Файл: Программа естественно научной направленности "Юный математик".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение по реке по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу.
ТЕМА №6: «Наглядная геометрия » (56ч)
Фигуры на плоскости(11ч)
Основная цель: познакомить с помощью компьютерной программы с различными фигурами. GeoGebra позволяет визуализировать математику, проводить эксперименты и исследования при решении математических задач не только геометрического характера. Geogebra позволяет создавать на экране компьютера чертежи, от живых плакатов до исследовательских чертежей. Особенно поучителен сам процесс создания соответствующего рисунка.
Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: “сложи квадрат”, “согни и отрежь”, “рамки и вкладыши Монтессори”, “край в край”. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.
Топологические опыты(10ч)
Основная цель: познакомить с понятием топология, провести некоторые опыты, связанные с топологией.
Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.
Фигуры в пространстве(11ч)
Точки на координатной плоскости (11 ч)
Основная цель: познакомить с понятием координатной плоскости, используя координаты на плоскости зашифровать картинки, изображенные на клетчатой бумаге и рассмотреть игры связанные с координатами.
Координаты.Зашифрованная переписка. Лабиринты.
Замечательные кривые (9 ч)
Основная цель: познакомить поистине с замечательными кривыми, населяющими мир геометрии.
Замечательные кривые. Кривые Дракона. Задачи, головоломки, игры. Геометрические головоломки.
ТЕМА №7: " Математические развлечения"
Основная цель: Провести развлекательные мероприятия с математическим уклоном. Это и решение занимательных задач, и геометрические построения, и разгадывание числовых и механических головоломок, и математические игры и фокусы. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.
ТЕМА 8: «Азбука Морзе» (5ч)
Основная цель: Знакомство с алфавитом Морзе.Решение интересных заданий на кодирование и декодирование шифров при помощи азбуки Морзе.
ТЕМА №9: «Мы идем в магазин» (8ч)
Основная цель: Научить детей решать практические задачи из повседневной жизни, связанные с математикой.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программы
«Юный математик»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст учащихся: от 11-15 лет
2 год обучения (216 часа)
Номер урока | Содержание материала | Количество часов | ||||||
Теория | Практика | Всего | ||||||
| История в математике (8ч) | | ||||||
1-2 | История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. | 1 | 1 | 2 | ||||
3-4 | Системы счисления | 1 | 1 | 2 | ||||
5 | История нуля. | 1 | - | 1 | ||||
6-7 | Календарь. | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
8 | История математических знаков. | 1 | - | 1 | ||||
| | | ||||||
| Шифры и математика(17ч) | 17 | ||||||
9-10 | Задачи кодирования и декодирования | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
11-13 | Матричный способ кодирования и декодирования | 0,5 | 2,5 | 3 | ||||
14-16 | Тайнопись и самосовмещение квадрата | 0,5 | 2,5 | 3 | ||||
17 - 19 | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | 1 | 2 | 3 | ||||
20 - 22 | Дидактическая игра «расшифруй-ка» | - | 3 | 3 | ||||
23-25 | Составление проектов шифровки. Защита проектов | - | 3 | 3 | ||||
| Рафтинг и сплав ( 10ч) | 10 | ||||||
26-30 | Задачи по реке | 1 | 4 | 5 | ||||
31-35 | Задачи на встречу и в одном направлении | 1 | 4 | 5 | ||||
| Знакомство с геометрией (31ч) | 31 | ||||||
| I. Симметрия (15 часов) | 15 | ||||||
36-39 | Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры. Практическая работа “Симметрия”. Творческие работы. | 0,5 | 3,5 | 4 | ||||
40-41 | Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами. | - | 2 | 2 | ||||
42-44 | Бордюры. Трафареты. Творческие работы. | - | 3 | 3 | ||||
45-48 | Орнаменты. Паркеты. Творческие работы | - | 4 | 4 | ||||
49-50 | Симметрия помогает решать задачи. | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
| II. Занимательные задачи на построение (16 часов) | 16 | ||||||
51-52 | Построения с помощью циркуля и линейки. | - | 2 | 2 | ||||
53-55 | Общая схема решения задач на построение. | 1 | 2 | 3 | ||||
56-58 | Задачи на построение треугольников. | 1 | 2 | 3 | ||||
59-60 | Построения с помощью двусторонней линейки, угольника. | - | 2 | 2 | ||||
61-64 | Сведения из истории: классические задачи. | 1 | 3 | 4 | ||||
65-66 | Сведения из истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки. | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
| Математика в реальнойжизни . (16ч) | 16 | ||||||
67-70 | Решение задач по теме" Расчет коммунальных услуг " | - | 4 | 4 | ||||
71 | Расчет коммунальных услуг своей семьи | - | 1 | 1 | ||||
72-74 | Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты» | - | 3 | 3 | ||||
75-77 | Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю) | - | 3 | 3 | ||||
78-82 | Создание проекта «Математика в жизни человека» | 1 | 4 | 5 | ||||
| Банки и математика (11ч) | 11 | ||||||
83 | Денежные единицы разных стран | 1 | - | 1 | ||||
84-88 | Кредит. Решение задач. | 1 | 4 | 5 | ||||
89-93 | Депозит. Решение задач. | 1 | 4 | 5 | ||||
| Математика в литературе (11 ч) | 11 | ||||||
94-96 | Математические задачи в стихах. | | 3 | 3 | ||||
97-99 | Математика и стихосложение. | 0,5 | 2,5 | 3 | ||||
100-102 | Фольклорные задачи. | | 3 | 3 | ||||
103-104 | Исследование частоты употребления букв русского языка в текстах. | - | 2 | 2 | ||||
105-106 | Математический турнир (2ч) | 2 | ||||||
| Великие математики (3 ч) | 3 | ||||||
107 | Пифагор, Евклид, Франсуа Виет | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
108 | Николай Иванович Лобачевский | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
109 | Софья Ковалевская | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
110-112 | Математика и медицина (3ч) | 3 | ||||||
| Топологические опыты (14 ч) | 14 | ||||||
113-115 | Нахождения площади фигуры с помощью палетки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. | 1 | 2 | 3 | ||||
116-119 | Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях | 1 | 2 | 4 | ||||
120-124 | Окружность и круг. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. | 1 | 3 | 5 | ||||
125-126 | Лист Мебиуса и опыты с ним. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком. | 1 | 1 | 2 | ||||
127-128 | Измерения, производимые с помощью бытовых приборов (2ч) | 2 | ||||||
129-136 | Решение олимпиадных задач прошлых лет.(8ч) | 8 | ||||||
| Логика(11ч) | 11 | ||||||
137-138 | Простое суждение. Структура и виды простых суждений. | 1 | 1 | 2 | ||||
139 | Тест на логику и смекалку | | 1 | 1 | ||||
140-141 | Сложное суждение и его виды | 1 | 1 | 2 | ||||
142-144 | Правила постановки простых и сложных вопросов. | 1 | 2 | 3 | ||||
145-147 | Логическая структура и виды ответов | 1 | 2 | 3 | ||||
| Математика на шахматной доске (7 ч) | 7 | ||||||
148-154 | Математические задачи и головоломки, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами. | | 7 | 7 | ||||
| Задачи о лабиринтах (5 ч) | 5 | ||||||
155-159 | Задачи на поиск пути в сложном лабиринте. | | 5 | 5 | ||||
| Загадка бумажной полоски. Оригами. Геометрические поделки (7ч) | 7 | ||||||
160-166 | Создание моделей различных предметов окружающего мира в технике сгибания листа бумаги. | | 7 | 7 | ||||
| Геометрия в дизайне одежды (5 часа) | 5 | ||||||
167-171 | Модная геометрия. Моделирование и дизайн одежды. | | 5 | 5 | ||||
| Проценты в нашей жизни» (12ч) | 12 | ||||||
172-178 | Решение задач на проценты с использованием жизненных ситуаций | - | 7 | 7 | ||||
179-183 | Защита проектов по составлению задач на проценты с использованием истории родного края | - | 5 | 5 | ||||
| Приемы устного счета( 4ч) | 4 | ||||||
184-185 | Способы устного умножения и деления. | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
186-187 | Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел. | 0,5 | 1,5 | 2 | ||||
| О разных системах счисления. Как люди научились считать.(4ч) | 4 | ||||||
188-191 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | 1 | 3 | 4 | ||||
192 | Открытия в арифметике, сделанные юными математиками (1ч) | 1 | - | 1 | ||||
| Математические игры ( 7ч) | 7 | ||||||
193-195 | Построение геометрических фигур с помощью ПК. | 0,5 | 2,5 | 3 | ||||
196-199 | Математические пазлы. | - | 2 | 4 | ||||
| Математика в профессии (2 ч) | 2 | ||||||
200-201 | Проект "Математика в профессии моих родителей" | - | 2 | 2 | ||||
| Приемы рационального счета (2ч ) | 2 | ||||||
202 | Интересные способы быстрого счета. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
203 | Эффективные методы быстрого сложения, вычитания и умножения. | - | 1 | 1 | ||||
| Старые русские меры. Решение задач.4ч | 4 | ||||||
204-207 | Словарь старинных мер. | 0,5 | - | 0,5 | ||||
Задачи на старинные русские меры. | - | 3,5 | 3,5 | |||||
| Геометрические поделки из пластика .6ч | 6 | ||||||
208-213 | Моделирование пластиковых конструкций | | 6 | 6 | ||||
3 часа | Аттестация | | 1/2 | | ||||
| | 41,5 | 174,5 | 216 |
Краткое содержание тем
2 год обучения
ТЕМА №1: «История в математике» (8ч)
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.
ТЕМА №2: «Шифры и математика» (17ч)
Применять способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, Решать задачи на тайнопись и самосовмещение квадрата используя при необходимости калькулятор. Формировать навыки работы с матрицами; развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.
ТЕМА №3: «Рафтинг и сплав» (10ч)
Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.
ТЕМА №4: «Знакомство с геометрией» (31ч)
1. Симметрия (15)
2. Занимательные задачи на построение (16)
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур.
Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.
ТЕМА №5: «Математика в реальной жизни» (16ч)
Уметь рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов.
Выполнять практико -ориентированные задания на нахождение площади. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.
ТЕМА №6: «Банки и математика» (11ч)
Знакомство детей с банковскими услугами и решение задач по темам "Кредит" и "Депозит"
.
ТЕМА №7: "Математика в литературе"(11 ч)
Как убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков? Цель работы:
Доказать существование связи между литературой и математикой
Задачи: Подобрать математические задачи в литературных произведениях.
ТЕМА №8: "Математический турнир"(2 ч)
Математический конкурс.
ТЕМА №9: "Великие математики"(3 ч)
Познакомится с интересными фактами из биографии великих математиков.
ТЕМА №10: "Математика и медицина".(3ч)
Цель :Познакомится в каких областях медицины не обойтись без знаний математики
ТЕМА №11: «Топологические опыты» (14ч)
Топология – это достаточно молодое направление в геометрии.
Цель работы: Изучение топологических задач
ТЕМА №12: "Измерения, производимые с помощью бытовых приборов" (2ч)
Научиться пользоваться различными бытовыми приборами и производить с помощью их измерения.
ТЕМА №13: «Решение олимпиадных задач прошлых лет» (8ч)
ТЕМА №14: «Логика» (11ч)
Логика - это наука о способах и формах правильного мышления. Знакомство с видами суждений и выводами. Тест на проверку логики и сообразительности.
ТЕМА №15: «Математика на шахматной доске» (7ч)
Математические задачи и головоломки, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами.
ТЕМА №16: «Загадки в лабиринтах» (5ч)
Решение задачи на поиск пути в сложном лабиринте
ТЕМА №17: "Загадка бумажной полоски. Оригами. Геометрические поделки".( 7)
Создание моделей различных предметов окружающего мира в технике сгибания листа бумаги
ТЕМА №18: «Геометрия в дизайне одежды» (5ч)
Работа над моделированием и дизайном одежды с геометрической тематикой.
ТЕМА №19: «Проценты в нашей жизни» (12ч)
Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты.
ТЕМА №20: «Приемы устного счета» (4ч)
Применение различных приёмов устного счёта, использование элементов игры, наглядных пособий делает этот процесс более интересным.
ТЕМА №21: «О разных системах счисления. Как люди научились считать.» (4ч)
Совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. Перевод разных чисел из одной системы счисления в другую.
ТЕМА №22: "Открытия в арифметике, сделанные юными математиками" (1ч)
Мероприятие "Юные математики"
ТЕМА №23: "Математические игры" (7ч )
Построение геометрических фигур с помощью ПК. Математические пазлы.
ТЕМА №24: " Математика в профессии родителей" ( 2 ч )
Защита проекта "Математика в профессии моих родителей"
ТЕМА №25: " Приёмы рационального счёта"(2)
Интересные способы быстрого счета. Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел.
ТЕМА №26: " Старые русские меры. Решение задач" (4 ч )
Словарь старинных мер. Решение задач на старинные русские меры.
ТЕМА №27: " Геометрические поделки из пластика" ( 6 ч )
Моделирование пластиковых конструкций.
Аттестация.
Оценочные материалы
Критерии оценивания проектов учащихся
Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят учащиеся (самооценка) и учитель.
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Количество баллов |
Актуальность поставленной проблемы | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0 до 1 |
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0 до 1 | |
Верно ли определил автор актуальность работы? | От 0 до 1 | |
Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 | |
Теоретическая и \ или практическая ценность | Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0 до 2 |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области | От 0 до 2 | |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | От 0 до 1 | |
Методы исследования | Целесообразность применяемых методов | 1 |
Соблюдение технологии использования методов | 1 | |
Качество содержания проектной работы | выводы работы соответствуют поставленным целям | 2 |
оригинальность, неповторимость проекта | 2 | |
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы | 1 | |
есть ли исследовательский аспект в работе | 2 | |
есть ли у работы перспектива развития | 1 | |
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) | интересная форма представления, но в рамках делового стиля | От 0 до 2 |
логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. | От 0 до 2 | |
форма материала соответствует задумке | 1 | |
текст легко воспринимается, | 1 | |
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. | 1 | |
Компетентность участника при защите работы | Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов | От 0 до 2 |
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе | От 0 до 2 | |
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. | От 0 до 2 | |
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. | От 0 до 2 | |
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. | От 0 до 2 |