Файл: Дисциплина Основы логопедии Практическое задание 3, Модуль 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (620) new
Дисциплина: Основы логопедии
Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической помощи
Выполнил:
слушатель Иванцова Анастасия Сергеевна
Преподаватель:
Минеева Оксана Александровна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД - 2022
Задание 1.
Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:
- для обследования какого компонента речи оно используется,
- какова цель задания.
Для удобства ответа заполните таблицу:
№ п/п | Содержание задания | Обследуемый компонент речи | Цель |
1. | Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово | Фонематический | Обследование состояния фонематического анализа |
2. | Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ. | Формирование связной речи | Научиться создавать рассказ по серии картинок |
3. | Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку: — кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко) — свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко) — коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко) — корова — теленок му (низко) му (высоко) | Сформированность фонематического слуха | Определение силы, тембра, высоты голоса |
4. | Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п. | Определение состояния артикуляционной моторики | Оценить анатомическое строение артикуляционного аппарата |
Задание 2.
Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:
№ п/п | Параметры | Содержание |
1. | Речевое нарушение | Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. |
2. | Виды (формы) | Выделяют следующие формы заболевания: псевдобульбарная (встречается наиболее часто); бульбарная; экстрапирамидная (подкорковая); мозжечковая; корковая. |
3. | Причины возникновения | Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже встречаются нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. |
4. | Механизм возникновения | Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов. При бульбарной •дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. Экстрапирамидная дизартрия. Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков. Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. |
5. | Симптоматика | Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. |
6. | Направления логопедической работы | Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. 1. Подготовительный этап. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа. 2. Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе. Работа с лицами, страдающими дизартрией, проводится в различных типах логопедических учреждений: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (последствиями полиомиелита и церебральным параличом), в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких (стертых) формах дизартрии работа проводится в поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ. Для профилактики дизартрии имеют значение профилактические осмотры детей первых лет жизни с перинатальной патологией, а также детей группы риска, т.е. детей, не имеющих признаков поражения мозга, но у которых отмечалась патология со стороны нервной системы в первые месяцы жизни, или которые родились в асфиксии от патологически протекавшей беременности и т.д. Врач и логопед дают обоснованные рекомендации родителям по лечению, обучению, воспитанию детей, по развитию артикуляционной моторики. |
Задание 3.
Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.
№ аудиофайла | Вид речевого нарушения | Обоснование |
№ 1 | Заикание | Нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в остановках в момент высказывания, а так же повторениях отдельных слогов или звуков. |
№ 2 | Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. |
№ 3 | Ринолалия | Нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Наличие назализованного тембра голоса. |
Задание 4.
Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:
Дети с нарушением зрения | Дети с умственной отсталостью | Дети с ДЦП |
1. Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий 2.Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов); 3.Развитие зрительно-двигательной координации; 4.Развитие слухового внимания; 5. Развитие зрительно-познавательной активности; 6. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова); 7. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи). | 1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности 2.Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. 3. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики 4. Развитие ритма. 5. Развитие речевого дыхания и голоса 6.Развитие артикуляторной моторики. 7. Развитие слухового восприятия и внимания. 8. Развитие фонетико-фонематической стороны речи. 9. Коррекция звукопроизносительной стороны речи 10. Развитие лексики. 11. Формирование грамматического строя речи 12 Развитие связной речи | 1.Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; 2. Развитие речевого дыхания и голоса; 3. Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи; 4. Развитие зрительного и слухового восприятия; 5. Развитие эмоциональных реакций; 6. Развитие функций кистей и пальцев рук; 7. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи. 8. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи; 9. Развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания. |