Файл: Правительство рф состав и порядок его формирования, компетенция и организация работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский промышленно-экономический техникум»
(ГБПОУ «СПЭТ»)
40.02.01. Право и организация социального обеспечения
РЕФЕРАТ по дисциплине «Конституционное право» на тему: «Правительство РФ: состав и порядок его формирования, компетенция и организация работы»
Выполнил: студент заочной формы обучения, группы ЗС-2101,
Проверила:
, преподаватель
Оценка: _____________________
зачтено /не зачтено
Южно-Сахалинск, 2022

2
Содержание
I.
Введение стр. 3
II.
Конституционно-правовые основы статуса Правительства РФ стр. 4
III.
Порядок формирования и состав Правительства РФ стр. 6
IV.
Полномочия (компетенция) ПравительстваРФ стр. 11
V.
Организация деятельности Правительства РФ стр. 14
VI.
Заключение стр. 17
VII.
Список источников стр. 19

3
Введение
Российская Федерация – Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих властей имеет свою подсистему государственных органов. Ключевое место в системе органов государственной власти России занимает Президент РФ - глава государства. Президент России формально не принадлежит ни к одной ветви власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной и судебной власти.
Законодательные органы - это такие органы государства, на которые возложена законодательная, нормотворческая деятельность. Они издают законы - нормативные правовые акты, обладающие высокой юридической силой и регулирующие важные общественные отношения. Законодательная деятельность является прерогативой представительных органов государственной власти, которые избираются, как правило, посредством всеобщих равных выборов.
Исполнительные органы - это те органы, которые осуществляют государственную власть путем организации исполнения законов. Исполнительными органами государства являются Правительство РФ, министерства и другие административные учреждения, осуществляющие руководство в различных сферах жизни общества.
Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебные органы - это специально образуемые органы государственной власти, основной задачей которых является защита прав всех субъектов права путем судебного разбирательства в процессуальной форме различных (уголовных, гражданских и др.) дел и споров.
Совокупность органов
Российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации.


4
Система органов государственной власти представляет собой многогранный институт, состоящий из ряда государственных органов, обладающих собственной компетенцией и самостоятельностью, но представляющий собой единый государственный механизм.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют самостоятельно в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из ветвей власти действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой.
В соответствии с теорией «разделения властей» исполнительная власть - это власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых законодательной властью законов и указов Президента РФ. Она имеет свое субъектное выражение, т.е. для реализации в жизнь задач исполнительной власти государство образует специальные органы исполнительной власти. Эти органы наделены юридически властными полномочиями и выражают государственно-правовое веление в подзаконной деятельности, претворяя в жизнь положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ.
Высшим исполнительным органом в Российской Федерации является Правительство РФ. К ведению Правительства РФ относятся вопросы реализации законов, руководство внутренней и внешней политикой, составление и исполнение бюджета и др.
Конституционно-правовые основы статуса Правительства РФ
Правовой статус Правительства РФ в главных чертах определяется Конституцией
РФ, ее главой 6 «Правительство Российской Федерации» (статьями 110 - 117) и рядом норм других глав. Специальным актом является Федеральный конституционный закон от
6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
1
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации
2
Правительство РФ на федеральном уровне возглавляет всю систему органов
1
Далее – Закон о Правительстве РФ
2
Статья 110 Конституции РФ

5 исполнительной власти, обеспечивая их согласованную деятельность, что особенно сложно и важно в условиях федеративного государства. Вместе с тем Правительство осуществляет исполнительную власть не в отрыве, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими ветвями единой государственной власти - законодательной и судебной.
В статье 1 Закона о Правительстве РФ говорится, что исполнительную власть
Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской
Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.
В
иерархии органов исполнительной власти России Правительство РФ занимает первое место.
Правительство РФ осуществляет общее руководство деятельностью исполнительных органов субъектов Федерации и глав местных администраций, обеспечивает осуществление федеральных полномочий на всей территории России, сочетание интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Региональные органы исполнительной власти не подчинены Правительству РФ.
Правительство РФ вправе в отношениях с ними лишь координировать их деятельность.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации
3
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, единства системы публичной власти.
4 3
Статья 2 Закона о Правительстве РФ.
4
Статья 3 Закона о Правительстве РФ.


6
В реальности Правительство РФ, конечно же, участвует в руководстве государством и осуществлении всей государственной политики. По нормам Конституции
РФ и Закона о Правительстве РФ, Правительство РФ занимается всеми проблемами внутренней и внешней политики, обороноспособности и безопасности государства.
Однако в большей мере соответствующие вопросы находятся в центре внимания
Президента РФ, а усилия Правительства РФ концентрируются Президентом России на экономической, социальной, культурно-просветительной сферах.
Выполняя свои функции, Правительство РФ заинтересовано в наличии хорошей нормативной правовой базы. В этом плане задачей Правительства РФ можно считать подготовку и обеспечение прохождения в парламенте необходимых законов, подготовку нормативных актов Президента РФ, а также принятие в целях регулирования общественных отношений собственных нормативных актов в развитие Конституции РФ, федеральных законов и актов Президента РФ.
Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение законодательства и осуществляет систематический контроль его исполнения федеральными и региональными органами власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства России. Тем самым основной задачей Правительства РФ является исполнительно-распорядительная деятельность, включая исполнение законов и контроль над их соблюдением и реализацией.
Порядок формирования и состав Правительства РФ
Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства РФ:
Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
5
Законодатель не называет других членов Правительства, хотя фактически в состав Правительства России также могут входить и министры «без портфеля», и руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг федерального министра или заместителя Председателя Правительства, и другие лица, наделенные главой государства статусом федерального министра.
Для замещения должности члена Правительства РФ существуют определенные ограничения и запреты, установленные Конституцией РФ и конкретизированные в Законе
5
Статья 110 Конституции РФ и статья 4 Закона о Правительстве РФ.

7 о Правительстве РФ. Членом Правительства РФ может быть гражданин Российской
Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской
Федерации, а также владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
6
Одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ - назначение
Председателя Правительства РФ.
7
Члены Правительства РФ также назначаются на должность Президентом РФ.
Порядок назначения Председателя Правительства РФ установлен статьей 111
Конституции РФ и конкретизирован в статьей 7 Закона о Правительстве РФ. Председатель
Правительства РФ назначается Президентом России после утверждения его кандидатуры
Государственной Думой.
Внесение Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства
РФ в
Государственную Думу происходит:
- не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного
Президента РФ или после отставки Правительства РФ, если таковая имела место;
- в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост или освобождения Президентом РФ от должности либо отставки Председателя
Правительства РФ.
Троекратное отклонение Государственной Думой предложенной Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ влечет роспуск Государственной Думы.
Президент РФ вправе по своему усмотрению вносить одну и ту же повторно либо разные кандидатуры.
Утверждение кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной
Думой не является реальным проявлением механизма «сдержек и противовесов», носит формальный характер в силу того, что Президент РФ вправе повторно предложить
6
Часть 4 Конституции РФ и части 1 и 2 статьи 6 Закона о Правительстве РФ.
7
Пункт а) статьи 83 Конституции РФ.


8
Государственной Думе ранее отклоненную кандидатуру, при этом Государственная Дума свою кандидатуру представить не может. Формальность утверждения подчеркивается тем, что в случае троекратного отклонения Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ в течение семи дней принимает решение о роспуске Государственной Думы РФ или об отставке Правительства РФ. Но существует конституционная коллизия: если Государственная Дума выразила недоверие
Правительству РФ дважды в первый год исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 109
Конституции РФ), то она не может быть распущена, так как в соответствии со статьями
111, 117 Конституции РФ, Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. Если Думу нельзя распускать, значит, Правительство РФ надо отправить в отставку. Не исключено, что Президент РФ этого тоже не сделает, в этом случае события выходят за рамки конституционного регулирования, и возможно, в течение длительного времени, до решения кризиса, будет осуществляться исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ лицом, назначенным Президентом РФ.
Члены Правительства РФ и руководители иных органов исполнительной власти
Российской Федерации назначаются Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ. Подробно порядок назначения (формирования) членов Правительства
РФ описан в статье 112 Конституции РФ и конкретизирован в статьях 9 и 10 Закона о
Правительстве РФ. Предложение Председателя Правительства РФ о назначении членов
Правительства РФ вносится Президенту РФ не позднее недельного срока после его назначения одновременно с предложениями о структуре федеральных органов исполнительной власти. После утверждения указом Президента РФ системы и структуры, в соответствии с практикой, следуют предложения о персональном составе, о назначении заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров и иных руководителей органов государственной власти.
Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.
8 8
Часть 2 статьи 112 Конституции РФ

9
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность
Президентом России. Президент РФ не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.
9
Если Государственная Дума отклоняет представленную Председателем
Правительства РФ кандидатуру заместителя Председателя Правительства РФ,
Председатель Правительства России вправе представить Государственной Думе новую кандидатуру заместителя Председателя Правительства РФ или повторно ту кандидатуру, которая была отклонена Государственной Думой.
10
После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
Президент России вправе назначить заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем
Правительства РФ. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур более одной трети должностей членов Правительства РФ, остаются вакантными, Президент России вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
11
Президент РФ назначает на должность федеральных министров - руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
12
На рисунке ниже показана схема действующего состава Правительства РФ на 2022 год.
9
Часть 3 статьи 112 Конституции РФ
10
Часть 5 статьи 9 Закона о Правительстве РФ
11
Часть 4 статьи 112 Конституции РФ
12
Пункт статьи 83, пункт к) части 1 статьи 102 Конституции РФ


10
Законодательно определен состав Правительства РФ как коллегиального органа, в который входят: Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры. Расширение состава Правительства РФ возможно путем придания статуса федерального министра руководителям федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министерствами. На практике эти вопросы решаются указами Президента
РФ, определяющими структуру федеральных органов исполнительной власти.
Законом о Правительстве РФ предусмотрена возможность образования Президиума
Правительства РФ для решения оперативных вопросов. Президиум Правительства РФ не подменяет самого Правительства. В состав Президиума входят руководство
Правительства и ключевые министры. Правительство РФ или Президент России вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.
В структуре Правительства РФ образуются координационные органы - комиссии, комитеты и совещательные органы - советы, предназначенные для выработки
Структура Правительства РФ.
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Белоусов А.Р.
Заместитель
Председателя
Правительства –
Руководитель
Аппарата
Правительства
Григоренко
Д.Ю.
Заместитель
Председателя
Правительства
Абрамченко
В.В.
Заместитель
Председателя
Правительства
Борисов Ю.И.
Заместитель
Председателя
Правительства
Голикова Т.А.
Заместитель
Председателя
Правительства
Новак А.В.
Заместитель
Председателя
Правительства
Оверчук А.Л.
Заместитель
Председателя
Правительства- полномочный представитель
Президента РФ в
Дальневосточном федеральном округе
Трутнев Ю.П.
Заместитель
Председателя
Правительства
Хаснуллин
М.Ш.
Заместитель
Председателя
Правительства
Чернышенко
Д.Н.
Министерство экономическог о развития
Решетников
М.Г.
Министерство финансов
Силуанов А.Г.
Министерство сельского хозяйства
Патрушев Д.Н.
Министерство промышленност и и торговли
Мантуров Д.В.
Министерство здравоохранения
Мурашко М.А.
Министерство энергетики
Шульгинов Н.Г.
Министерство по развитию Дальнего
Востока и Арктики
Чекунков А.О.
Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства
Файзуллин И.Э.
Министерство науки и высшего образования
Фальков В.Н.
Министерство транспорта
Савельев В.Г.
Министерство природных ресурсов и экологии
Козлов А.А.
Министерство культуры
Любимова О.Б.
Министерство спорта Матыцин
О.В.
Министерство просвещения
Кравцов С.С.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Шадаев М.И.
Министерство труда и социальной защиты Котяков
А.О.
Министерство внутренних дел
Колокольцев В.А.
Министерство иностранных дел
Лавров С.В.
Министерство юстиции
Чуйченко К.А.
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Временно исполняющий обязанности Чуприян А.П.
Министерство обороны
Шойгу С.К.
Часть федеральных министерств относящихся к Правительству РФ подчиняется напрямую Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину.
Председатель Правительства-Михаил Владимирович Мишустин