Файл: Рассмотрите психологию как профессию. Охарактеризуйте основные виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
становления психолога.
Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В. А. Ганзен).
Рабочий инструмент психолога не только психологические и психологопедагогические технологии, методы и методики, но и во многом личность, поэтому при подготовке специалистов в этой сфере необходимо уделять особое внимание формированию личностно-профессиональных качеств будущих профессионалов. В профессии психолога развитие личностное и развитие профессиональное взаимосвязаны. В процессе обучения студентам важно приобрести умения работы не только с другими людьми, но и навыки работы над собой, активность и стремление к личностному саморазвитию.
Специфика профессиональной деятельности психолога позволяет предполагать, что для развития профессионализма психологов особое значение имеет именно личностное развитие. Связующим звеном между личностью и деятельностью выступает профессиональное самосознание, которое позволяет в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности.
Для эффективности профессиональной деятельности также важно эмоциональное состояние психолога.
В исследовании, проведенном Л. М. Бечтолдом, Э. Э. Вернером, Р. Б. Кеттеллом и Дж. Е.
Древдалом, получен следующий психологический портрет эффективного психолога: это личность с творческим мышлением, склонная к самоанализу, любящая работать в одиночестве, независимая и самоуверенная, но всегда готовая воспользоваться новыми возможностями для приобретения нового опыта, эмоционально устойчивая, наделена развитым чувством самоконтроля, не привержена стандартам, обладает гибким мышлением и легко адаптируется.
Успех и продуктивность, результативность и качество профессиональной деятельности психолога неразрывно связаны с осознанием значимости своей профессии, пониманием сущностных характеристик своей профессиональной сферы, ее контента. Для специалиста в области практической психологии важно не только знание различных диагностических и коррекционно- развивающих методов, ориентация в различных образовательных программах и методиках, но и сформированное чувство рефлексивности по отношению к процессу и результату деятельности.

22. Раскройте этапы развитие профессионального самосознания и рефлексии собственной
профессиональной деятельности.
Становление профессиональной идентичности предполагает формирование гибкости мышления, аналитических способностей, умений и навыков планирования и прогнозирования, целеполагания и самоконтроля, развитие профессиональной мотивации, способности к творческому преобразованию, развитие навыков профессиональной коммуникации. Вхождение в профессию неразрывно связано с определением собственной профессиональной роли, осознанием профессиональной перспективы, что, в свою очередь, невозможно вне рефлексивных процессов.
При осуществлении профессиональной подготовки будущего специалиста-психолога необходимо учитывать возможности развития не только интеллектуального, регулятивного, мотивационного, но и рефлексивного компонентов. Образовательная модель, включающая в себя
вышеперечисленные компоненты, и, прежде всего, рефлексивный, предполагает качественно иные стратегии становления профессиональной идентичности. Рефлексивный компонент представляет собой интегрирующее звено в структуре профессиональной идентичности специалиста в области психологии и актуален на всех ступенях профессионального развития.
Современные подходы психологии рефлексии отличаются методологическим разнообразием, многоаспектностью рассмотрения рефлексивных моделей, механизмов и структурных элементов рефлексивного процесса.
В отечественной психологии традиционно рассматривают внешнюю и внутреннюю рефлексию, опираясь на представления С. Л. Рубинштейна о рефлексии как способе жизнедеятельности, проявляющемся в двух планах — внешнем и внутреннем.
Российские психологи И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов описывают следующие типы рефлексии:

1) интеллектуальная рефлексия (включает знания об объекте, а также осознание способов действия с объектом);

2) личностная рефлексия (образ «Я», осознание себя как индивидуальности, понимание своих действий и поступков);

3) коммуникативная рефлексия (представления о внутреннем мире другого человека, о мотивах его поведения);

4) кооперативная рефлексия (осознание ролей, позиций и структуры в процессе группового взаимодействия);

5) культуральная и экзистенциальная рефлексия (предполагает осознание глубинных, мировоззренческих, экзистенциальных личностных смыслов);

6) регулятивная рефлексия (способствует сознательному построению собственной деятельности)
Опираясь на рефлексивную модель И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова, представим, как данные типы рефлексии могут найти отражение в области профессиональной деятельности психолога, и выделим следующие компоненты развития психолого-педагогической рефлексии:

1) интеллектуально -рефлексивный компонент (способность оценки своих профессиональных знаний и осознания способов своих профессиональных действий);

2) личностно-рефлексивный компонент (образ профессионального «Я», осознание себя как профессионала и своих профессионально важных качеств, понимание своих профессиональных действий, своих профессиональных трудностей и достижений);

3) коммуникативно-рефлексивный компонент (включает различные аспекты профессиональной коммуникации, например, способность определения эмоционального состояния и мотивов действий другого человека); коммуникативно-рефлексивный компонент важно учитывать в различных профессиональных ситуациях и видах профессиональной деятельности психолога;

4) рефлексивный компонент в структуре группового взаимодействия (осознание своей профессиональной позиции, своей профессиональной роли в структуре организации, своих поведенческих стратегий в процессе профессионального взаимодействия в трудовом коллективе);

5) ценностно-смысловая рефлексия (предполагает осознание истинных смыслов своей профессиональной деятельности, что особенно важно для представителей «помогающих» профессий);

6) регулятивно-рефлексивный компонент (способность сознательного регулирования своей профессиональной деятельности); во многом благодаря данному компоненту специалист интегрирует различные элементы своей профессиональной деятельности.
Представленная модель профессиональной рефлексии включает не только личностный уровень
(интеллектуально-рефлексивный и личностно-рефлексивный компоненты, а также ценностно- смысловую рефлексию), но и уровень межличностного взаимодействия (коммуникативно- рефлексивный компонент и рефлексивный компонент в структуре группового взаимодействия).
Детально анализируя личностный аспект рефлексии, И. Н. Семенов выделяет ситуативную, ретроспективную, перспективную рефлексию. Рассмотрим, как данные виды рефлексии могут проявляться в деятельности психолога (педагога-психолога).
[1]
Так, ситуативный вид рефлексии профессиональной деятельности может включать осознание мотивировок тех или иных профессиональных действий.
Функция ретроспективной рефлексии заключается в осознании уже принятых решений и осуществленных действий. Данный вид рефлексии связан также и с выработкой отношения к предпринятым действиям (И. Н. Семенов). В деятельности педагога-психолога ретроспективная рефлексия может быть связана, например, с осмыслением адекватности выбора диагностического инструментария или определения коррекционно-развивающих задач.
Перспективный вид профессиональной рефлексии один из важнейших компонентов профессиональной идентичности педагога-психолога, вне перспективной рефлексии профессиональное развитие невозможно. Именно перспективная рефлексия становится основой

построения индивидуальной образовательной и профессиональной траектории, благодаря данному виду рефлексии происходит осознание способов прогнозирования профессионального развития и учет факторов риска в профессиональной деятельности психолога. Перспективная рефлексия — важный компонент профессионального самоопределения, инструмент осуществления выбора и принятия решений. Перспективная рефлексия помогает соотносить личностные смыслы и ценностные ориентиры с построением своей профессиональной перспективы.
Необходимо отметить, что рефлексивный компонент важно учитывать при построении образовательной модели подготовки иедагогов-психологов на разных ступенях профессионального становления (включая бакалавриат, магистратуру и различные программы последипломного образования). Использование в образовательном процессе различных интерактивных технологий (проблемных заданий, деловых и ролевых игр, анализа индивидуальных психологических случаев, разбора наиболее сложных случаев в интервизорских группах и на супервизии) будет способствовать развитию субъектной позиции специалиста и развитию профессиональной рефлексии.
Способность осознать значимость своей профессии, понять сущностные характеристики области своей профессиональной деятельности во многом оказывает влияние на результативность профессиональной деятельности педагога-психолога. Сформированность рефлексивности по отношению к процессу и результату деятельности является необходимым условием достижения высокого уровня профессиональной идентичности.
Е. А. Климов рассматривает профессиональное самосознание как компонент «Я-образа». При этом
«центральное место среди...представлений профессионала о себе и своей ценности занимает знание об объективном вкладе его и его товарищей по работе в общенародное дело». [8, с.73].
Структуру профессионального самосознания автор представляет следующим образом: Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности. Знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных
«ролей», на «шкале» общественных положений. Знание человека о степени его признания в профессиональной группе. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе.
Представления о себе и своей работе в будущем. [8]
Название стадии
Период
Содержание
Задачи профориентации
I.Стадия конкретно- наглядных представлений о мире профессий в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий
II. Стадия профессионального самопознания
Примернодо
14-16 лет потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью - общением со сверстниками; формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии направленность на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценка их уровня развития
III. Стадия профессионального самоопределения.
После школы завершается процесс становления профессионального самосознания.наличие сформированного маршрута в овладении профессией, устойчивых интересов в связи с профессией и осознание содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути

определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии
Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Стадия профессионального самопознания. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности.
Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью - общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, - в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. На этой стадии занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии
(примерно в 14-16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.
Стадия профессионального самоопределения. Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы! И именно профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.
23. Выделите и охарактеризуйте профессионально-важные качества психолога.
Как наиболее важные профессиональные качества психолога (помимо качеств, которые необходимы в любой другой профессии: ответственность, добросовестность, терпимость и т.п.) можно выделить следующие.
Эмпатия — это способность к сопереживанию, ставить себя на место другого. Эмпатия — способ понимания без осмысления, проникновение в эмоциональный мир другого человека.
Открытость — постоянная готовность взаимодействовать с окружающим миром.
Самообладание — умение контролировать свои настроение и чувства, сохранение спокойствия и невозмутимости в любой ситуации. Особенно это сложно, когда заказчик или клиент ведет себя агрессивно, навязчиво, капризно и т.п. Сохранение границ собственного "Я" позволяет контролировать поступающую через органы чувств информацию из внешнего реального мира в любых ситуациях.
Конгруэнтность (лат. — соразмерный, соответствующий) — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей. Данный термин был введен в психологию К. Роджерсом.
Интерес к людям — эмоционально положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, сопровождающееся желанием и стремлением общаться с ними, узнавать их.
Умение признавать ошибки — это одно из важных качеств, которые позволяют исправлять ошибки и самосовершенствоваться.
Стрессоустойчивостъ — способность человека переносить значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные нагрузками профессиональной деятельности.
Рефлексия — способность человека к критическому самоанализу, способность к размышлению о смысле человеческого существования.


Понятийность мышления — способность адекватно воспринимать реальную ситуацию, т.е. умение выделять суть объекта или явления, умение видеть причину и прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картину мира.
Коммуникативность — способность быстро и легко находить общий язык с людьми. Для психолога необходимо разговаривать понятным для заказчика или клиента языком. Важно уметь приближать свою речь к речи собеседника для улучшения контакта при умении психологически корректно взаимодействовать с сохранением дистанции.
24. Раскройте кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога–
профессионала.
Кризис - тяжёлое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-либо внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.
Разочарование - это субъективная реакция, связанная с ожидаемым (определения для понимания)
Кризисы могут способствовать:
1) личностному развитию;
2) личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и они «разъедают» человека изнутри.
Кризис – шанс для человека стать лучше, для профессионала – перейти на новый этап своего развития. Каждый этап развития должен быть заслужен человеком. В.П. Зинченко подчеркивает, что каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия перехода к новому этапу и остается на всю жизнь. Нужно умело использовать энергию своего кризиса и направить ее в нужное русло.
Этапы профессионального развития психологов:
1. Восторженно–романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не
«дорос». своеобразная «база», эмоциональный «тыл», который создает особую, незабываемую
«атмосферу» первого знакомства с психологией
2. Этап самоутверждения, желание овладеть экзотической методикой. это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.
3. Первые и последующие разочарования. Кризисы разочарования. Роль кризисов. Условия преодоления кризисов – поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе.
Здесь решается основной вопрос: научится студент–психолог преодолевать «кризисы разочарования» или нет.
4. Самостоятельное решение некоторых психологических проблем с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).
5. Первые серьезные попытки работать по-новому часто заканчиваются разочарованием в себе и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает понимание, что для творческой работы и импровизации в своем труде оказывается нужно хорошее знание психологической теории и методологии.
6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии.
7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Студент должен быть готов, что он может испытывать
1   2   3   4   5   6   7   8   9