Файл: Методика Чего не хватает на этих рисунках Методика Узнай, кто это.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Методика «Узнай, кто это»

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Методика «Чем залатать коврик?»

3.Методы диагностики внимания

Методика «Найди и вычеркни»

Методика «Проставь значки»

Методика «Запомни и расставь точки»

Методика «Узнай фигуры»

Методика «Запомни рисунки»

Методика «Запомни цифры»

Методика «Времена года»

Методика «Что здесь лишнее?»

Методика «Кому чего недостает?»

Методика «Раздели на группы»

Методика «Обведи контур»

Методика «Воспроизведи рисунки»

Методика «Вырежь фигуры»

Методика «Назови слова»

Методика «Расскажи по картинке»

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Оценка результатов

Выводы об уровне развития

Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»

Методика «Узнай, кто это»

Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Р ис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

Выводы об уровне развития

Методика «Чем залатать коврик?»

Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов

Выводы об уровне развития

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Методика «Найди и вычеркни»

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

Выводы об уровне развития

Методика «Проставь значки»

Рис 8 Лист к методике «Проставь значки»

Выводы об уровне развития

Методика «Запомни и расставь точки»

Оценка результатов

Выводы об уровне развития

Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»



Преподаватель: Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами. При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее - самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании следующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

Преподаватель: Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх .... Через 1,5-2 минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо ... ». По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, педагог собирает у детей листки. Общее проведение методики обычно составляет около 15 минут.(Рис 3.). Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.

Оценка производится по следующей шкале:

· точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и т. п. не учитываются) - 4 балла;

· воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии - 3 балла;

· воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла;

· воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором - 1 балл;

· отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех составляющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из 3 оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может коле6аться в пределах от 0 до 16 баллов. Итоговые уровни: 0-5 баллов - низкий уровень; 6-10 баллов - средний уровень; 11-16 баллов - высокий уровень.


Рисунок 3. Графический диктант по методике Д.Б. Эльконина
Методика предназначена для диагностики сферы восприятия детей дошкольного возраста.
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.( Рис 4.)
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3(Рис 4), составляет 14. 

 



Рисунок 4. Задание к методике «Какие предметы спрятаны в картинках»

Оценка результатов:
10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых, имеются на всех трех рисунках, затратив на это, меньше чем 20 сек. 
8–9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 
6–7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы, за время от 31 до 40 сек. 
4–5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов, за время от 41 до 50 сек. 
2–3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов, за время от 51 до 60 сек. 
0–1 балл – за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. 

Выводы об уровне развития восприятия:
10 баллов – очень высокий 
8–9 баллов – высокий 
4–7 баллов – средний 
2–3 балла – низкий 
0–1 балл – очень низкий

Методика «Обведи контур»


Методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления детей 4-6 лет. 

Детям показывают рисунок (№ 1 или № 2) см. Рис 5, и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части.

Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить 
углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.

Оценка результатов теста: 10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания, меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек, при этом, имеет место, хотя бы один, из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов - на выполнение всего задания, в целом, ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.


Выводы об уровне развития наглядно-действенного мышления: 

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий

В диагностическом исследовании по данной методике участие принимали

Педагогические условия формирования интеллекта у дошкольников

Проведённый анализ, применяемых нами диагностик, показал высокий процент интеллектуального развития старших дошкольников. Это даёт нам право говорить об эффективности применяемых методик развития интеллекта у дошкольников старшего возраста.

Осуществляемая в ДОУ практика студентов - будущих бакалавров дошкольного образования, предполагает, что студенты должны определить и реализовать педагогические условия, способствующие эффективному формированию интеллекта у старших дошкольников.

А.В. Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для его гармоничного развития, создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращения дошкольника в школьника, а, наоборот, путем широкого развертывания и максимального обогащения специфики детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым [29].

Интеллектуальное развитие детей во многом определяет развитие их чувств и поведение. В старший дошкольный период учение включено в различные виды деятельности – ребенок общается со взрослым – и учится, он манипулирует предметами – и учится, он играет – и учится.

Для эффективного интеллектуального развития дошкольников студенты – будущие бакалавры дошкольного образования, должны реализовать следующие педагогические условия:

1. Наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников.

2. Учет особенностей детей старшего дошкольного возраста. Созданная предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детской деятельности, способствовать творческому самовыражению каждого ребенка. Единство содержания обучения и развития будут обеспечивать созданную в группах развивающую предметную среду, продуманную таким образом, что весь материал даст возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивая развитие познавательных интересов и грамотности дошкольников. Необходимо оборудовать в детском саду мини-лаборатории, дидактические уголки, направленные на развитие и обучение детей, по различным направлениям.


3. Использование наглядности и последовательности в обучении. Использование наглядности «создаётся» при активном участии самих детей, как условие четкого решения какой-либо игровой или практической задачи. Необходимо уметь, подать материал, как в устной форме, так и закрепить знания с использованием наглядных примеров, на конкретных предметах. Умение действовать последовательно, дети осваивают в игре. Наиболее успешно этот процесс осуществляется в логико-математических играх, последовательность действий при этом обозначается стрелкой [32].

Для успешного усвоения материала детьми старшего дошкольного возраста, необходимы :

- совершенствование умений обозначать предметы, пользуясь заместителями, моделями;