.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей,- непростое дело, поскольку их в России насчитывается примерно более миллиона. Статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учёта на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым правительством Российской Федерации) уровнях. Важной предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения. Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане. Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и её следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях.

Семейный Кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого – проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения – выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком. В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. На основании первичного обследования составляется два документа: акт обследования и основанное на нём заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.). Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству. Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребёнке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребёнка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.




2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1. Органы, содействующие защите прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В целях эффективной реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"1 в 2009 году комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав принимались меры, направленные на развитие комплексной системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Одним из приоритетных направлений в деятельности комиссий является работа с неблагополучными семьями, которые состоят у них на учете.

Комиссиями ведется работа с неблагополучными родителями и работа по обновлению межведомственной базы данных на неблагополучные семьи и число детей, воспитывающихся в них.

Анализ работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав показывает, что приоритетным направлением их деятельности является улучшение положения детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение их прав и законных интересов, профилактика преступлений в отношении несовершеннолетних.

В 2019 году управлениями внутренних дел осуществлен ряд организационных и практических мер, направленных на выполнение требований Федерального Закона №120 от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", региональных законов, ведомственных приказов и указаний по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.1

В частности, в ряде регионов проведен ряд оперативно-профилактических операций и комплексных мероприятий: "Подросток-Алкоголь", "Группа", 3 этапа операции "Подросток" "Здоровье", "Месячник права", "Повтор", комплексные мероприятия по предупреждению преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в вечернее и ночное время. В них принимали участие сотрудники структурных подразделений органов внутренних дел, члены комиссий по делам несовершеннолетних, представители органов и учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения, иных общественных организаций и учреждений. В ходе мероприятий сотрудниками органов внутренних дел проверялись дискотеки, клубы, бары, игорные заведения, иные места концентрации подростков и молодежи.


Данная работа способствует уменьшению числа общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.

Активизирована работа по выявлению и привлечению к уголовной ответственности родителей (законных представителей), не выполняющих обязанности по воспитанию детей.

Особое внимание уделяется профилактической работе в образовательных учреждениях.

Анализ эффективности принимаемых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних свидетельствует, что, количество таких преступлений имеет тенденцию к снижению.

Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних

Проблема преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации остается актуальной. Согласно данным МВД России в первом полугодии 2009 года подростками было совершено около 49 тыс. преступлений или 5,4% от общего количества регистрируемых в стране преступлений. В результате усилий всех субъектов, участвующих в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по итогам шести месяцев 2010 года произошло снижение преступлений допущенных подростками, На 21%. Однако по данным МВД в 2019 в России наблюдается уменьшение количества зарегистрированных преступлений совершенных несовершеннолетними лицами.

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г.1 Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году .

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия данного договора.


Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителям по месту жительства (нахождения) ребенка.

Размер оплаты труда приемных родителей устанавливается каждым субъектом РФ. Так, в РФ, заработная плата приемных родителей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников учреждений образования.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются в органы опеки и попечительства ежегодно. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы различного характера.

Субъектам РФ рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:

-скидки в размере 50 % за квартплату, плату за коммунальные услуги и телефон;

-выделение земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога;

-преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе, бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения;

-предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительности - от 42 до 56 дней;

-сохранение непрерывного стажа за приемными родителями на весь период действия трудового договора о передаче ребенка;

-право на получение беспроцентных ссуд на строительство жилья, дач, создание собственного предприятия .

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

-лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в судом в родительских правах;

-отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

-бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Заключение органа опеки и попечительства о возможности лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении.