ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пятая группа оснований устанавливает запрет на регистрацию в качестве товарных знаков охраняемых в соответствии с международным договором обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с территории государства, в котором охраняется данное обозначение, и имеющие особые качества, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются его происхождением (например, шампанское, коньяк и др.).
Кроме абсолютных оснований для отказа в регистрации товарного знака Закон о товарных знаках определяет иные основания, которые характеризуют требование новизны к товарным знакам. Так, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, в отношении однородных товаров тождественные или сходные до степени их смешения с:
- товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, имеющими более ранний приоритет;
- товарными знаками других лиц, признанными в установленном законом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками.
Эти основания не ограничивают право на регистрацию такого товарного знака для других товаров.
Следующая группа ограничений распространяется на регистрацию товарных знаков в отношении любых видов товаров. Так не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных законов обозначения, тождественные:
- охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
- названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
- фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.
Под общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком понимается товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначения в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В настоящее время в Российской Федерации признано общеизвестными не так много товарных знаков. Среди них – «Известия», «Уралмаш», «Ява» и др.
Заявление о признании товарного знака общеизвестным может быть подано лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным. Подача заявления возможна в случаях, когда использованию заявителем своего товарного знака и получению от того использования преимуществ в предпринимательской деятельности препятствуют подача иным лицом заявки на регистрацию товарного знака, регистрация товарного знака на имя иного лица или использование иным лицом товарного знака, являющегося тождественным или сходным до степени смешения со знаком заявителя и предназначенным для применения в отношении однородных товаров.
Общеизвестному товарному знаку предоставляется такая же правовая охрана как и для других товарных знаков. Однако в отличие от других товарных знаков правовая охрана действует бессрочно. Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак осуществляется Роспатентом в течение месяца с даты внесения товарного знака в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.
Соотношение прав на товарные знаки и фирменные наименования. Товарные знаки как и фирменные наименования являются средствами индивидуализации предпринимателей. Общим для этих объектов интеллектуальной собственности является то, что они могут и не представлять результата творческой деятельности человека, но на них распространяется режим исключительных прав в силу регистрации (специальной – для товарных знаков или нет – для фирменных наименований).
Отличия товарного знака от фирменного наименования состоят в следующем:
1) Различный способ выражения. Фирменное наименование всегда имеет только словесное обозначение, товарный знак может иметь и другие виды обозначений (художественное, музыкальное и т.д.).
2) Разный порядок возникновения исключительных прав. Права на фирменные наименования возникают при регистрации юридического лица, а права на товарный знак при специальной регистрации в Роспатенте.
3) Субъектами права на регистрацию фирменного наименования могут быть только коммерческие организации, субъектами прав на товарный знак могут выступать любые юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
4) Различный срок охраны. Правовая охрана товарных знаков в отличие от фирменных наименований носит срочный характер.
5) Разный порядок перехода прав и др.
На практике довольно часто возникают вопросы по поводу того, какой из объектов интеллектуальной собственности имеет приоритет перед другим. Чаще всего это касается соотношения прав на товарный знак и фирменное наименование, промышленный образец, а также на объекты авторских прав. Такое положение носит в науке название «конкуренции права на объекты интеллектуальной собственности». Согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
При этом под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности; в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.
Виды товарных знаков. Товарные знаки делятся на словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, комбинированные и другие. Например, в виде объемных товарных знаков могут быть зарегистрированы необычные формы конфет, мыла, бутылок и т.д. В некоторых странах (Германии, Японии и др.) объемные товарные знаки не регистрируются. США является единственной страной, признавшей возможность регистрации пахнущих знаков. В 1990 г. был зарегистрирован свежий цветочный аромат в отношении нитей для шитья и вышивальных ниток
[22].
Товарные знаки могу быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальный товарный знак регистрируется на имя одного гражданина-предпринимателя или юридического лица. Коллективный товарный знак - это товарный знак, который в соответствие с международным договоров Российской Федерации может быть зарегистрирован в отношении объединения лиц, производящих и (или) реализующих товары, обладающими едиными качественными и иными общими характеристиками. Коллективный товарный знак используется для маркировки товаров, разрабатываемых, изготавливаемых или реализуемых несколькими предприятиями, экономически связанными между собой, объединившимися для совместного использования этого знака. Лица, входящие в состав объединения, являются равноправными партнерами в отношении использования коллективного товарного знака.
Заявка на коллективный знак должна включать в себя устав коллективного знака, в котором должны быть указаны:
наименования объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя;
перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком;
цель его регистрации;
перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;
условия его использования;
порядок контроля за использованием;
ответственность за нарушение устава коллективного знака.
Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Однако при этом возможно включение новых лиц в состав пользователей знака, о которых должен быть уведомлен Роспатент и внесены соответствующие изменения в устав коллективного знака. Аналогичные нормы имеются в законодательстве Испании, Японии, Австрии и других странах.
Возникновение прав на товарный знак. Исключительные права на товарный знак возникают с момента его регистрации в Роспатенте. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Кроме того, заявитель может воспользоваться принципом конвенционного или выставочного приоритета. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в подача заявки в Роспатент осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.
Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет). При этом выставка должна быть официальной, организованной на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Дополнительным условием является шестимесячной срок подачи заявки в Роспатент, который исчисляется со дня начала открытого показа экспоната на выставке. При подаче заявки должны быть приложены документы, подтверждающие правомерность требований лица, желающего воспользоваться принципом конвенционного или выставочного приоритета.
В том случае, если разными заявителями одновременно поданы заявки на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих перечней товаров, то они должны своим соглашением определить, в отношении кого из них будет произведена регистрация. Не допускается регистрация одного товарного знака на одни и те же товары в отношении разных лиц, за исключением регистрации коллективного товарного знака в отношении нескольких лиц, входящих в состав объединения. Если в течение шести месяцев с даты получения соответствующего уведомления соглашения между несколькими заявителями не достигнуто, то заявки считаются отозванными.
При регистрации товарного знака очень важно определить виды и класс товаров, на которые будет распространять свое действие товарный знак. Классификация товарных знаков и знаков обслуживания содержится в Ниццком соглашении 1973 г. Различают 42 класса, из них 34 относятся к товарам и 8 - к услугам. Например, для того, чтобы зарегистрировать товарный знак на видеотовары и услуги необходимо обратиться к 9 и 41 классам. 9-й класс включает в себя указание на такие товары как видеокамеры, видеокассеты, компакт-диски, устройства для видеозаписи и др., а 41 класс включает в себя прокат кино- и видеофильмов, услуги студий записи, производство кинофильмов и др. Регистрация товарного знака на одни товары и услуги не препятствует зарегистрировать другим лицам товарный знак на другие товары и услуги. В этом проявляется ограниченный характер исключительных прав на товарный знак. На практике это имеет принципиальное значение, поскольку использование товарного знака применительно к одной категории изделий не препятствует его применению к другой категории.