Файл: Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина:

Практическое занятие 2

Уважаемая Инна Ислановна! Зад. 2 неправильно выполнено: нужно было представить 2 практические ситуации: одна из моделей должна быть связана с принятием педагогического решения в нестандартных ситуациях на учебном занятии, а вторая - на выбор, но с применением пед. техники в процессе обучения и воспитания (минус 4 балла). В задании 3 алгоритм действий - это план. Методология - это обоснование актуальности проблемы, формулировки темы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы (минус 2 балла). Итого 3 балла. С ув., Черненко Н.М.

Выполнил:

Обучающийся Кириллова Инна Ислановна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


  1. Практическое занятие 2

Цель занятия: закрепление знаний о педагогической технике как элементе педагогического мастерства, формирование умений применять полученные знания в практической педагогической деятельности для решения педагогических задач.

Задание 1.

Проанализируйте материалы темы.

На основе анализа покажите основные подходы к трактовке понятия «Педагогическая техника».

Ответ оформите в виде таблицы:

№ п/п

ФИО ученого

Структура педагогической техники



 Азаров Ю.П.

 Способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка



Беспалько В.П.

Проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике, имеющая определенные характеристики



Волков И.П.

Описание процесса как достижения планируемых результатов обучения



Лихачев Б.Т.

Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения



Монахов М.В

Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя



Сериков В.В.

Процессуально-методическая характеристика педагогической деятельности



 Фрадкин Ф.А.

 Системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей



 Щукова Н.Е.

 «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику


Задание 2.

Смоделируйте не менее 2 педагогических ситуаций, иллюстрирующих применение компонентов педагогической техники в практической педагогической деятельности.

Одна из моделей должна быть связана с принятием педагогического решения в нестандартных ситуациях на учебном занятии.

Представьте контекст ситуаций. 

Педагогическая техника – важнейший элемент педагогической деятельности преподавателя, наиболее зримый показатель его профес­сиональной вооруженности и пригодности как воспитателя, учителя подчиненных.

Под педагогической техникой педагога понимается совокупность приемов его педагогического взаимодействия с учащимися, умений и навыков использования данных приемов в целях успешного решения учебно-воспитательных задач. В определении отражена общая специфи­ческая особенность педагогики – как теории и как практики. Если в теоретическом плане педагогическая техника – совокупность приемов, то в практическом – умений и навыков их применения. Для овладения на высоком уровне педагогической техникой педагогу следует не только усвоить сумму психолого-педагогических знаний о приемах взаимодействия и воздействия, но и в процессе практической деяте­льности, самосовершенствования сформировать и развить у себя соот­ветствующие умения и навыки.

Овладение педагогом педагогической техникой превращает ее в тонкий инструмент решения важных учебно-воспитательных задач. Развитая педагогическая техника помогает ему глубже и ярче вы­разить себя в педагогической деятельности, полнее раскрыть во взаи­модействии с учащимися свой личностный потенциал, добиться опти­мальных результатов в воспитательной работе.

В понятии «педагогическая техника» в единстве представлены две группы компонентов.

Первая группа связана с приемами, умениями и навыками педагога управлять своим поведением: техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция), владение своим организмом (мимика, пантомимика), управление своим эмоциональным (психическим) состоянием.

Вторая группа компонентов педагогической техники включает в себя приемы, навыки и умения педагога воздействовать на деятельность коллектива и отдельных его членов. К ним относятся приемы и умения воспитания, обучения, развития, психологической подготовки, педагогического общения.


Как видно из содержания понятия, ключевую роль в нем зани­мают педагогические приемы. Термин «прием» в общем виде представля­ет собой «способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение». В педагогике под приемом обучения, воспитания чаще всего понимают способ осуществления действия в форме определенных операций.

Приемы педагогической техники последовательно «разбиваются» на группы, подгруппы, виды и разновидности. Группы приемов педаго­гической техники – личностная эмоционально-волевая выразительность, операционно-деятельностные приемы (обучения, воспитания, развития, психо­логической подготовки, педагогического общения) – выделяются в клас­сификации в соответствии с компонентами содержания педагогической деятельности преподавателя.

Чем увереннее и шире преподаватель будет использовать педагогичес­кие приемы, тем эффективнее будет его воспитательная и обучающая деятельность. Но он должен учитывать такую педагогическую аксиому, что нет приемов, которые бы были действенны при любых условиях и при любых обстоятельствах. Поэтому педагогу следует знать условия, в которых тот или иной педагогический прием эффективен.

Практика показывает, что оптимальный выбор приемов педагогической техники, к примеру, на учебных занятиях определяется:

1. Содержанием учебного материала.

2. Методом и формой проведения занятий.

3. Учебными возможностями обучаемых.

4. Учетом мотивации обучаемых к учебной дисциплине, конкрет­ному занятию, непосредственно к руководителю занятия.

5. Возможностями преподавателя (наличием необходимой учебно-материальной базы, опыта в проведении занятий и т. д.).

6. Конкретизацией целей и задач учебного занятия (дидакти­ческих, воспитательных, коммуникативных и др.).

Знание таких условий в обучающей и воспитательной деятельности позволяет педагогу целенаправленно планировать и применять приемы пе­дагогической техники.

При применении того или иного конкретного приема помимо общих условий, влияющих на эффективность их использования, педагогу необходимо соблюдать также выработанные психологией и педагогикой требования, правила их реализации в жизнь. Например, применительно к жестам, следует придерживаться следующих правил:

а) жесты должны быть непроизвольны;

б) жестикуляция не должна быть непрерывной;


в) управляйте жестами: жест не должен отставать от подкреп­ляемого им слова;

г) вносите разнообразие в жестикуляцию; не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях;

д) жесты должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Эффективность реализации приемов в различных педагогических ситуациях демонстрирует уровень сформированности и развитости у педагога умений и навыков педагогической техники.

Навыки педагогической техники входят в общую систему педа­гогических навыков и представляют собой прочно усвоенные и не­однократно повторяющиеся интеллектуальные и практические действия
в учебно-воспитательном процессе, реализующиеся в соответствующих приемах и совершаемые при незначительном контроле сознания.


По степени содержательного охвата действий, требующих ав­томатизации, можно выделить простые и сложные (обобщенные) навыки педагогической техники. Наиболее существенными сложными навыками являются: навыки выразительной речи, навыки целесообразной мимики
и пантомимики, навыки общения, навыки самообладания, навыки ис­пользования технических средств обучения в учебно-воспитательной работе и др.


Каждый сложный (обобщенный) включает в себя ряд простых навыков. Ключевое значение для педагога имеют навыки ин­тонирования речи, навыки быстрой оценки, общего психического состояния воспитанников и коллективов, навыки распределения внимания в процессе общения, навыки быстрого и ясного формулиро­вания своих мыслей и др.

Умения педагогической техники – это более сложное образо­вание по сравнению с навыками. Они складываются из приобретенных знаний и навыков и свидетельствуют о способности педагога правильно их использовать в соответствии со сложившимися конкрет­ными обстоятельствами.

Под умением педагогической техники следует понимать успеш­ное выполнение педагогом интеллектуальных и практических действий в учебно-воспитательном процессе, связанное с выбором и применением правильных приемов в конкретной педагогической ситуации.

Правильным мы называем прием, который педагогически целесообраз­но и оптимально приводит к качественно высоким результатам.

Среди умений педагогической техники по аналогии с навыка­ми выделяются простые и сложные (обобщенные). Обобщенные умения педагогической техники – это группы умений. К ним следует отнести умения обучать, воспитывать, педагогического общения, выразите­льного показа чувств и отношений, речевые умения и др.

Задание 3. Составьте алгоритм организации исследования на тему: «Формирование творческого воображения у детей _________ возраста посредством развивающих игр» (возраст на выбор студента). Осуществите методологическое обоснование исследования.

У младших школьников (6-7 лет) в работе с детьми предлагается использовать многообразие популярных у младших школьников головоломок. В развивающей предметно-пространственной среде группы должны быть созданы коллекции головоломок и занимательных заданий.

Для этого необходимо создать картотеки устных головоломок и развивающих игр интересными задачами на развитие воображения. Данные задачи применяются в творческих играх – импровизациях; режиссерских играх с придуманным сюжетом.

Игры с предметами можно дополнить игровым набором «Сложи чемодан». В коллекцию механических занимательных игр также можно добавить добавлены «Тангос» (на магните); «3Д – пазлы»; проволочные головоломки. Например, головоломки «Тангос» (на магните) применяются как элемент образовательных развивающих ситуаций по формированию элементарных математических представлений, а в самостоятельной игровой деятельности должны пользоваться успехом у детей «3Д – пазлы». Внедрение в детскую деятельность этих механических головоломок способствует развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, комбинаторных способностей.

Так, готовые печатные развивающие игры могут пополнится такой игрой как «Геовизор Воскобовича», а также усложненными графическими головоломками. На этом этапе школьники могут дополнить еще одно изображение, используя 10 – 20 способов, создавать образ предмета, дать ему толкования. Дети могут использовать схему, как элемент для создания уже объемных образов.

В начальной школе дети совместно с педагогом и самостоятельно могут придумать, формулировать занимательные задания, создавать рукотворные книжки-малышки загадок и участвовать в проектно-исследовательской деятельности. В этом возрасте школьники уже «ломают головы» над сложными загадками. Школьники младших классов с удовольствием подбирают варианты отгадок к известным и новым загадкам. Педагог должен поощрять проявление детьми творчества при решении заданий занимательного характера, использование при ответе разнообразных доступных изобразительных средств (ответ можно нарисовать, вылепить, представить в виде аппликации или выложить из шерстяных ниток, пуговиц, палочек и т. п.). От детей должны приниматься любые ответы, главное условие: ребёнок должен объяснить свой вариант.