Файл: Колымские рассказы В. Шаламова Биографическая справка о писателе. Обзор творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Колымские рассказы» В. Шаламова

1. Биографическая справка о писателе. Обзор творчества.

Шаламов Варлам Тихонович – советский и российский писатель 20 века, который стал известен благодаря своим «Колымским рассказам», повествующим о нелёгкой судьбе людей, которые во времена сталинских реформ были сломлены этой самой системой.

Варлам Тихонович Шаламов родился 5 июня 1907 года в городе Вологда, в семье потомственных священников. Его отец, также, как и дядя с дедом, был пастырем Русской православной церкви и занимался миссионерством. Мать же его всю жизнь воспитывала детей, а последние годы проработала в школе.

Варлам научился читать в возрасте 3 лет и с огромным интересом изучал всё то, что находил в семейной библиотеке. Свои первые стихи Варлам написал уже в детстве. В возрасте 7 лет его отдают в гимназию, однако образовательный процесс прерывается из-за начавшейся в стране революции, поэтому обучение мальчик закончил лишь в 1924 году.

После окончания гимназии, Варлам уезжает в Москву и присоединяется к рядам столичного пролетариата: он устраивается на завод и в течение двух лет отрабатывал навыки дубильщика на кожевенном производстве. В период с 1926 по 1928 годы Варлам учится в МГУ, изучая советское право, однако, узнав о «социально неугодном» происхождении парня, его исключают. Именно таким образом репрессивная машина в первый раз вторгается в биографию писателя.

В 1927 году Варлам становится участником акции протеста, которая была посвящена десятой годовщине начала Октябрьской революции, и вместе с группой подпольных троцкистов выходит с лозунгом «Долой Сталина!», призывая тем самым возвратиться к настоящим заветам Ильича. В 1929 году за участие в этой акции Шаламов впервые был заключён под стражу и «без суда и следствия» отправлен в исправительный лагерь как «социально вредный элемент» сроком на 3 года.

Свой первый срок Варлам Шаламов отбывает в Вишлаге, куда прибыл первым этапом из Бутырской тюрьмы в апреле 1929 года. Там, вместе с другими заключёнными, он участвует в возведении в Березняках химического комбината.

По окончании срока отбывания наказания, Шаламов возвращается в Москву, где начинает зарабатывать деньги на жизнь писательским трудом, сотрудничая с журналами и газетами. В 1936 году ему снова напоминают о его «грязном троцкистском прошлом», обвинив в контрреволюционной деятельности. Только на этот раз его осуждают сроком на 5 лет и в 1937 году отправляют в Магадан на золотодобывающие забойные прииски.


В 1942 году, когда срок осуждения Шаламова подошёл к концу, его и других заключённых отказались освобождать до того момента, пока не закончится Великая Отечественная война. Кроме этого, его постоянно обвиняли в других преступлениях, «пришивая» новые сроки по другим статьям («антисоветские высказывания», «дело юристов» и др.).

Отбыв своё первое заключение, Варлам стал работать журналистом в профсоюзных изданиях Москвы. В 1936 году на страницах журнала «Октябрь» был опубликован его первый художественный рассказ. 20-летнее изгнание сильно повлияло на творчество писателя: стихи, написанные им за это время в лагерях, в последствие возьмутся за основу цикла «Колымские тетради».

«Колымские рассказы» по праву считаются программным произведением Варлама Тихоновича. Этот сборник рассказов состоит из 6 циклов и посвящён годам бесправного управления в сталинских лагерях. В этом сборнике писатель описывает жизненный путь и опыт людей, которые были сломлены системой.

В отличие от автора «Архипелага ГУЛАГа», Шаламов был убеждён в том, что лагерь абсолютно для всех является отвратительной и ужасной школой, и часто негативно отзывался о Солженицыне, считая, что тот сделал себе имя за счёт спекуляции на теме лагерей.

Шаламов был против того, чтобы «Колымские рассказы» были изданы отдельным изданием, поэтому в полном собрании они были опубликованы уже после смерти писателя. А 2005 году на основе этого произведения был снят фильм.

В 1960-1970 годы Варлам Тихонович пишет повесть о воспоминаниях детства («Четвертая Вологда») и антироман «Вишера», в котором рассказывает об опыте первого лагерного заключения, также выпускает сборник стихотворений. Последний цикл стихотворений был опубликован в 1977 году.

Имея судьбу постоянного арестанта, это не помешало писателю построить свою личную жизнь. С первой женой, Галиной Игнатьевной Гудзь, Варлам познакомился в Вишерском лагере, где он «отбил» её у другого заключённого, к которому приехала девушка. В 1934 году они сыграли свадьбу, а ещё через год у них родилась дочь, которую пара назвала Еленой.

Второй женой Варлама стала Ольга Сергеевна Неклюдова, которая входила в Союз советских писателей. Их брак продлился 10 лет, общих детей у пары не было.

После развода, состоявшегося в 1966 году, Шаламов до самой смерти остаётся одиноким.


В 1981 году у Шаламова произошёл инсульт, после которого его отправляют в пансионат для людей, которые имеют хронические нарушения психики. Именно здесь, в этом пансионате, 17 января 1982 года он умирает от крупозного воспаления лёгких.

Циклы рассказов:

  • Колымские рассказы

  • Левый берег

  • Артист лопаты

  • Ночью

  • Сгущённое молоко

  • Очерки преступного мира

  • Воскрешение лиственницы

  • Перчатка или КР-2

  • Синяя тетрадь

  • Сумка почтальона

  • Лично и доверительно

  • Златые горы

  • Кипрей

  • Высокие широты

2. Биографические истоки сборника.

«Колымские рассказы» – своего рода энциклопедия жизни, страданий и смерти людей в лагерной империи под названием «Дальстрой». Материалом для них стали наблюдения и воспоминания более чем за 16 лет подневольной работы на золотых приисках и угольных шахтах, а также в больницах для заключенных.

Работу над книгой Шаламов начал в 1954, когда жил в Калининской области, работая мастером на торфоразработках. Он продолжил ее, переехав в Москву после реабилитации в 1956 году, а последнюю точку поставил в 1973. Тему своей книги Шаламов определил как «художественное исследование страшной реальности», «новое в поведении человека, низведенного до уровня животного», «судьба мучеников, не бывших и не умевших стать героями».

Большинство главных героев носят вымышленные фамилии, вроде Андреев или Крист, и в то же время очевидно автобиографичны, а многие из ситуаций с максимально возможной точностью воспроизводят реальность. Так, рассказ «Мой процесс» воспроизводит ситуацию суда военного трибунала над писателем в 1943 году в поселке Ягодное: точность писателя и его поразительная память была подтверждена документом, обнаруженным в 2000 году в магаданских архивах. Как отмечают исследователи, Шаламов в своем рассказе не только воспроизводит все фамилии участников суда, но и приводит в сжатом виде все их обвинения и показания.

Сохраняя имена героев, писатель считал своей задачей не столько усилить эффект подлинности, сколько дать саму подлинность, сохранив свое отношение к герою и запечатлев его в истории в знак доброй или недоброй памяти. «Всем убийцам в моих рассказах дана настоящая фамилия», – признавался Шаламов, включив в их число не только оперуполномоченных НКВД и других представителей репрессивного аппарата, но и доносчиков и бригадиров, способных в любую минуту стать убийцами. Убийство в рассказах Шаламова пугающе обыденно – как, например, в рассказе «На представку».


Шаламовская правда о лагерях была настолько пугающей, что ни один из его рассказов не мог пройти советскую цензуру даже во время пика борьбы с культом личности: приукрашенно-идеализированная правда Солженицына многим оказалась ближе.

3. Структура сборника. Типология новелл.

Цикл “Колымских рассказов” состоит из 137 произведений и подразделяется на пять сборников: “Колымские рассказы”, “Левый берег”, “Артист лопаты”, “Воскрешение лиственницы”, “Перчатка, или КР-2”, стоящих в строго определенном, но не хронологическом порядке. Повествование ведется постоянно от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая под разными фамилиями, предельно близок к автору.

Главным жанром цикла стала новелла, в предельно динамичном сюжетном рисунке передавшая остроту стремительно накладывающихся друг на друга, зачастую абсурдистских обстоятельств жизни заключенного на грани небытия. Шаламову удалось «в структурированных художественных формах новеллы запечатлеть то, что в принципе не может быть структурировано, – человека, оказавшегося в сверхэкстремальных ситуациях».

Выделяются различные проблемно-тематические уровни, важнейшие «срезы» лагерной жизни, осмысляемые в «Колымских рассказах».

Центральным предметом изображения становится лагерная судьба рядовых советских граждан, отбывающих заключение по политическим обвинениям: фронтовиков, инженеров, творческой интеллигенции, крестьян и др. Чаще всего художественно исследуется мучительный процесс разложения, окаменения личности, ее нравственной капитуляции как перед лагерными «блатарями», для которых она превращается в услужливого «чесальщика пяток» («Заклинатель змей», «Тифозный карантин»), так и перед большим и малым начальством («У стремени»), перед разрушающей душу и тело логикой лагерной действительности («Одиночный замер»). С другой стороны, автором постигаются, как правило, ситуативные, обреченные на жесткое подавление и растворение в лагерной среде проявления простой человечности, искренности («Сухим пайком», «Хлеб», «Плотники»), связанные иногда с теплящимся религиозным чувством («Апостол Павел»), а также выражаемое с различной степенью осознанности инстинктивное, социальное, интеллектуальное, духовно-нравственное сопротивление лагерю («На представку», «Июнь», «Сентенция», «Последний бой майора Пугачева»).


Шаламовым подробно выведена и среда лагерных воров, «блатарей», отбывающих сроки за уголовные преступления и становящихся в руках Системы действенным инструментом уничтожения человека в лагере, в особенности оказавшихся здесь представителей интеллигенции, презрительно именуемых «Иванами Ивановичами» («На представку», «Заклинатель змей», «Тифозный карантин», «Красный крест»).

Многопланово представлено в «Колымских рассказах» лагерное начальство разных уровней, обладающее гротескной, чудовищной логикой мышления, формирующее болезненную псевдореальность заговоров, доносов, обвинений, разоблачений и подчас неожиданно оказывающееся среди жертв этой деформированной действительности («Заговор юристов», «Галстук», «Почерк», «У стремени»).

Как важное звено лагерной действительности показана у Шаламова медицина, создана примечательная типология характеров врачей, фельдшеров, которые по долгу призвания выступают в качестве «единственных защитников заключенного», могут дать ему временное прибежище на больничной койке, согреть его хотя бы отдаленным подобием человеческого участия («Красный крест», «Перчатка», «Тифозный карантин», «Домино»), глубоко прозреть его обреченность («Аневризма аорты»). Вместе с тем врач вольно или невольно оказывается нередко заложником, жертвой и «блатной» прослойки лагерной среды, и собственного медицинского окружения, а также системы, превращающей больницу в свое подобие («В приемном покое», «Мой процесс», «Начальник больницы», «Вечная мерзлота», «Подполковник медицинской службы», «Прокуратор Иудеи»).

Как показано в ряде произведений, в лагере «цивилизация и культура слетают с человека в самый короткий срок, исчисляемый неделями». Различные проявления подобного «крушения гуманизма» исследуются в рассказах «На представку», «Галстук», «Домино», «У стремени», «Красный крест».

4. Концепция лагерной жизни В. Шаламова.

Шаламов считал, что пребывание в лагере — это растление для души человека. Писатель говорил, что ни один человек не становится лучше и сильнее после лагерного заключения. Потому что там люди подвергаются физическому и психологическому насилию, постоянному унижению. Их даже и за людей-то не считают. Это человеческий материал. "Колымские рассказы" стали новым словом о человеке, которого "пытаются превратить в нечеловека".