Файл: Задание Оценка эффективности инноваций Система показателей эффективности инноваций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 2. Оценка эффективности инноваций

  1. Система показателей эффективности инноваций.

Любая инновационная деятельность связана с инвестиционной, поскольку любое новаторство требует капитальных вложений. Инвесторы, вкладывающие свои деньги в инновационный проект, должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности и обеспечения окупаемости капиталовложений.

Жизненный путь новшеств может развиваться по одному из трех путей:

1) накопления в инновационной организации (ИО);

2) превращения в ИО в инновацию;

3) продажи как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему, исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей предъявляются следующие требования:

показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;

показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например: прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);

показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;

показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);

проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости


Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

экономический;

научно-технический;

социальный;

экологический.

  1. Экономический, научно-технический, социальный, экологический эффект.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический. Рассмотрим их подробнее.

Экономический эффект от осуществления инноваций в организации:

  1. Экономический эффект:

  • прибыль от лицензионной деятельности;

  • прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау;

  • прирост объема продаж;

  • улучшение использования производственных мощностей;

  • сокращение срока окупаемости инвестиций;

  • сокращение сроков капитального строительства;

  • улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение фондоотдачи и др.

  1. Научно-технический эффект:

  • количество зарегистрированных авторских свидетельств;

  • увеличение удельного веса новых информационных технологий;

  • увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов;

  • повышение коэффициента автоматизации производства;

  • повышение организационного уровня производства и труда;

  • рост количества публикаций (индекса цитирования);

  • повышение конкурентоспособности организации и ее товаров.

Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных:

  1. Социальный эффект:

  • прирост дохода работников организации;

  • повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников;

  • повышение степени безопасности условий труда работников;

  • повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей;

  • увеличение рабочих мест;

  • повышение квалификации работников;

  • улучшение условий труда и отдыха;

  • увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей.

  1. Экологический эффект:

  • снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов;

  • снижение отходов производства;

  • повышение эргономичности производства;

  • улучшение экологичности выпускаемых товаров;

  • улучшение эргономичности (уровень шума, вибрации и т.д.) выпускаемых организацией товаров;





  • снижение штрафов за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов.

  1. Проблемы оценки отдельных видов эффекта.

Для многих компаний в настоящее время способность изменяться, а также изменять свои продукты и поведение на рынке становится ключевым фактором успеха. Поэтому значение инновационной составляющей в деятельности компаний растет, и в перспективе будет повышаться. В связи с этим руководству компании необходимо определить ключевые принципы управления инновационными процессами, а именно:

  • разработка процедуры поиска новых идей;

  • определение порядка отбора наиболее перспективных идей;

  • создание системы реализации идей.

После этого необходимо организовать и реализовать инновационные процессы, по крайней мере, на начальном уровне зрелости. Для управления этими процессами потребуется система показателей, позволяющая оценить эффективность инновационной деятельности.

Основной проблемой принятия решения об инвестировании в инновации является выбор наиболее экономически целесообразного для бизнеса варианта действий - вложения в разработку инноваций (финансирование НИОКР) или покупка и внедрение готовых инноваций. Крайне мало существующих исследований посвящено данному аспекту оценки эффективности инноваций.

При оценке эффективности инвестиций в инновационную деятельность одним из актуальных методических вопросов является выбор горизонта планирования. Данной проблеме при оценке инвестиционных проектов посвящено множество публикаций, но исследований применительно к инновационным проектам недостаточно. Дело в том, что особенностью большинства инновационных проектов является непрерывность инвестирования инноваций на всем протяжении их жизненного цикла: от разработки идеи инновации до внедрения на рынок, включая затраты на возобновление спроса. Представляется, что горизонт планирования инноваций должен быть тесно взаимоувязан с их жизненным циклом.

Показатели эффективности инноваций помогают проанализировать способность организации к инновационным решениям и служат мерой успеха компании в этой области. И хотя большинство организаций пока не использует их в своей работе, существует ряд доводов в пользу того, почему это следует делать:


  1. Система показателей задает формализованную базу (объективные числовые данные) для принятия управленческих решений. Это особенно важно, если учесть, что многие инновационные проекты имеют долгосрочную перспективу и высокие риски.

  2. Показатели инноваций выражают стратегические интересы компании, позволяя «встроить» инновации в бизнес-процессы и наладить отношения между теми, кто генерирует новые идеи, и управленческой командой.

  3. Показатели помогают обоснованно распределять ресурсы между корпоративной системой управления идеями и инновационными инициативами. Плановые показатели устанавливают ожидания в отношении инновационного потенциала компании, а сравнение плановых показателей с их значениями в отчетные периоды позволяет увидеть «узкие» места — процессы, финансирование которых не соответствует поставленным целям.

  4. Показатели инноваций мотивируют персонал к инициативной работе. Четко сформулированные амбициозные цели делают сотрудников более предприимчивыми, побуждая их стремиться к выполнению поставленных задач.