Файл: Обучающийся Кириллова Инна Ислановна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина:
Практическое занятие 2
Уважаемая Инна Ислановна! Зад. 2 неправильно выполнено: нужно было представить 2 практические ситуации: одна из моделей должна быть связана с принятием педагогического решения в нестандартных ситуациях на учебном занятии, а вторая - на выбор, но с применением пед. техники в процессе обучения и воспитания (минус 4 балла). В задании 3 алгоритм действий - это план. Методология - это обоснование актуальности проблемы, формулировки темы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы (минус 2 балла). Итого 3 балла. С ув., Черненко Н.М.
Выполнил:
Обучающийся Кириллова Инна Ислановна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
-
Практическое занятие 2
Цель занятия: закрепление знаний о педагогической технике как элементе педагогического мастерства, формирование умений применять полученные знания в практической педагогической деятельности для решения педагогических задач.
Задание 1.
Проанализируйте материалы темы.
На основе анализа покажите основные подходы к трактовке понятия «Педагогическая техника».
Ответ оформите в виде таблицы:
№ п/п | ФИО ученого | Структура педагогической техники |
| Азаров Ю.П. | Способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка |
| Беспалько В.П. | Проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике, имеющая определенные характеристики |
| Волков И.П. | Описание процесса как достижения планируемых результатов обучения |
| Лихачев Б.Т. | Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения |
| Монахов М.В | Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя |
| Сериков В.В. | Процессуально-методическая характеристика педагогической деятельности |
| Фрадкин Ф.А. | Системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей |
| Щукова Н.Е. | «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику |
Задание 2.
Смоделируйте не менее 2 педагогических ситуаций, иллюстрирующих применение компонентов педагогической техники в практической педагогической деятельности.
Одна из моделей должна быть связана с принятием педагогического решения в нестандартных ситуациях на учебном занятии.
Представьте контекст ситуаций.
Педагогическая техника – важнейший элемент педагогической деятельности преподавателя, наиболее зримый показатель его профессиональной вооруженности и пригодности как воспитателя, учителя подчиненных.
Под педагогической техникой педагога понимается совокупность приемов его педагогического взаимодействия с учащимися, умений и навыков использования данных приемов в целях успешного решения учебно-воспитательных задач. В определении отражена общая специфическая особенность педагогики – как теории и как практики. Если в теоретическом плане педагогическая техника – совокупность приемов, то в практическом – умений и навыков их применения. Для овладения на высоком уровне педагогической техникой педагогу следует не только усвоить сумму психолого-педагогических знаний о приемах взаимодействия и воздействия, но и в процессе практической деятельности, самосовершенствования сформировать и развить у себя соответствующие умения и навыки.
Овладение педагогом педагогической техникой превращает ее в тонкий инструмент решения важных учебно-воспитательных задач. Развитая педагогическая техника помогает ему глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, полнее раскрыть во взаимодействии с учащимися свой личностный потенциал, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе.
В понятии «педагогическая техника» в единстве представлены две группы компонентов.
Первая группа связана с приемами, умениями и навыками педагога управлять своим поведением: техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция), владение своим организмом (мимика, пантомимика), управление своим эмоциональным (психическим) состоянием.
Вторая группа компонентов педагогической техники включает в себя приемы, навыки и умения педагога воздействовать на деятельность коллектива и отдельных его членов. К ним относятся приемы и умения воспитания, обучения, развития, психологической подготовки, педагогического общения.
Как видно из содержания понятия, ключевую роль в нем занимают педагогические приемы. Термин «прием» в общем виде представляет собой «способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение». В педагогике под приемом обучения, воспитания чаще всего понимают способ осуществления действия в форме определенных операций.
Приемы педагогической техники последовательно «разбиваются» на группы, подгруппы, виды и разновидности. Группы приемов педагогической техники – личностная эмоционально-волевая выразительность, операционно-деятельностные приемы (обучения, воспитания, развития, психологической подготовки, педагогического общения) – выделяются в классификации в соответствии с компонентами содержания педагогической деятельности преподавателя.
Чем увереннее и шире преподаватель будет использовать педагогические приемы, тем эффективнее будет его воспитательная и обучающая деятельность. Но он должен учитывать такую педагогическую аксиому, что нет приемов, которые бы были действенны при любых условиях и при любых обстоятельствах. Поэтому педагогу следует знать условия, в которых тот или иной педагогический прием эффективен.
Практика показывает, что оптимальный выбор приемов педагогической техники, к примеру, на учебных занятиях определяется:
1. Содержанием учебного материала.
2. Методом и формой проведения занятий.
3. Учебными возможностями обучаемых.
4. Учетом мотивации обучаемых к учебной дисциплине, конкретному занятию, непосредственно к руководителю занятия.
5. Возможностями преподавателя (наличием необходимой учебно-материальной базы, опыта в проведении занятий и т. д.).
6. Конкретизацией целей и задач учебного занятия (дидактических, воспитательных, коммуникативных и др.).
Знание таких условий в обучающей и воспитательной деятельности позволяет педагогу целенаправленно планировать и применять приемы педагогической техники.
При применении того или иного конкретного приема помимо общих условий, влияющих на эффективность их использования, педагогу необходимо соблюдать также выработанные психологией и педагогикой требования, правила их реализации в жизнь. Например, применительно к жестам, следует придерживаться следующих правил:
а) жесты должны быть непроизвольны;
б) жестикуляция не должна быть непрерывной;
в) управляйте жестами: жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;
г) вносите разнообразие в жестикуляцию; не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях;
д) жесты должны соответствовать характеру речи и аудитории.
Эффективность реализации приемов в различных педагогических ситуациях демонстрирует уровень сформированности и развитости у педагога умений и навыков педагогической техники.
Навыки педагогической техники входят в общую систему педагогических навыков и представляют собой прочно усвоенные и неоднократно повторяющиеся интеллектуальные и практические действия
в учебно-воспитательном процессе, реализующиеся в соответствующих приемах и совершаемые при незначительном контроле сознания.
По степени содержательного охвата действий, требующих автоматизации, можно выделить простые и сложные (обобщенные) навыки педагогической техники. Наиболее существенными сложными навыками являются: навыки выразительной речи, навыки целесообразной мимики
и пантомимики, навыки общения, навыки самообладания, навыки использования технических средств обучения в учебно-воспитательной работе и др.
Каждый сложный (обобщенный) включает в себя ряд простых навыков. Ключевое значение для педагога имеют навыки интонирования речи, навыки быстрой оценки, общего психического состояния воспитанников и коллективов, навыки распределения внимания в процессе общения, навыки быстрого и ясного формулирования своих мыслей и др.
Умения педагогической техники – это более сложное образование по сравнению с навыками. Они складываются из приобретенных знаний и навыков и свидетельствуют о способности педагога правильно их использовать в соответствии со сложившимися конкретными обстоятельствами.
Под умением педагогической техники следует понимать успешное выполнение педагогом интеллектуальных и практических действий в учебно-воспитательном процессе, связанное с выбором и применением правильных приемов в конкретной педагогической ситуации.
Правильным мы называем прием, который педагогически целесообразно и оптимально приводит к качественно высоким результатам.
Среди умений педагогической техники по аналогии с навыками выделяются простые и сложные (обобщенные). Обобщенные умения педагогической техники – это группы умений. К ним следует отнести умения обучать, воспитывать, педагогического общения, выразительного показа чувств и отношений, речевые умения и др.
Задание 3. Составьте алгоритм организации исследования на тему: «Формирование творческого воображения у детей _________ возраста посредством развивающих игр» (возраст на выбор студента). Осуществите методологическое обоснование исследования.
У младших школьников (6-7 лет) в работе с детьми предлагается использовать многообразие популярных у младших школьников головоломок. В развивающей предметно-пространственной среде группы должны быть созданы коллекции головоломок и занимательных заданий.
Для этого необходимо создать картотеки устных головоломок и развивающих игр интересными задачами на развитие воображения. Данные задачи применяются в творческих играх – импровизациях; режиссерских играх с придуманным сюжетом.
Игры с предметами можно дополнить игровым набором «Сложи чемодан». В коллекцию механических занимательных игр также можно добавить добавлены «Тангос» (на магните); «3Д – пазлы»; проволочные головоломки. Например, головоломки «Тангос» (на магните) применяются как элемент образовательных развивающих ситуаций по формированию элементарных математических представлений, а в самостоятельной игровой деятельности должны пользоваться успехом у детей «3Д – пазлы». Внедрение в детскую деятельность этих механических головоломок способствует развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, комбинаторных способностей.
Так, готовые печатные развивающие игры могут пополнится такой игрой как «Геовизор Воскобовича», а также усложненными графическими головоломками. На этом этапе школьники могут дополнить еще одно изображение, используя 10 – 20 способов, создавать образ предмета, дать ему толкования. Дети могут использовать схему, как элемент для создания уже объемных образов.
В начальной школе дети совместно с педагогом и самостоятельно могут придумать, формулировать занимательные задания, создавать рукотворные книжки-малышки загадок и участвовать в проектно-исследовательской деятельности. В этом возрасте школьники уже «ломают головы» над сложными загадками. Школьники младших классов с удовольствием подбирают варианты отгадок к известным и новым загадкам. Педагог должен поощрять проявление детьми творчества при решении заданий занимательного характера, использование при ответе разнообразных доступных изобразительных средств (ответ можно нарисовать, вылепить, представить в виде аппликации или выложить из шерстяных ниток, пуговиц, палочек и т. п.). От детей должны приниматься любые ответы, главное условие: ребёнок должен объяснить свой вариант.