Файл: Дисциплина Основы логопедии Практическое задание 3, Модуль 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (620) new

Дисциплина: Основы логопедии

Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической помощи


Выполнил:

слушатель Иванцова Анастасия Сергеевна

Преподаватель:

Минеева Оксана Александровна

г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД - 2022

Задание 1. 

Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:

- для обследования какого компонента речи оно используется,

- какова цель задания.

Для удобства ответа заполните таблицу:

п/п

Содержание задания

Обследуемый компонент речи

Цель

1.

Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово

 Фонематический

 Обследование состояния фонематического анализа

2.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ.

 Формирование связной речи

 Научиться создавать рассказ по серии картинок

3.

Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку:

— кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко)

— свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)

— коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко)

— корова — теленок му (низко) му (высоко)

 Сформированность фонематического слуха

 Определение силы, тембра, высоты голоса

4.

Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п.

 Определение состояния артикуляционной моторики

 Оценить анатомическое строение артикуляционного аппарата


Задание 2.

Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:

п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение

 Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

2.

Виды (формы)

 Выделяют следующие формы заболевания:

псевдобульбарная (встречается наиболее часто);

бульбарная;

экстрапирамидная (подкорковая);

мозжечковая;

корковая.

3.

Причины возникновения

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже встречаются нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

4.

Механизм возникновения

 Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов. При бульбарной •дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры.

Экстрапирамидная дизартрия. Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.

Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.


5.

Симптоматика

 Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц.


6.

Направления логопедической работы

 Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

1. Подготовительный этап. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

2. Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе. Работа с лицами, страдающими дизартрией, проводится в различных типах логопедических учреждений: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (последствиями полиомиелита и церебральным параличом), в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких (стертых) формах дизартрии работа проводится в поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ. Для профилактики дизартрии имеют значение профилактические осмотры детей первых лет жизни с перинатальной патологией, а также детей группы риска, т.е. детей, не имеющих признаков поражения мозга, но у которых отмечалась патология со стороны нервной системы в первые месяцы жизни, или которые родились в асфиксии от патологически протекавшей беременности и т.д. Врач и логопед дают обоснованные рекомендации родителям по лечению, обучению, воспитанию детей, по развитию артикуляционной моторики.




Задание 3.

Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.

аудиофайла

Вид речевого нарушения

Обоснование

№ 1

 Заикание

 Нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в остановках в момент высказывания, а так же повторениях отдельных слогов или звуков.


№ 2

 Дизартрия

 Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной.

№ 3

 Ринолалия

 Нарушение тембра голоса и звукопроизношения. Наличие назализованного тембра голоса.

 

Задание 4. 

Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:

Дети с нарушением зрения

Дети с умственной отсталостью

Дети с ДЦП

1. Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий

2.Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

3.Развитие зрительно-двигательной координации;

4.Развитие слухового внимания;

5. Развитие зрительно-познавательной активности;

6. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);

7. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности

2.Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

3. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики

4. Развитие ритма.

5. Развитие речевого дыхания и голоса

6.Развитие артикуляторной моторики.

7. Развитие слухового восприятия и внимания.

8. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

9. Коррекция звукопроизносительной стороны речи

10. Развитие лексики.

11. Формирование грамматического строя речи

12 Развитие связной речи

1.Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

2. Развитие речевого дыхания и голоса;

3. Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;

4. Развитие зрительного и слухового восприятия;

5. Развитие эмоциональных реакций;

6. Развитие функций кистей и пальцев рук;

7. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи.

8. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

9. Развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания.