Файл: Правительство рф состав и порядок его формирования, компетенция и организация работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 рекомендаций. Для организации и обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ, включающий руководство Аппарата
(руководитель и его заместители), секретариаты заместителей Председателя
Правительства РФ и руководителя Аппарата, департаменты, в которых создаются отделы.
Аппарат выполняет организационно-методические, экспертно-консультативные, справочно-информационные, контрольные и иные возложенные на него функции
Полномочия (компетенция) Правительства РФ
Правительство РФ осуществляет свою подзаконную деятельность и реализует полномочия во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента
РФ и собственного подзаконного правотворчества в виде постановлений, решений и распоряжений, принимаемых в пределах своих конституционных полномочий.
Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ, носят нормативный и ненормативный (индивидуально-правовой) характер и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента РФ. Кроме правовых актов
Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие юридического характера. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, могут быть отменены Президентом РФ.
13
Правительство РФ по своей природе - более мобильный орган по сравнению с парламентом, его функции и полномочия распространяются на все сферы общественной жизни, они наполняются конкретным содержанием в зависимости от состояния законодательства, потребностей развития, поэтому можно вести речь лишь об основных функциях и полномочиях Правительства РФ.
Основные направления деятельности и полномочия Правительства РФ определяет ст. 114 Конституции РФ. Согласно данной статье Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о
13
Статья 115 Конституции РФ.

12 результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной
Думой; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития
Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной


13 деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента
В главе 3 Закона о Правительстве РФ, посвященной полномочиям Правительства
РФ, выделены сначала общие вопросы руководства Правительства РФ федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. Правительство
РФ руководит работой указанных органов и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются
Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Для осуществления своих полномочий Правительство РФ может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно также устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ.
Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

14
Далее Закон о Правительстве РФ определяет так называемые общие полномочия
Правительства РФ.
Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, а также способствует устранению разногласий между ними; участвует в установлении единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
обеспечивает реализацию национальных целей, национальных проектов, формирует федеральные целевые программы, государственные программы Российской
Федерации и общенациональные планы действий, обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов
РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, Закону о Правительстве РФ и федеральным законам.
В свою очередь Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.
Закон о Правительстве РФ подробно перечисляет полномочия Правительства по отдельным направлениям его деятельности в сферах социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, трудовых отношений, экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, взаимодействия с институтами гражданского общества, науки, культуры, образования, охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью, обеспечения обороны страны и безопасности государства, внешней политики и международных отношений, законодательной деятельности.
Организация деятельности Правительства РФ
Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента России организует работу Правительства РФ. Председатель Правительства РФ несет


15 персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на
Правительство РФ полномочий.
14
Порядок деятельности Правительства РФ определяется Законом о Правительстве
РФ и конкретизируется в Постановлении Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О
Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате
Правительства Российской Федерации»
15
Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с регламентом
Правительства РФ.
Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.
Вопросы на заседании рассматриваются с обязательным участием федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, к сфере ведения которых относится рассматриваемый вопрос, или лиц, исполняющих их обязанности.
Председательствующим на заседаниях Правительства РФ является Председатель
Правительства РФ. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя. В его отсутствие заседание проводит один из заместителей Председателя Правительства РФ по поручению
Председателя Правительства РФ. Заседания Правительства РФ могут проходить под председательством Президента Российской Федерации.
По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется
Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание
Правительства РФ могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами
14
Статья 113 Конституции РФ.
15
Далее - регламент Правительства РФ

16
Президента РФ, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях
Правительства РФ под председательством Президента РФ. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.
Члены Правительства могут присутствовать и выступать на заседаниях палат
Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.
Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат.
На заседании
Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов - до 10 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут.
Решения, принятые на заседании Правительства РФ, оформляются протоколом.
Протокол заседания Правительства РФ оформляется Аппаратом Правительства РФ в течение 24 часов после окончания заседания и подписывается председательствовавшим на заседании.
Протоколы заседаний Правительства РФ рассылаются в электронном виде членам
Правительства, а также органам, организациям и должностным лицам по списку, утверждаемому Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата
Правительства РФ, в 2-дневный срок после заседания.
Правительство РФ информирует граждан России через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и принятых по этим вопросам решениях, если такие сведения не относятся к информации ограниченного доступа.
На заседаниях Правительства РФ рассматриваются два рода вопросов:
1) решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства.
Их перечень установлен частью 1 статьи 31 Закона о Правительстве РФ;
2) могут рассматриваться иные вопросы в случаях, установленных нормативными правовыми актами России, а также по решению Президента России или Председателя
Правительства РФ в порядке, определенном регламентом Правительства РФ.
Для обеспечения деятельности Правительства и Председателя Правительства РФ создан Аппарат Правительства РФ, который работает под руководством Председателя


17
Правительства РФ. Возглавляет его руководитель Аппарата, являющийся заместителем
Председателя Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства РФ, организует контроль за выполнением его решений.
Заключение
Грамотно разработанная система государственного управления является одним из наиболее важных аспектов функционирования любого государства. От того, каким образом функционирует власть в стране, зависит уровень развития общества, а также всех сфер общественной жизни. Россия является страной с большими территориями, для такой страны необходима сложная структура власти.
Исполнительная власть - это разновидность государственной власти, одна из ее ветвей, обладающая особыми властным полномочиями для воздействия на функционирование всех «клеточек» государственного и общественного «организма».
Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. Правительство РФ это система взаимосвязанных звеньев управления, выполняющих различные обязанности и полномочия, что говорит о том, что оно характеризуется коллегиальностью, то есть самые важные вопросы разрешаются коллективно.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность, а также вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Государственное управление как процесс требует принятия управленческих решений, и нормотворчество Правительства РФ направлено на нормативное обеспечение действия закона, т.е. на его исполнение. Нормотворческая компетенция Правительства РФ
- это совокупность предметов ведения (сфера общественных отношений), которые в рамках своих полномочий вправе урегулировать Правительство РФ путем издания
(принятия, изменения, отмены) нормативных правовых актов.

18
Законодательная деятельность Правительства РФ основана на нормах Конституции
РФ, которая наделила Правительство РФ большими полномочиями по воздействию на законодательный процесс, а также установила, что законопроекты о бюджете, введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены Правительством РФ или только при наличии заключения Правительства РФ.
Правительство РФ как исполнительный орган общей компетенции вправе издавать постановления и распоряжения по широкому кругу вопросов, входящих в его компетенцию, а нормы отдельных федеральных законов и указов Президента РФ уточняют характер его правотворческих полномочий, содержат предписания о принятии постановлений по конкретным вопросам.
Реализация Правительством РФ своих полномочий в различных сферах предполагает не только принятие «вторичных» по отношению к закону и указам
Президента РФ актов, но и установление новых норм права (прямо не предусмотренных законом) в пределах его компетенции. Правотворческая компетенция Правительства РФ осуществляется по предметам ведения в рамках его полномочий принятием, изменением, отменой нормативных правовых актов в установленном порядке.
Правительство РФ обладает множеством функций и полномочий, данные функции касаются абсолютно всех областей, следовательно, от уровня профессионализма и ответственного подхода к делам, зависит уровень развития абсолютно всех областей общественной жизни.


19
Список источников
1.Конституция Российской Федерации.
2.
Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О
Правительстве Российской Федерации».
3.
Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте
Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства
Российской Федерации».
4.
Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»)
/ И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут,
2014. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/alzheev_ia_vlasenko_ib_dogadailo
_eu_nosov_si_konstitucionnoe_pravo_rossijskoj_federacii/
5.
Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно- методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред.
С.А.
Авакьян.
М.:
Юстицинформ,
2014. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/rubr/konstitutsionnoe_gosudarstvennoe_
pravo_rossii/
6.
Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., Безруков А.В. перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/bezrukov_av_konstitucionnoe_prav o_rossii/
7. Источник: http://government.ru/